Санкт-Петербург остается одним из самых популярных городов для туристов. В Северную столицу приезжают те, кто ранее активно путешествовали по миру, и сегодня ищут новые локации в уже знакомых городах. Что город может предложить гостям за пределами золотого треугольника, и какие направления нуждаются в активном развитии — обсудили участники дискуссии, организованной отделом конференций РБК Петербург и проектом Retrogradu.net.
Новый must have для туристов
Согласно данным мониторинга компании «Медиалогия», информационного партера дискуссии, в русскоязычном сегменте сети по топовым запросам среди достопримечательностей Петербурга по-прежнему лидирует Эрмитаж, за ним следует Русский музей. На третьем месте — Петергоф. В первой пятерке — Мариинский театр и Петропавловская крепость. Все эти точки можно назвать традиционными с точки зрения притяжения туристов. Однако произошли и некоторые изменения. Так, на девятом месте рейтинга появился Лахта-центр. На 15-ой строчке — стадион «Газпром Арена», на 17-ой — Новая Голландия. Парк 300-летия стал 22-м. На 25-е место попали намывные территории Морского фасада, следом за ними — Севкабель Порт.
Это говорит о том, что, хотя музеи и театры города остаются главным магнитом для туристов, растет запрос на новые локации. Формируется новая туристская география, над развитием которой город активно работает уже не первый год.
«Наша идея «новой туристской географии», о которой мы говорим вместе с бизнесом, подразумевает гармоничное сочетание: классический плюс современный — живой, динамичный Санкт-Петербург. Это, с одной стороны, отвечает интересам современных активных путешественников, к которым уже, безусловно, наши российские туристы относятся. А с другой — это важно для устойчивого развития отрасли», — говорит председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
«Наша идея «новой туристской географии», о которой мы говорим вместе с бизнесом, подразумевает гармоничное сочетание: классический плюс современный — живой, динамичный Санкт-Петербург. Это, с одной стороны, отвечает интересам современных активных путешественников, к которым уже, безусловно, наши российские туристы относятся. А с другой — это важно для устойчивого развития отрасли», — говорит председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Суть концепции новой тургеографии заключается в том, чтобы люди хотели приезжать в город снова и снова. «Конструктор путешествий», который мы стараемся сейчас сформировать, должен включать вескую причину приехать в Санкт-Петербург и затем вернуться сюда еще раз. Всегда должно оставаться что-то, что еще не успели посмотреть, не успели посетить. Такой подход стимулирует очень важный для города возвратный туризм», — подчеркнул Корнеев.
Отдельно глава комитета по развитию туризма Петербурга указал на необходимость взаимосвязанного развития разных направлений туризма для любого возраста и бюджета, когда человек может где-то отдохнуть с детьми, потом приехать в Санкт-Петербург с друзьями на праздники, и это будет уже другой маршрут для отдыха, а для поездки с родителями — третий. Новые водные маршруты могут удачно соединить объекты исторического центра с новыми общественными пространствами. «Мы активно рассказываем о новых предложениях. В свою очередь — событийный туризм дополняет познавательный или деловой, как это происходит, например, в День города или в дни Петербургского экономического форума. И это работает — туристы очевидно интересуются новыми местами и предложениями», — отметил Сергей Корнеев.
Увидеть город глазами петербуржца
По оценке генерального менеджера отеля «Гельвеция» Юниса Теймурханлы, последние годы отельеры отмечают повышенный спрос гостей к тем локациям, которые популярны у горожан, чтобы увидеть город глазами местных жителей.
«Например, мы отмечаем повышенный интерес к крышам Петербурга. Есть небольшое количество крыш, официально разрешенных к посещению, но, когда частные гиды предлагают гостям прогулки и по другим крышам, они охотно соглашаются», — отмечает Юнис Теймурханлы.
«Например, мы отмечаем повышенный интерес к крышам Петербурга. Есть небольшое количество крыш, официально разрешенных к посещению, но, когда частные гиды предлагают гостям прогулки и по другим крышам, они охотно соглашаются», — отмечает генеральный менеджер отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы.
Еще один популярный тренд — пешие экскурсии по городу и, конечно, маршруты, чтобы увидеть город с воды. Причем не на экскурсионных больших прогулочных катерах, а в рамках частных экскурсий, уточнил он.
В рамках развития водного туризма появляются новые маршруты, один из них, например, связывает Дворцовую набережную, Новую Голландию, Английскую набережную и Севкабель Порт. Другой пример — «маршруты на закат» из Севкабель Порта в Финский залив, когда с воды можно увидеть и Лахта-центр, и ЗСД, и новые виды Петербурга.
Где в Питере есть?
Владелец сети Telegram-каналов, ресторатор Александр Сысоев указал на то, что в контексте развития туристической отрасли в городе нужно обязательно уделить внимание и особой петербургской гастрономии, чтобы туристы не ограничивались посещением только улицы Рубинштейна. Пока это все равно де-факто адрес номер один, но стоит задуматься о принципиально новых больших проектах. Модератор дискуссии Роман Герасимов отметил, что такие вещи создаются. В частности, был анонсирован целый ресторанный квартал рядом с Таврическим садом, в Варшавском экспрессе должен открыться большой фудкорт.
Точку зрения Сысоева разделил и ресторатор, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар. Одним из ключевых моментов в продвижении гастрономических проектов в Санкт-Петербурге эксперт назвал событийную составляющую, например, крупные фестивали, для проведения которых можно выбрать локацию необязательно в центре города: важно, что будет окружать участников мероприятия. Если фестиваль будет рядом с водой – это, безусловно, привлечет больше людей. Туристы готовы уезжать из центра, подчеркивает Гарбар, просто нужно их увлечь. К тому же все хотят есть три раза в день. Еще и поэтому гастрономический туризм — один из приоритетов.
«Я бы ориентировался все-таки на всевозможные фестивали и гастрономические предложения. Можно и в плане завтраков, обедов и ужинов удовлетворить любой вкус. Нужно пробудить интерес и сделать информационный повод, к примеру, фестиваль завтраков. Или сделать конкурс-фестиваль по приготовлению бефстроганова. Или найти петербургское блюдо, которое могли бы приготовить не только местные повара, но и специалисты со всей России. Я думаю, в этом направлении нужно идти, потому что все остальное отрегулирует сам бизнес», — поясняет Леонид Гарбар.
«Я бы ориентировался все-таки на всевозможные фестивали и гастрономические предложения. Можно и в плане завтраков, обедов и ужинов удовлетворить любой вкус. Нужно пробудить интерес и сделать информационный повод, к примеру, фестиваль завтраков. Или сделать конкурс-фестиваль по приготовлению бефстроганова. Или найти петербургское блюдо, которое могли бы приготовить не только местные повара, но и специалисты со всей России. Я думаю, в этом направлении нужно идти, потому что все остальное отрегулирует сам бизнес», — поясняет президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар.
С этим согласен и Александр Сысоев: «Бизнес все сделает сам, потому что максимизация прибыли — это наша основная цель. Гость голосует рублем и его нельзя заставить тратить деньги там, где ему не нравится».
«Бизнес все сделает сам, потому что максимизация прибыли — это наша основная цель. Гость голосует рублем и его нельзя заставить тратить деньги там, где ему не нравится», — говорит владелец сети Telegram-каналов, ресторатор Александр Сысоев.
При этом ресторатор отмечает, что городу не хватает большого количества инициаторов и готовых решений. «Над этим мы работаем сами, но и здесь, скорее, важна информационная поддержка от властей», — добавляет Сысоев. По его мнению, если в городе будут рассказывать, что делает частный бизнес, какие реализуются проекты, насколько они успешны, это может стать хорошим симбиозом в отношении властей и бизнес-сообщества.
Новый взгляд на историю
Акцент как с точки зрения гастрономии, так и истории стоит делать на событийный туризм, полагают участники дискуссии. Так, куратор выставочного проекта «30 картин из жизни Петра Великого. 2022» Алина Зоря рассказала об историческом проекте, который может быть интересен туристам. Выставка «30 картин из жизни Петра Великого. 2022» откроется 9 июня на Марсовом Поле и приурочена к празднованию 350-летия Петра Великого.
«По сути, это историческая реконструкция народных гуляний, которые прошли на Марсовом поле в 1872 году. Но это не классический жанр реконструкции, а взгляд в сегодняшний день и в будущее, — говорит Алина Зоря. — Далеко не все элементы народного гуляния 1872 года дошли до наших дней, поэтому мы подключили художников, мультимедиа-дизайнеров, архитекторов, чтобы сделать сложный мультикультурный проект, который был бы современным и использовал технологии дополненной реальности».
«По сути, это историческая реконструкция народных гуляний, которые прошли на Марсовом поле в 1872 году. Но это не классический жанр реконструкции, а взгляд в сегодняшний день и в будущее. Далеко не все элементы народного гуляния 1872 года дошли до наших дней, поэтому мы подключили художников, мультимедиа-дизайнеров, архитекторов, чтобы сделать сложный мультикультурный проект, который был бы современным и использовал технологии дополненной реальности», — говорит куратор выставочного проекта «30 картин из жизни Петра Великого. 2022» Алина Зоря.
Реализация масштабного проекта потребовала два года работы и участия как бизнеса, так и крупнейших городских музеев. В подготовке этой выставки приняли участие «Газпром», Государственный Русский музей, музей-заповедник Петергоф и Академия художеств имени Ильи Репина.
В центральном павильоне выставки будет работать VR-аттракцион, где гости смогут с помощью технологий дополненной реальности своими глазами увидеть, как проходили гуляния в 1872 году. Причем сделать это можно будет круглосуточно в течение двух месяцев, выставка будет доступна бесплатно для всех желающих.
Куда, если не в центр
Помимо новых точек притяжений в центре, стоит обратить внимание на новые общественные пространства в разных районах города, говорит Сергей Корнеев. «В ближайшее время достаточно востребован и интересен может быть, например, правый берег Невы, Охта. Отдельная позитивная история — городские и пригородные парки», — подчеркивает Корнеев.
Интересными для туристов будут и экологические маршруты в Приморском районе, северное побережье Невской губы, западный Котлин в Кронштадте, Сестрорецкое болото, маршруты по берегу Финского залива в Комарово.
«В прошлом году, несмотря на все вызовы пандемии, по результатам большого аналитического исследования, 86% гостей оценили уровень гостеприимства в Петербурге как высокий или очень высокий, а 74% отметили, что готовы приехать еще раз. Вот эту базу удалось совместными усилиями сформировать, сохранив туристскую инфраструктуру, самый высокий уровень гостеприимства, от которого мы сейчас отталкиваемся. И это приносит плоды — даже в прошлом году путешественники принесли в экономику нашего города 234 млрд рублей», — подчеркнул председатель комитета по развитию туризма.
Не только летом
Хотя показатели оценки гостеприимства оказались высокими, Юнис Теймурханлы обратил внимание, что для гостиниц и отелей ситуация все равно остается очень непростой, особенно в низкий сезон, который будет достаточно сложно пережить.
Отельерам нужны периоды массового притяжения людей в город и в низкий сезон, поясняет он. «Хорошим примером является Культурный форум в конце осени. Это то мероприятие, которое генерирует туристические потоки в Петербурге в низкий сезон. Сейчас я бы сказал, эта задача выходит на передний план», — говорит Юнис Теймурханлы.
Сергей Корнеев подтвердил, что осенне-зимний период, безусловно, является важным, это учитывается и в календаре туристских событий, при составлении которого стараются отбирать мероприятия соответствующим образом и заранее давать информацию о них. Здесь, по его мнению, есть трудность в том, что из-за пандемии у туристов очень сократился горизонт планирования, ситуация постоянно меняется. Тем не менее, необходимо работать на перспективу, привлекать потенциальных гостей города, формировать основу дальнейшего развития туристской инфраструктруры.
«Инвесторы доверяют Санкт-Петербургу, вкладываются, а мы стараемся показать долгосрочную городскую политику», — отметил Сергей Корнеев. Он также напомнил о действующих в городе мерах поддержки, связанных с налогами в сфере гостеприимства, принятых по поручению губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и беспрецедентных по оценке Ростуризма. Они призваны, в том числе, поддержать инвестиционную привлекательность отрасли и позволить городу и бизнесу развиваться в нынешних условиях.
«Вызовы уходят, а гостеприимство как миссия нашего уникального города и один из лучших экспортных продуктов, очень выгодный для Санкт-Петербурга, остается», — заключил Сергей Корнеев.
Повтор публикации от 03.06.2022