#1 Технотренды, 11 июля 2022
От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Реальные тарифы на связь будут расти»

Дмитрий Петров, «Комфортел»
Дмитрий Петров, «Комфортел» (Фото: РБК Петербург)
Гендиректор «Комфортел» Дмитрий Петров — о причинах роста цен на связь, условиях их снижения и конкуренции на рынке телекома.

Стоимость оборудования и логистики за последние полгода выросла в разы. Как это отразится на услугах связи и их стоимости, нужна ли телекому господдержка, и что будет с ценами в случае отмены санкций — в интервью РБК+ рассказал генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров.

Факторы роста

— От каких факторов сейчас зависит, поднимут ли операторы цены на услуги связи?

— Во-первых, многие компании закредитованы, у топ-10 операторов кредитное бремя очень значительное. Банковские кредиты не становятся дешевле, соответственно подорожавшие деньги сильно давят на бюджеты. Второй фактор связан с разорвавшимися логистическими цепочками, а проще говоря, с отказом в отгрузке оборудования в Россию американскими, европейскими и даже китайскими вендорами. Отечественные вендоры и раньше были перегружены заказами, а сейчас и подавно, так что надеяться на то, что они закроют потребности, не приходится.

— Что еще влияет на цены для конечных потребителей?

— На цене для абонентов сказывается и инфляция, которая влияет на всю цепочку закупок. Оборудование в среднем подорожало в 1,5 раза, а укрепившийся рубль на цены практически не оказал влияния, т.е. спекулятивно вздутые цены чуть опустились, потому что в моменте цена на некоторые позиции выросла втрое.

Жизнь подорожала, поэтому и фонд оплаты труда у многих подрос. У нас, например, плановой модели индексации оплаты труда раньше не было, но сейчас мы понимаем, что пришла пора увеличивать зарплаты — это тоже давит на бизнес.

Ценовой рычаг

— ИТ-компании сейчас получают серьезные преференции от государства. Может ли потенциальный подъем цен на услуги связи стать рычагом давления на регулятора для получения телекомом «бонусов»? Или государство в ответ зарегулирует цены?

— Я считаю, что никто не должен ничего регулировать искусственно: чем меньше государство пытается что-то регулировать, тем лучше. Если уж мы встали на путь рыночной экономики, то не нужно с него сворачивать. Спрос и предложение все отрегулируют сами, ничего страшного в росте цен я не вижу — это нормально. Дорожает еда, машины — может подорожать и связь. Почему тогда не регулируют цены на автомобили или недвижимость? Если возникают вопиющие сговоры и нарушения закона, инструменты для борьбы с ними есть и без регулирования цен.

Если вернуться к льготам, то, конечно, здорово будет, если нам дадут преференций и бонусов. В пандемию так сделали — это очень помогло, нам понравилось. Но сказать, что это нужно сейчас, я не могу.

— То есть ничего не нужно?

— Почему же. На мой взгляд, если бы государство перестало требовать исполнения «закона Яровой» в полном объеме — это было бы более полезно для отрасли, чем льготы. Объективно внедрять в ближайшие пять лет соответствующие технические средства не нужно: операторы уже сделали необходимое для обеспечения задач правоохранительных органов. А давить на телеком этим дальше смысла и пользы нет.

Завидовать ИТ-отрасли мы не должны: айтишников надо было спасать, иначе им было не выжить. У телекома такой ситуации не было и нет. Телеком — это инфраструктурный бизнес, далекий от ИТ. А ИТ-подразделение всегда можно выделить в отдельную структуру и тогда получить соответствующие бонусы. На мой взгляд, телеком нуждается только в том, чтобы ему не мешали, не нагружали надзорными требованиями.

На мой взгляд, телеком нуждается только в том, чтобы ему не мешали, не нагружали надзорными требованиями.

— Почему тогда все операторы не просят отмены требований «закона Яровой»?

— Прежде всего, потому что они у всех федеральных игроков уже реализованы в текущем объеме, а голос региональных участников рынка неслышен в силу того, что федеральные СМИ ими меньше интересуется и ресурсов для PR и GR у них существенно меньше.

— Что тогда изменится, если закон отменят сейчас?

— Но если бы отменили, то все эти сервера можно было бы гораздо эффективнее использовать — для цифровизации экономики, развития бизнеса, а не для хранения петабайт никому не нужных данных. Повторюсь, закон не надо отменять, надо значительно пересмотреть: хранить весь трафик — это абсурд, как и увеличивать мощности для хранения на 15% каждый год. Я думаю, до этого дойдет, просто кризис пока не настолько нахлынул, чтобы мы стали придумывать методы эффективного перераспределения дефицитных серверных ресурсов.

Я думаю, до этого дойдет, просто кризис пока не настолько нахлынул, чтобы мы стали придумывать методы эффективного перераспределения дефицитных серверных ресурсов.

— То есть не исключено, что через полгода пойдете просить?

— Во-первых, не мы, а наши уважаемые крупные федеральные коллеги-операторы, им будет тяжелее всех. Если они чего-то попытаются добиться, мы с удовольствием поможем в этом и воспользуемся результатами. А во-вторых, не через полгода, а через год-полтора. По нашим прогнозам, коллапс в экономике начнется примерно в это время.

Кофейные подсчеты

— Насколько рост цен на связь повышает риски для бизнеса, который завязан на цифре и онлайне?

— По нашим наблюдениям, услуги связи в структуре бизнеса — это одна из последних статей расходов. Поэтому и их давление на общую инфляцию в стране и конкретный бизнес минимально. Поверьте, подорожавший кофе более значительно влияет на бизнес. При росте цены на зерно в три раза затраты на кофе однозначно будут выше, чем на связь. Представьте, коллектив 500 человек в ИТ-компании, в среднем полкило на человека в месяц — это уже 250 кг кофе. При цене порядка 2 тыс. руб. за килограмм (кофе покупали хороший) чек за месяц — это 500 тыс. рублей. Цена выросла, полмиллиона превратились в полтора. А на связь такого масштаба компания будет тратить 200, максимум 300 тыс. руб. — и это с учетом резервирования. Вот и считайте, насколько рост цены на 20% на телеком-сервисы заметен для бизнеса.

Если уж говорить про риски для такого бизнеса, то они не в цене, а в возможности полного отключения связи. Технические средства противодействия угрозам могут теоретически привести к сегментарному отключению доступа в интернет, отключению конкретных протоколов и т.д. Пока это больше напоминает слухи, но риски такие есть.

Ну и последнее. Операторы и раньше поднимали цены, просто это реализовывалось более точечно и менее заметно. Это закономерный процесс: дорожают вода, электричество, продукты, бензин — растет и стоимость телеком-сервисов.

Если уж говорить про риски для такого бизнеса, то они не в цене, а в возможности полного отключения связи.

— Вы тоже идете этим путем?

— Да, мы уже предупредили о росте цен наших клиентов. Раньше мы делали это нишево, а сейчас эта мера стала необходимой в отношении всей клиентской базы. Чтобы обеспечивать высокий уровень надежности работы сети и качества сервисов, необходимо покупать современное оборудование и вовремя. Необходимо тратиться на резервирование ключевых элементов инфраструктуры, надо платить конкурентную зарплату квалифицированным специалистам. Все это стоит денег и эти статьи подорожали. Согласиться ухудшить сервис и допустить устаревание оборудования ради сохранения текущего уровня цен на услуги мы не планируем. Во время кризиса надежность и качество связи важнее изменения их стоимости.

— Как реагируют клиенты?

— Большинство клиентов принимает это совершенно нормально, хотя в Петербурге мы первые из «коллег по цеху» это делаем. Конечно, есть те, кто удивляется — в основном это компании, у кого не один поставщик услуг связи. Они апеллируют к тому, что наши конкуренты пока таких заявлений не делали. Но мы предлагаем цену зафиксировать, сделав предоплату.

Движение вверх

— Стоит ли ожидать разрушительного для отрасли демпинга со стороны игроков, которые решат повысить свою долю на рынке в новых условиях?

— Давайте представим, что цены на такси бизнес-класса выросли, а водители эконом-класса будут на улице хватать за руку людей в офисных костюмах, предлагая свои дешевые услуги. Вероятность возникновения этой ситуации примерно такая же, как и телеком-демпинга в B2B-сегменте. В массовом сегменте волатильность будет, но в пределах предсказуемой нормы. В случае демпинга нелояльная часть абонентской базы перетечет, но этот отток будет компенсирован приростом выручки от оставшихся.

Но тут нужно помнить, что чудес не бывает: если оператор не повышает цены, у него сокращается маржа, а следовательно, он будет на чем-то экономить. Вначале это будет кофе в офисе, потом ФОТ, следом пойдет переезд в офис более низкой категории и далее по цепочке: покупка несертифицированного оборудования и т.д. И вся эта экономия накопительно приведет к деградации качества сервиса — как технологического, так и человеческого.

Если оператор не повышает цены, у него сокращается маржа, а следовательно, он будет на чем-то экономить. Вначале это будет кофе в офисе, потом ФОТ, следом пойдет переезд в офис более низкой категории и далее по цепочке.

— Каковы перспективы снижения цен на связь в краткосрочной и среднесрочной перспективе?

— В краткосрочной перспективе какие-то welcome-тарифы, безусловно, будут появляться. Но реальные тарифы в горизонте 2-5 лет будут расти, предпосылок для снижения нет.

— А если санкции завтра снимут?

— Все равно нет. Если исчезнет дефицит и наступит длительная дефляция — тогда да, но это практически невероятно. Бензин же не дешевеет. Падают цены на помидоры, яблоки, но это сезонное явление. А связь долгое время дешевела, мы достигли дна и теперь будем двигаться только вверх.

Решения «Период адаптации к новым условиям поставок оборудования мы уже прошли»
Материалы выпуска
От первого лица Как концепция умного дома захватывает рынки
От первого лица «Главная сложность — найти баланс между количеством метрик и их пользой»
От первого лица «Теперь все уделят внимание технологическому суверенитету»
От первого лица «Реальные тарифы на связь будут расти»
Решения «Период адаптации к новым условиям поставок оборудования мы уже прошли»
Компетенция «Стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению»
Инструменты E-com: география как точка роста
Инструменты ИТ-автаркия: новые условия и перспективы
От первого лица Экономика «сельского интернета»: что будет со связью в Ленобласти
Практика «Ландшафт российского рынка ИБ стремительно меняется»
Инструменты Рынок e-com: выживут не все
Инновации Место цифры: что будет с проектами умных городов
От первого лица Над импортонезависимостью придется основательно поработать
Содержание
Закрыть