Число новых общественных пространств в Петербурге стремительно растет, город стремится к полицентричной модели развития, а жители получили возможность участвовать в создании потенциальных мест притяжения. Но появляющиеся общественные пространства не становятся знаковыми, «прячутся» во дворах, а туристической популярностью пользуются лишь два проекта — «Новая Голландия» и «Севкабель». Как сделать так, чтобы в Петербурге появился свой «Парк Горького», обсуждали участники дискуссии «Общественные пространства: от количества к качеству», организованной отделом конференций РБК Петербург совместно с проектом Retrogradu.net.
Спрятанные во дворах
Общественные пространства — естественный ответ на запрос жителей, которым нужны места, где можно интересно провести время — и погулять на свежем воздухе, и заняться спортом, и узнать что-то новое, и перекусить, и даже поработать, сменив обстановку. Однако большинство подобных проектов — локальные, закрытые, часто находятся во дворах или накрытых крышей атриумах.
«Так существует «Бертгольд центр», недавно открытое пространство «Линии». Даже «Никольские ряды» — все равно закрытый двор, пусть и немалый», — отметил модератор дискуссии Роман Герасимов, журналист, телеведущий, член Союза архитекторов России. Для сравнения он привел пример «Парка Горького» в Москве — проект совершенно иного масштаба, который привлекает огромные потоки посетителей, предоставляя им набор активностей на любой вкус, возраст и кошелек.
В Петербурге большими потоками посетителей, в том числе туристов, могут похвастаться разве что «Севкабель Порт» и «Новая Голландия». В перспективе, как напомнил Роман Герасимов, город получит несколько проектов на средства корпорации «Газпром»: набережная Лахты, которую расширят и обустроят, обновленный стадион «Петровский», где, как сообщает комитет по инвестициям, планируется многофункциональный культурно-спортивный комплекс; Охтинский мыс, где общественное пространство и парк предусмотрены в проекте «Газпром нефти». Встает вопрос о том, можно ли в Петербурге создавать знаковые общественные пространства, не опираясь на деньги мега-инвесторов, или «Севкабель» так и останется единичным исключением из правила.
Воля и желание
Упомянутый Парк Горького в Москве — инициатива властей столицы, к которой уже в процессе реализации подключился бизнес. «Удалось это сделать благодаря одному: воле и желанию власти», — подчеркнул партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин.
Действительно, чтобы решить все вопросы, которые тянет за собой преобразование парка в общественное пространство, нужно очень сильное желание. Вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов Елена Бодрова описала гипотетический проект по развитию парка Екатерингофка. Содержанием парка занимается комитет по благоустройству. Освещение — это вопрос взаимодействия с «Ленсветом». Точкой притяжение могла бы стать историческая конюшня, которую можно реконструировать силами инвестора — это епархия комитета по инвестициям. В парке есть летняя эстрада, у районной администрации или муниципалов есть бюджет на концерты, но нет бюджета на содержание самой эстрады. Отдельная история с общественным питанием, начиная от тележек с мороженым. Чтобы их установить, районная администрация должна определить места размещения, а комитет по имущественным отношениям — провести торги среди потенциальных арендаторов. Итого минимум пять участников процесса, которых нужно как-то объединить и скоординировать.
«Решением — и я думаю, мы к этому придем, — может быть создание рабочей группы. Губернатор подписывает протокол, назначается ответственный вице-губернатор, пишется план, и кто-то дирижирует этим разрозненным оркестром по совместному развитию какого-то конкретного парка», — считает Елена Бодрова. Соответственно, в числе первоочередных факторов, которые нужны для развития общественных пространств в Петербурге, эксперт назвала политическую волю, планирование и системность работы.
«Буйный» и его команда
По мнению зампредседателя правления ООО «Охта Групп» Дмитрия Киселева, первое, что нужно для успешной реализации проекта общественного пространства — «буйный» в хорошем смысле слова лидер. И неважно, будет он чиновником, как в случае с «Парком Горького», или бизнесменом, как в «Севкабеле». Второе условие — команда, и третье — идея или комлекс идей, вокруг которых будет создаваться общественное пространство.
По словам Киселева, бизнес может взять на себя и проект по развитию парка, несмотря на все сложности. Но тогда ему нужно подробное концессионное соглашение с городскими властями, в котором будут четко прописаны условия аренды, указано, кто, в какие сроки и в каком объеме финансирует каждый элемент проекта, и так далее. «Мы могли бы попытаться выступить «буйным», привлечь консультантов, партнеров и заняться развитием парка как общественного пространства», — сказал Дмитрий Киселев.
В свою очередь, директор Архитектурной школы МАРШ Никита Токарев подчеркнул значимость проработки проекта с точки зрения его жизненного цикла. «Важно смотреть не только и не столько на проект как таковой, его дизайн, расстановку тех или иных элементов, а на его жизненный цикл. А для того чтобы ответственно подойти к этому вопросу, надо собирать данные о том, как ведут себя уже реализованные пространства», — сказал он. Здесь, по словам эксперта, пригодятся технологии big data, с помощью которых можно изучать потоки посетителей, доходы бизнеса, и затем на основе этих данных заниматься «доказательной урбанистикой» — оценивать, как работают те или иные решения.
А чтобы эти решения работали на протяжении всего жизненного цикла проекта и вовремя обновлялись, нужно грамотное управление. «Никому не интересен проект, который просуществует один-два сезона, а потом в силу отсутствия финансирования либо отсутствия опыта у управляющей компании и событийный ряд провалится, и провалится банальное управление с точки зрения ЖКХ — уборка, замена лампочек. Поэтому нужно растить качественные, грамотные управляющие компании, заточенные именно на управление общественными пространствами», — подчеркнул Валерий Трушин.
По мнению заместителя генерального директора Фонда ДОМ.РФ Антона Финогенова, самыми эффективными управляющими компаниями, а также соинвесторами проектов, могли бы стать предприятия малого и среднего бизнеса, заинтересованные в развитии общественных пространств. «Общественные пространства повышают капитализацию коммерческой недвижимости, первых этажей. Нужна работа с малыми, средними инвесторами, с их ассоциациями. Пока это звучит малореально, но надо начинать на эту тему думать», — считает Антон Финогенов.
В заключение Валерий Трушин отметил, что одна из ключевых проблем Петербурга, препятствующая реализации смелых проектов — общая инертность и реактивность мышления. «Как с этим бороться — вопрос открытый. Как минимум, начать об этом говорить», — подчеркнул эксперт.
Повтор публикации от 15.07.2022