ИТ-бизнес, сравнительно легко переживший предыдущие кризисы, в этом году попал в серьезную турбулентность. После ввода западных санкций и ухода зарубежных разработчиков отрасль оказалась в новой реальности. О том, как удается перестроить работу в изменившихся условиях, и почему экспорт в развивающиеся страны оказался полезным — в интервью РБК+ Петербург рассказала генеральный директор компании Nexign Наталья Комлева.
Кадры и технологии
— Эксперты называют текущий период кризисным для ИТ-рынка. Какие из рисков, на ваш взгляд, самые критичные для отрасли на текущий момент?
— Ситуация не самая простая, мы тоже это чувствуем и должны будем найти свою модель ведения бизнеса в новых условиях. Пока ИТ-рынок находится на этапе адаптации и поиска новых путей развития, но надеюсь, скоро мы снова будем наращивать обороты. В ближайшее время всем придется уделить внимание технологическому суверенитету — тут есть задачи, которые необходимо решать.
Для Nexign, это прежде всего, повышение темпов перехода к программному обеспечению на базе открытой цифровой архитектуры. Это, на мой взгляд, скорее плюс, а не минус — мы станем более независимыми, что позитивно скажется на защищенности цифровой и физической инфраструктуры.
— Многие отмечают острый дефицит кадров в ИТ из-за отъезда части специалистов за рубеж. У вас были увольнения?
— Небольшая текучка персонала всегда есть — это нормальный тренд, потому что люди хотят развиваться, что-то менять, но на сегодняшний день уровень обновления кадров в Nexign невысок.
При этом в перспективе ИТ-рынок может ждать кадровый голод, и хотя мы надеемся, что нас это не затронет, именно полное импортозамещение может его подстегнуть: специалистов по отечественным решениям на рынке не хватает. К тому же квалифицированных ИТ-специалистов и до кризиса было мало, и так как сейчас стране придется еще более активно идти в сферу цифровизации своими силами, то нехватка кадров может усилиться.
Именно полное импортозамещение может подстегнуть кадровый голод: специалистов по отечественным решениям на рынке не хватает.
Дешевые деньги
— Последние годы многие представители ИТ-сферы жаловались на нехватку дешевых денег, с помощью которых можно было бы развивать бизнес. Сейчас с ними стало лучше или хуже?
— У нашей компании были налаженные взаимоотношения с банками, а финансовые результаты позволяли не испытывать проблем с получением кредитов, поэтому финансирование было для нас доступно и относительно недорого. Когда ставка взлетела, стало неожиданно сложнее, но, тем не менее, этот период был не таким длинным. Мы мобилизовали все силы, поработали с дебиторской задолженностью, провели определенную оптимизацию. Можно сказать, что эта встряска оказалась полезной для бизнеса.
Сейчас мы видим, что правительство дает возможность получить кредиты по сниженной ставке. Для этого необходимо выполнить определенные условия, но есть несколько вариантов таких программ, так что можно выбрать подходящую. Мы под заданные условия подходим, поэтому, надеюсь, эти средства получим, и развиваться будет чуть легче.
— А грантовая программа на импортозамещение будет полезной?
— Такая поддержка — правильный шаг, к тому же очень своевременный. Я уверена, что у нас в стране масса талантливых людей, которые способны создать не только аналоги зарубежных продуктов, но и гораздо более продвинутые и интересные решения. И вопрос финансовой поддержки для них очень актуален.
Недавно мы сами в рамках выделенного Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ) гранта разработали новый продукт — «Универсальный цифровой биллинг». Грант дал нам возможность сделать больше, чем мы потенциально могли бы за счет собственных инвестиций. Да, за полученные деньги надо отчитываться, но это дисциплинирует, стимулирует соблюдать сроки и добиваться результатов. Сейчас мы планируем участвовать в конкурсе на получение еще одного гранта. Так что я убеждена: система грантов — хорошая мера поддержки для инновационных компаний.
Грант дал нам возможность сделать больше, чем мы потенциально могли бы за счет собственных инвестиций. Да, за полученные деньги надо отчитываться, но это дисциплинирует, стимулирует соблюдать сроки и добиваться результатов.
Вызов с переменной
— Компании 30 лет, она пережила не один кризис, да и вы работаете в ней уже много лет. Можно ли текущий кризис назвать самым тяжелым?
— Игорь Горьков, которого я недавно сменила на посту генерального директора Nexign, говорил: «Каждый кризис нам кажется, что хуже никогда не было». И это действительно так. Но у нас есть опыт, знания, люди, готовые работать, поэтому нам не так страшно, как могло быть. Сейчас компания достаточно стабильна, чтобы выдерживать удары, есть поддержка государства. Да, условия новые, но за счет накопленного опыта, компетенций и умения быстро перестраиваться мы должны справиться.
— В такой период стать руководителем компании — серьезный вызов. Какие задачи являются в текущих условиях приоритетными для вас?
— В краткосрочном периоде я вижу две основные задачи для себя. Первая — сохранить стабильность компании, потому что удержать ее в период турбулентности непросто, а нам надо обеспечить не только свою бесперебойную работу, но и надежную поддержку клиентов. Вторая задача — и она не менее важная — это участие компании в импортозамещении. Это важно и для нашей компании, и для наших клиентов, и для страны. Это звучит немного пафосно, но, если каждый на своем месте будет в это вкладываться, уверена, мы добьемся значительных результатов.
— Какие-то KPI по импортозамещению перед вам стоят?
— Нет, но мы уже идем в этом направлении, вносим изменения в наши существующие системы, чтобы они стали полностью независимыми и будем продолжать это делать по возможности быстро.
— Какие изменения потребуются?
— Программные продукты Nexign российские, но сделаны зачастую с использованием импортных компонентов. Мы давно ведем работу в сторону уменьшения зависимости от зарубежных систем и перехода на отечественные разработки или Open Source решения [программное обеспечение с открытым исходным кодом - ред.], такие как PostgreSQL. Это является необходимым условием для регистрации наших продуктов в Едином реестре отечественного ПО. В 2021 году мы зарегистрировали два решения в Реестре и реализуем план по переводу других продуктов на новые базы. Останавливать процесс мы не собираемся, хотя технологически это не всегда просто. Все новые продукты мы разрабатываем с учетом этого.
В 2021 году мы зарегистрировали два решения в Реестре отечественного ПО и реализуем план по переводу других продуктов на новые базы. Останавливать процесс мы не собираемся, хотя технологически это не всегда просто.
— Среди прочих серьезно пострадало экспортное направление. Насколько это оказалось критично для вашей компании? Каковы перспективы развития в других странах?
— Еще несколько лет назад мы выбрали работу на зарубежных рынках как одно из стратегических направлений развития. Приоритет был отдан рынкам Африки, Ближнего Востока, частично Латинской Америки. Сейчас мы понимаем, что выбор стран был очень верным: они были заинтересованы в наших решениях, и ситуация не изменилась. Наши продукты конкурентоспособны, и при переходе на Open Sourse технологии они получат дополнительные преимущества. Так что перспективы дальнейшего развития на этих рынках есть. Конечно, после февраля были сложности с получением денег от наших зарубежных клиентов. Речь про сложности в банковской системе, которая пострадала от санкций. Но и эти проблемы постепенно решаются.
За пределами биллинга
— Nexign всегда специализировалась на биллинге, но недавно компания вывела на рынок новое решение с элементами HRM-системы — Neon. Очевидно, что оно разрабатывалось давно, но насколько удачное сейчас время для занятия новых ниш?
— Neon мы делали для себя, но, когда начали пользоваться, поняли, что он подойдет и для внешнего рынка. Это корпоративный портал, состоящий из большого числа модулей, которые решают задачи взаимодействия компании с персоналом, в том числе удаленно. В нем есть элементы HRM-системы, которые позволяют ставить цели и проводить оценку их выполнения, работать с документами, есть внутренний магазин с виртуальной валютой, но самое главное — это доступ к информации о жизни компании, ее новостям и мероприятиям. Мы показали Neon нашим партнерам и получили положительную обратную связь, поэтому и дальше планируем продвигать и развивать этот продукт.
Что касается времени выхода на рынок, то сейчас любое отечественное решение ценно. Neon уже проходит регистрацию в Реестре и, мы надеемся, сможет заменить ряд зарубежных решений. Хоть мы специально и не выбирали время для запуска, оно вполне удачное.
Сейчас любое отечественное решение ценно. Neon уже проходит регистрацию в Реестре и, мы надеемся, сможет заменить ряд зарубежных решений.
— Новое решение потребует структурных изменений в компании?
— Они уже произошли, когда мы поняли, что в связи с выходом на открытый рынок решению надо уделить больше внимания. Мы выделили новое направление. Но данные изменения не носят глобального характера — это рабочие процессы.
— Планируете ли вы еще больше диверсифицировать линейку продуктов? Каковы планы в этом направлении?
— Диверсификация бизнеса всегда полезна, и мы будем двигаться в этом направлении. У нас есть ряд решений, созданных для собственных нужд. Если мы увидим спрос на такие продукты, тогда рассмотрим их продвижение на внешний рынок. Например, это платформа на микросервисной архитектуре. Представив продукт в прошлом году, мы получили высокую оценку экспертного сообщества, интерес индустрии очевиден, поэтому будем уделять этому направлению больше внимания. Отмечу и Backlog&Capacity, предназначенное для управления производственными ресурсами и планирования работ. Сейчас все это очень актуально. Идеи о работе в других направлениях также прорабатываются.
— Каковы стратегические планы компании?
— Мы еще несколько лет назад поставили перед собой задачу импортозамещения, вернее, облегчения продуктов за счет замены баз данных. Продуктов у нас много, поэтому будем решать эту задачу постепенно и дальше.
Еще одно направление развития — продукты для сетей 5G, которые актуальны для телеком-отрасли в целом и, соответственно, для нас, как для поставщика решений. Пока кейсов немного, но мы наращиваем компетенцию. Также в планах, как упоминала ранее, поддержка цифровизации и внедрение решений на микросервисной архитектуре. Мы должны быть максимально открыты всему новому, это поможет и нам, и нашим клиентам. Я смотрю в будущее с оптимизмом: хотя понимаю, что легко не будет, но возможности для развития сейчас очень велики. Так что я верю, что нам — и я не только про нашу компанию, но и про российский рынок в целом — удастся сделать существенный скачок вперед.