В условиях новой реальности эксперты опасаются сокращения финансирования многих проектов, и государственные не исключение. Но цифровизация городов и до этого не была избалована госфинансированием: многие проекты реализовывались силами бизнеса, который видел в умных городах перспективные ниши для развития. Так что и нынешний кризис не будет летальным для цифровизации городов, но государству все-таки придется пересмотреть некоторые подходы, уверены участники дискуссии, состоявшейся в рамках форума «Технотренды» РБК.
Санкционная многослойность
Сферу цифровизации городов, по словам экспертов, не обойдут сложности с импортозамещением, с аппаратной частью решений и с поставками. Но в то же время, как напомнил директор по цифровым регионам Северо-Западного федерального округа ПАО «Ростелеком» Максим Ситников, государство придерживается стратегии не секвестировать проекты, связанные с цифровизацией регионов, так что задуманное будет реализовываться. Например, на Северо-Западе Калининград попал в число первых четырех регионов РФ, где большая часть госуслуг будет предоставляться в режиме 24/7 без необходимости личного присутствия.
На повышение эффективности указывает и президент Sitronics Group Николай Пожидаев: «За месяц жизни в новых рыночных условиях все, кто так или иначе принимают решения, поняли, что у нас в стране есть, а чего нет. Например, как бы это странно ни звучало, в России нет карт даже при наличии картографического сервиса. Для создания собственных карт необходимы отечественные спутниковые данные дистанционного зондирования Земли. Поэтому мы, как производители малых космических аппаратов, можем отметить положительный момент в том, что в стране появилось осознание — недостаточно изредка запускать спутники массой в 2 тонны, гораздо эффективнее запускать небольшие аппараты весом 60 килограммов и оперативнее решать задачи. И это осознание касается разных проектов — в том числе связанных с умными городами».
Генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров видит в текущей ситуации некоторый позитив: «Если говорить непосредственно о цифровизации города, то санкции и изоляция помогут внедрять решения более эффективно — просто жизнь заставит. Если раньше госсектор не славился эффективностью инвестиций, то сейчас на этот показатель придется ориентироваться».
«В городах внедрено лишь несколько процентов того, что есть сегодня в стране и на рынке, — добавляет генеральный директор АО «Цифровые платформы и решения Умного города», «Русатом Инфраструктурные решения» Алексей Голубев. — И теперь нам нужно мобилизоваться и понять, что цифровизация неизбежна, более того, она несет в себе позитивные изменения — это способ повышения эффективности, сокращения затрат, увеличения прозрачности». По мнению эксперта, положительный эффект от текущих событий, как минимум, то, что сейчас происходит разворот в сторону российских разработчиков, увеличивается их ценность.
Деревянные модели и козьи тропы
Теперь важно, увлекшись импортозамещением, не забыть о накопленном опыте, причем не только российском, но и международном. При цифровизации городов, подчеркивает управляющий партнер Awara IT Александр Ермаков, первостепенное — это не конкретный продукт, а знания и специалисты, обладающие профессионализмом и опытом: «Если мы говорим про цифровые двойники, технологии искусственного интеллекта, машинное обучение, то с уходом зарубежных вендоров наш математический аппарат никуда не исчезает, данные, на которых строятся модели, никто не забирает. Обученные алгоритмы во многом опенсорсные, они существуют везде, их тоже никто не отнимет. Так что, если город хочет становиться цифровым, он не будет сильно ограничен такими внешними факторами, как запрет на импорт технологий».
Да и цифровизация не панацея. Эксперт напомнил о том, как в Бостоне с давних пор используют деревянную модель города при выборе места строительства новых небоскребов. Деревянную модель здания устанавливают на планируемой под постройку площадке, светят фонариком, имитируя движение солнца и таким образом определяют освещенность нового дома и его влияние на освещенность окружающих построек. Метод кажется устаревшим, но в действительности он эффективен, да и примеры того, как города создаются с нуля по 3D-модели, пока единичны.
Другой пример — Швеция, где дорожки прокладываются только после того, как люди протоптали оптимальные для них маршруты. Цифра при этом также не нужна — нужно только подождать. И данный прием не нов: в Древнем Риме сначала выпускали коз, а потом по их следам прокладывали дороги, напоминает Александр Ермаков.
Камеры для трех сущностей
В числе направлений цифровизации, которые будут в ближайшее время развиваться, несмотря на санкции, эксперты называют сервисы видеонаблюдения и видеоаналитики. Одна из причин — взрывной рост сегмента в период пандемии и фокус на качество жизни и безопасность.
Как рассказал директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области компании МТС Артур Сизов, системы видеонаблюдения сегодня — составная часть цифрового города: «Камеры позволяют оперативно идентифицировать нарушителей, защитить имущество от вандалов и обеспечивать безопасность отдыхающих. Интеллектуальная система также способна помочь в поиске людей. Если в парке потеряется ребенок, его можно найти, внеся в систему описание и характеристики: камера проанализирует информацию и покажет людей, соответствующих этим приметам. Таким образом, цифровая инфраструктура становится столь же необходимой для развития дружелюбной городской среды, как и создание общественных пространств и социальных объектов».
С развитием технологий наращивается и функционал. «Развитие разработок на базе технологий искусственного интеллекта, в частности видеоаналитики, в нашей стране находится на очень высоком мировом уровне. С точки зрения безопасности городской среды сделаны огромные шаги вперед, — объясняет Николай Пожидаев. — И видеоаналитика уже применяется не только в этой сфере, а также в интеллектуальных транспортных системах для решения проблемы пробок и управления транспортными потоками в крупных агломерациях и регионах. К примеру, технологию применяет Sitronics Group в собственной разработке — Цифровой платформе управления транспортными системами».
И на системах видеонаблюдения и аналитики экономить нельзя даже в сложных экономических условиях, считает Дмитрий Петров: «Сокращение экономики всегда приводит к увеличению криминальной активности. А система умного города с видеозаписью, распознаванием и аналитикой однозначно снижает криминогенность». При этом эксперт убежден: развиваться проекты должны не путем установки еще большего числа камер, а за счет тюнинга уже построенных систем, повышения эффективности.
Например, государство могло бы, доработав законодательство, создать центр хранения видеоинформации и обязать все системы видеонаблюдения либо обеспечивать доступ к их камерам, либо просто отправлять в центр видеопотоки. Такой поход позволил бы не тратить государственные деньги на отдельных операторов Аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК БГ), а предложить деньги бизнесу, который и так потратился, за транзит этого трафика.
Алексей Голубев указывает на другую задачу: «Сегодня у нас параллельно развиваются как минимум три сущности: Минтранс строит интеллектуальные транспортные системы (ИТС) в городах с населением более 300 тыс. человек, Минстрой — ведомственный проект «Умный город», кроме того, активно развивается АПК «Безопасный город». В связи с этим особенно важно обеспечить качественную синхронизацию, интеграцию и обмен данными между ведомствами. Все устанавливают камеры, развертывают линии связи — нужно обязательно собрать это вместе, чтобы эти три проекта могли использовать единую инфраструктуру связи, датчиков, видеонаблюдения — это будет гораздо эффективнее и экономнее».
Мусорная цифровизация
Одно из направлений цифровизации города, которое определенно необходимо развивать, это интернет вещей, так как он позволяет повышать качество жизни, служит для развития сервисов и так далее. «По данным аналитиков, для полноценного функционирования умного города на основе искусственного интеллекта требуется порядка 200 тысяч датчиков на квадратный километр. Для реализации этого сценария необходимы сети передачи данных, заточенные именно под работу IoT», — объясняет Артур Сизов.
При этом сфера применения IoT зачастую неожиданна. Например, в Петербурге МТС в рамках пилотного проекта с ГУП ТЭК установила датчики дистанционного мониторинга на люки тепловых сетей. Датчики оповещают персонал ГУП при открытии люка. Это уменьшает число травм, обеспечивает контроль за несанкционированным доступом к коммунальным системам и является защитой от краж.
Еще одно перспективное направление применения IoT — контроль за мусором. Алексей Голубев назвал подобные проекты социально значимыми и ресурсоемкими: мониторинг в ручном режиме требует много времени, сил и денег, а в случае возникновения проблем с вывозом мусора жители нервничают.
Александр Ермаков предлагает учитывать зарубежный опыт: «В Прибалтике мы участвовали в проекте, где с помощью искусственного интеллекта распознавалось содержимое стихийных свалок. Любой человек мог при обнаружении свалки сфотографировать ее, отправить фото в сервис, а ИИ анализировал картинку, определял, какого качества и объема мусор. После этого система автоматически заказывала машину соответствующего размера для ликвидации свалки».
Правда, в отношении мусорных реформ — как цифровых, так и обычных, по мнению эксперта, главное — не переборщить, как в Швейцарии, где граждане начали бунтовать против необходимости разделять чайные пакетики на компоненты.
Но родом из Швейцарии и другая «антимусорная» инициатива — необходимость выбрасывать мусор только в специальных пакетах, деньги за которые идут на постройку перерабатывающих заводов, отмечает директор департамента «Умный дом и экосистемные устройства» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков. И технологии для этого не понадобились, правда, в последнее время контроль за их использованием и за выбрасываемым мусором все больше цифровизуется. Есть и другие примеры борьбы за чистоту города: например, в Израиле, в Тель-Авиве, провели глобальную кампанию по сбору базы данных ДНК домашних животных. С ней сравнивают образцы не убранных с улиц фекалий и рассылают владельцам штрафы.
Свой путь
Но Россия пока идет своим путем. Развитие столь высоко оцениваемого экспертами IoT сдерживается не столько отсутствием программного или аппаратного обеспечения, сколько регуляторными недоработками. «Все заинтересованные в IoT для умных городов, районов и домов компании сетуют на отсутствие единого стандарта, которому можно было бы следовать без опасений, что завтра твое оборудование превратится в тыкву, — рассказывает Павел Вьюков. — Государство взаимодействует с бизнесом и пытается выработать такой стандарт, но слишком медленно. Если бы решение нашли быстро, то это стало бы сильным импульсом для всех участников рынка».
Еще один сдерживающий фактор — отсутствие в России сетей 5G. «Надеюсь, вопрос с частотами разрешится, потому что это серьезный барьер, который нас тормозит в продвижении IoT, в наращивании цифровых сервисов. Ведь 5G — это не про стриминг и игры, а про взаимодействие миллионов устройств в контуре офисов, районов, городов», — объясняет Павел Вьюков.
Правда, Максим Ситников убежден, что развивать IoT можно и на существующих мощностях, для этого не требуются сверхвысокие скорости, и тому есть примеры: «Уже в течение последних несколько лет в ДВФО мы с «Русгидро» и ее дочерними организациями реализуем проект по сбору показаний с общедомовых приборов учета и передаче информации в облачное хранилище о состоянии сетей, необходимых мерах. Сейчас мы с Tele2 в одном из регионов СЗФО разворачиваем пилотный IoT-проект, где планируется использовать сети LTE 450».
Город будущего в цифре
В числе других перспективных направлений — сервисы микромобильности с подсказками от ИИ, туристические сервисы, интегрирующие различные компоненты по подбору билетов, бронированию жилья и развлечениям, а также все, что связано с данными.
Все эти и многие другие сервисы и технологии объединяет одно: они помогают принимать решения, уверен директор по стратегическому развитию и коммуникациям Rocket Group Евгений Антонов. «Система поддержки принятия решений интегрирует все, что мы называем сквозными технологиями: большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии и др. Еще каких-то 5 лет назад о них мало кто слышал. А те, кто знал, считали сквозные технологии баловством на федеральном уровне. Но сейчас выигрывают те, кто поверил и заранее вложился. Возьмем, к примеру, социальные сети, где таргетинг на основе геолокации и ИИ прекрасно работают. Сейчас же мы выходим на более высокий уровень, где цифровые платформы на базе таких технологий в текущем моменте способны многократно сократить время и повысить эффективность принятия решений, как на государственном, так и на корпоративном или пользовательском уровнях. Для этого требуется доработка нормативной базы, чтобы ИИ-технологии имели «полномочия», в частности, и в градостроительной деятельности», — прогнозирует Евгений Антонов.
Эксперты уверены, что цифровизация городов будет усиливаться. Максим Ситников считает такую эволюцию просто неизбежной. Александр Ермаков связывает надежды с тем, что у нас есть все инструменты и ресурсы. Евгений Антонов указывает на точность и скорость как преимущества цифровизации, которые сейчас столь необходимы всем. Павел Вьюков напоминает, что цифровизация городов дает потребителям больше комфорта, а государству — больше контроля, так что в ней заинтересованы обе стороны, что является залогом развития.
Не все так безоговорочно оптимистичны. Дмитрий Петров считает, что в ближайшие три года эту сферу ждет стагнация, а потом можно надеяться на бурный рост.
«В краткосрочной перспективе следует ожидать увеличения сроков реализации новых проектов. Но по мере проработки вопросов по замещению технических и ИТ-решений на отечественные и импортные аналоги из дружественных стран, сроки реализации восстановятся», — резюмирует директор Департамента технологической платформы Группы «Эталон» Роман Тарасенков.