#1 Технотренды, 11 июля 2022
От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Как концепция умного дома захватывает рынки

Фото: «Марвел-Дистрибуция»
Фото: «Марвел-Дистрибуция»
Директор департамента «Умный дом и экосистемные устройства» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков — об отличиях российского рынка smart home от западноевропейского и росте сегмента, несмотря на уход ряда вендоров.

По данным Главного радиочастотного центра (Научно-технический центр ГРЧЦ), в 2021 году в России были проданы устройства для умного дома на сумму около $1,2 млрд, а отечественные ретейлеры также фиксировали кратный рост продаж. Даже перебои с поставками в пандемию не стали сдерживающим фактором развития сегмента. О том, что изменилось в 2022 году на рынке решений для умного дома и почему даже в условиях ухода ряда вендоров он выглядит привлекательным для бизнеса — в интервью РБК+ рассказал директор департамента «Умный дом и экосистемные устройства» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков.

Время и нервы

— Рынок решений для умного дома в России активно рос последние пару лет. Сейчас, когда многие ИТ-вендоры ушли из нашей страны, ждет ли его стагнация или падение?

— Пока предпосылок для такого тренда нет. Не буду лукавить: сложности есть — в особенности в индустриальном сегменте. Например, еще весной в результате действий зарубежных компаний решения одного из крупных отечественных игроков перестали работать, потому что базировались на облаке иностранного поставщика. Разработчикам пришлось искать, куда переносить инфраструктуру — теперь их продукты будут работать на локальных российских серверах. Какое-то количество нервов и времени это займет, но устройства будут работать.

Есть категория решений для застройщиков, у которых были планы по внедрению умного дома в контур квартир, домов, зданий. В этом сегменте проблемы с доступностью тех или иных устройств и технологий в России повлияли на скорость внедрений, монтажа и инсталляций и т.д. Но и здесь проблемы решаемы. Если недоступны какие-то роутеры, антенны или серверы, надо предложить альтернативы либо изыскивать пути доставки этого востребованного товара на территорию РФ.

Но, к примеру, продажи нашей компании в этом сегменте в первом и втором кварталах идут даже чуть выше плана, поставленного в 2021 году. Мы не видим каких-то направлений умного дома, где бы наблюдался серьезный провал или нам приходилось бы искать механики и способы для восстановления бизнеса.

— Но все же часть вендоров ушла?

— Если мы говорим про розничный продукт, который обычный потребитель может купить в магазине, то здесь сложности лишь с европейскими или североамериканскими марками бытовой техники и электроники. Тем не менее, существуют альтернативные и понятные замены или альтернативные пути доставки.

В области индустриального интернета вещей сложностей больше, но сам рынок еще не сформировался до такой степени, чтобы на нем появились безальтернативные решения, которые были бы must have в любом проекте. Если бы так было, ситуация была бы критичной, а пока – нет.

В случае, когда в каком-то индустриальном проекте и были предусмотрены решения от европейского вендора, а он ушел, мы просто будем рассматривать решения других производителей. Например, в сегменте «видеонаблюдение и безопасность» есть выбор продуктов, которые позволяют продолжить строить проекты в умных зданиях, предприятиях и районах.

— А что будет с решениями тех вендоров, которые ушли? Люди их купили, но смогут ли пользоваться?

— Существует две категории решений. Первая – те, которые работают через облака. В этом случае есть риск, что производитель закроет доступ к облаку и сервис прекратит свою работу. Например, если голосовая команда для включения лампочки сначала отправлялась на сервер, расположенный где-то за рубежом, а лишь потом «возвращалась» к лампочке, то эта функция может оказаться недоступной, если вендор того захочет. Это связано не с желанием отключить лапочки в домах россиян из вредности, а с соблюдением санкционной политики в отношении того или иного российского поставщика — например, аффилированного с банком.

Вторая категория устройств управляется локально. Здесь проблем не должно быть, даже если производитель уйдет с рынка и не будет оказывать поддержку. Пока устройство не сломалось, оно будет работать.

Расширяя технологические горизонты

— В качестве альтернативы ушедшим ИТ-компаниям часто называют производителей из Китая или более широко — Азии. Сильны ли позиции азиатских вендоров в сегменте умного дома?

— Технологии умного дома на европейских и североамериканских рынках, да и в целом на рынках развитых стран, имеют важное отличие: там решения зачастую базируются на платформах операторов связи, они сформированы из различных компонентов на какой-то одной платформе.

В Азии и России подход к построению умных решений иной. У нас есть свои хорошие решения нескольких крупных цифровых компаний, которые работают на этом рынке. Если посмотреть на статистику использования голосовых помощников и поисковых запросов, то большая доля будет принадлежать не Google, Amazon, Apple, а Марусе, Алисе, Салюту и т.д. Русский пользователь хочет общаться с отечественным голосовым помощником на русском языке — за это мы уже давно проголосовали рублем. Поэтому, когда возникает потребность в умном решении, пользователи в первую очередь смотрят на те, которые изначально связаны с этими голосовыми помощниками и отечественными платформами, а также на те, которые умеют с ними работать.

Так что сегодня у нас есть возможность выстроить полноценную качественную и высокофункциональную систему умного дома, которая никак не будет связана с решениями, более недоступными для нас. Азиатские вендоры, в отличие от европейских и североамериканских, в эту экосистему готовы встраиваться.

— Сами и без принуждения?

— Практически, но мы этому способствуем. На сегодняшний день в нашем портфеле более 40 производителей из сегмента «умная техника/умный дом», и большинство не имеет здесь полноценных представительств, поэтому наша миссия не только купить у них товар, пройти таможенную очистку и завести в канал продаж, но и создать полноценное развитие бренда на нашем рынке, включая сервисную поддержку, маркетинговое продвижение и реализацию комплексных мероприятий, направленных на популяризацию решений, включая создание связки с российскими голосовыми помощниками. Мы эту интеграцию координируем, договариваясь с командами разработчиков.

— То есть рынок пока настолько незрелый, что ему нужны визионеры?

— Кому-то нужно выступать популяризатором, который будет за собой вести вендоров и вовлекать пользователей, расширяя технологические горизонты. Пока технология находится на уровне входа в раннего массового потребителя, эта задача очень важна. К сожалению, пока еще многие не до конца понимают идею умного дома, она размыта. Поэтому в начале этого года мы запустили собственный розничный проект «Всёсмарт», направленный на популяризацию экосистем и в целом концепции Smat Life. Более десятка магазинов умных устройств открыто в Москве и Санкт-Петербурге, где можно получить консультацию и собрать свою модель умного дома.
Мы стараемся сделать так, чтобы не только обычные люди, но и ретейлеры, дизайнеры, застройщики лучше представляли, что это такое. Последние, кстати, оказывают огромное влияние на развитие этого направления.

Части целого

— Спрос со стороны застройщиков есть? Еще недавно они говорили, что это слишком дорого…

— Все застройщики, с которыми мы общались, имеют явный интерес к решениям умного дома в контуре как здания, так и квартиры. Понятно, что сейчас подобные решения рассматриваются в основном для домов сегментов комфорт плюс и выше. Но я уверен, что недорогие технологии рано или поздно дойдут до эконом-класса и станут стандартом. Многие застройщики уже сейчас активно предлагают квартиры не только с чистовой отделкой, но даже с полным ремонтом, мебелью, а иногда и техникой, и даже умным домом внутри. Это становится определенным конкурентным преимуществом. Некоторые застройщики предлагают и квартиры, готовые к инсталляции умного дома. Например, уже есть подводка электричества к карнизам, управляемым голосом, умные реле или розетки, видеонаблюдение внутри или снаружи квартиры. Датчики протечки и запорные краны уже стали практически обязательным решением. Также могут быть установлены умные вызывные панели для связи с управляющей компанией и т.д.

— На данный момент экосистема умного дома полноценно представлена на нашем рынке, или каких-то компонентов нет, или они не востребованы?

— По данным аналитиков, самые востребованные пользователями направления — это системы безопасности, управление освещением и электропитанием, а также управление климатом. Мне кажется странным, что пользователь, судя по этим данным, не очень хочет управлять шторами, но я предполагаю, что это связано с незнанием о существующей технологии. А это же очень удобно: шторы можно открыть или закрыть голосом или настроить систему так, чтобы шторы открывались в зависимости от освещенности внутри или снаружи квартиры, температуры воздуха, времени, например, в определенный час утра.

Востребован, но пока массово не применяется, и сегмент решений для управления крупной бытовой техникой. Пока нельзя говорить о полноценной умной технике, потому что вряд ли посудомойки в ближайшее время научатся загружать себя посудой — это было бы неплохо. Такая же ситуация и со стиральными машинами. Но возможность на экране смартфона отследить или запустить программы, включить или выключить устройства — уже можно, можно даже провести удаленную диагностику. То есть, производитель устройства может увидеть, что с ним что-то не так, и мастер приедет для починки уже с конкретной деталью. Это сокращает количество выездов, сроки ремонта и т.д. Но российский потребитель пока больше думает про контроль и безопасность, хотя и комфорт для многих становится все более значимым.

— Это касается и индустриального сегмента?

— Здесь комфорт заменяется эффективностью, поэтому в индустриальных умных решениях все направлено на оптимальное использование ресурсов, например, когда мы можем автоматизировать распознавание номеров автомобилей на въезде в ЖК, сотрудник, поднимающий шлагбаум, не нужен. Или сбор данных со счетчиков — автоматизация позволяет делать это без участия человека. Если во все места общего пользования поставить устройства управления светом, которые будут включать лампы только в присутствии человека, в масштабах ЖК это приведет к существенной экономии денег. Поэтому такие базовые задачи, как сбор данных с датчиков в подавляющем большинстве современных ЖК уже решаются — это сравнительно недорого и выгодно для управляющих компаний, которые часто аффилированы с застройщиком. К тому же это конкурентное преимущество для собственников.

Но в сегменте вторичного жилья для внедрения таких решений нужны те самые кнут и пряник. Пока же лишь идет дискуссия о том, каким стандартам должны соответствовать такие решения: государство понимает, что стандартизация необходима. Хотя я думаю, что в ближайшее время вряд ли удастся найти единое решение для ЖКХ или стройки, потому что сама индустрия умного дома не выработала еще общих стандартов: протоколов передачи данных, платформ, на которых можно управлять устройствами, еще слишком много. Это мешает быстрому развитию отрасли. Рано или поздно такие единые стандарты появятся: опыт других сфер это подтверждает. Просто делать это должно не только государство, но и все остальные игроки рынка.

— Каковы перспективы развития рынка умного дома в России и в мире?

— Мы понимаем, что рынок умного дома будет расти в ближайшие годы. Наши бизнес-аналитики считают, что в этом году умный дом увеличится более чем на 30% год к году — это много. Мы видим рост интереса со стороны пользователей. К тому же есть определенное «навязывание» технологичных решений производителями: новые функции привлекают внимание. А цифровые гиганты эти технологии встраивают в свои сервисы.

Это давление с трех сторон и влияет на динамику рынка. Конечно, текущие события наверняка дадут определенный эффект, и общие продажи несколько замедлятся, но с какими-то дополнительными задержками, чуть позже, чем хотелось бы, Россия все равно зайдет в этот рынок, достигнув высокого уровня зрелости.

От первого лица «Главная сложность — найти баланс между количеством метрик и их пользой»
Материалы выпуска
От первого лица Как концепция умного дома захватывает рынки
От первого лица «Главная сложность — найти баланс между количеством метрик и их пользой»
От первого лица «Теперь все уделят внимание технологическому суверенитету»
От первого лица «Реальные тарифы на связь будут расти»
Решения «Период адаптации к новым условиям поставок оборудования мы уже прошли»
Компетенция «Стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению»
Инструменты E-com: география как точка роста
Инструменты ИТ-автаркия: новые условия и перспективы
От первого лица Экономика «сельского интернета»: что будет со связью в Ленобласти
Практика «Ландшафт российского рынка ИБ стремительно меняется»
Инструменты Рынок e-com: выживут не все
Инновации Место цифры: что будет с проектами умных городов
От первого лица Над импортонезависимостью придется основательно поработать
Содержание
Закрыть