Объем рынка электронной коммерции в 2021 году, по данным Data Insight, составил 4,1 трлн руб. при росте 52% год к году. Количество заказов растет еще быстрее: на 104%. Высокими темпами развивается и рынок логистики для e-commerce: здесь рост количества отправлений в прошлом году составил 78%. Несмотря на столь впечатляющие результаты, давать прогноз на 2022 год игроки рынка e-com сейчас не готовы. Как показала дискуссия, состоявшаяся в рамках форума «Технотренды» РБК, если на свои перспективы представители отрасли смотря позитивно, то для рынка в целом ожидают серьезных сложностей.
Логистическая перестройка
Как заметила территориальный управляющий по электронной коммерции МК Северо-Запад Почты России Надежда Кокорина, компания работает в штатном режиме, однако перестраиваться пришлось. «Внутри России наши логистические каналы работают стабильно: там, где это было необходимо, мы перестроили маршруты, заменив авиаперевозки наземными, и прикладываем все усилия для того, чтобы ситуационные пути доставки минимально увеличивали время почтовых грузов в пути. Сейчас мы не можем принимать отправления в Украину, Швецию, Финляндию, Данию, Польшу и Австралию таково решение принимающих сторон. Мы надеемся, что это решение будет отменено и связь восстановится. Также Почта России временно не принимает международные EMS отправления в Эстонию. Все это привело к тому, что сроки доставки международных отправлений могут быть увеличены», — отмечает эксперт.
Между тем, такая перестройка не нова: пандемия внесла серьезные изменения в логистику по всему миру. Тогда отменялись рейсы, закрывались границы, серьезно возрастала нагрузка на все провозные мощности. «Мы принимали решения «с колес» ежечасно, разрабатывали новые транзитные маршруты, подключали морские отправки, договаривались с перевозчиками других стран. Мы делали все, чтобы почтовый груз был доставлен, и мы справились. Сейчас мы снова работаем в таком режиме, а как будет завтра — увидим», — говорит Надежда Кокорина.
Директор по продажам «СДЭК» Андрей Мякин убежден, что такого структурного кризиса еще никогда не было. Если раньше грузы двигались с севера и запада, из Петербурга и Европы через Россию на восток и юг, то теперь логистические цепочки поменяются и будет наоборот: из Владивостока, Китая, с юга через Казахстан, Армению.
Но смена направлений не единственное отличие. «В прошлому году было доставлено 1,7 млрд отправлений, из которых 1,15 млрд приходилось на маркетплейсы. Соответственно 550 млн оставалось на курьерские компании. Из этого объема на бренды, которые остановили работу в России, приходилось примерно 15% — это очень высокая доля. Очевидно, что такой отток приведет к достаточно существенному снижению оборачиваемости посылок на территории России», — объясняет Андрей Мякин.
О том, что пандемия научила быстро перестраиваться и масштабироваться, говорит и директор по продажам Северо-Западного региона DPD в России Екатерина Печникова. Среди рисков, по мнению эксперта, проблемы непосредственно с транспортом: «Сейчас дефицита автомобилей нет, но неизвестно что будет дальше, ведь, к примеру, импорт запчастей для фур затруднен».
При этом компания DPD не намерена уходить с рынка или снижать объемы перевозок. Даже наоборот: как рассказала Екатерина Печникова, в прошлом году были сделаны инвестиции в высокоавтоматизированный логистический хаб в Домодедово площадью 30 тыс. кв. м. Он позволит обрабатывать большое количество посылок и должен заработать уже в этом году. Так что, если зарубежные бренды вернутся, нарастить объемы перевозок будет несложно.
Расширение географии
Примечательно, что игроки рынка e-com также отмечают изменение направлений поставок, но, скорее, как позитивный фактор. Любовь Любаева, заместитель директора Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка, в состав которого входит b2b-маркетплейс для сельхозпредприятий «Свое Фермерство», рассказала, что иностранных поставщиков всегда было сложнее привлечь на площадку, так что на их долю приходится порядка 10% товаров.
«Но при этом на сегодняшний день в сельском хозяйстве почти никто из зарубежных поставщиков не уходит из России, оттока нет, — отмечает Любовь Любаева. — Зато мы наблюдаем другой тренд: на рынок начали приходить иностранные компании из тех стран, которые раньше проявляли меньше интереса. Так, на нашем маркетплейсе появились китайские трактора и минитехника, да и другие поставщики из этой страны все чаще заходят на нашу площадку».
Трансформацию отмечает и руководитель отдела интернет-маркетинга компании REDMOND Иван Лиходиевский: «Ушли некоторые крупные бренды, мелкие, не накопившие запас прочности, вероятнее всего, тоже нас покинут. Однако, основные игроки остались, и они — все те же. В перспективе — пополнение из Китая, новые бренды не заставят себя долго ждать. Значительнее всего уход западных брендов повлиял на рынок премиальной техники».
Для тех, кто остался на рынке, открываются возможности по расширению ниш. Например, для REDMOND — это шанс познакомить покупателя с флагманскими моделями премиум сегмента, говорит эксперт. «Последние месяцы внесли свои коррективы в сложившуюся картину: люди стали более разборчиво подходить к выбору техники, все чаще отдавая предпочтения дорогим приборам, чья доля в общих продажах стабильно растет», — объясняет Иван Лиходиевский.
Социальные потери и платформенные приобретения
Серьезные изменения коснулись сегмента социальной коммерции. От блокировки соцсетей пострадали не только рядовые пользователи, но и те, кто продавал через них свои товары. Переход в российские соцсети, по оценкам аналитиков, пока не может компенсировать эти потери. Так что в этом году объемы рынка social e-commerce и его доля в сегменте электронной коммерции в целом может снизиться.
Но это не значит, что игроки social e-commerce ушли с рынка — они ищут другие площадки. «Авито» за последние два месяца стал местом притяжения для всех, кто сейчас ищет поддержки своего бизнеса и диверсификации, а также для тех, кто хочет начать предпринимательство, — рассказывает руководитель департамента логистики «Авито» Сергей Пустыльник. — Ежедневная аудитория платформы превысила 22 млн человек и стала более мотивированной. Непосредственно в марте количество новых предложений о продаже товаров на «Авито» выросло более чем на 50% в сравнении с февралем, каждый день на платформе публиковалось 900 тыс. объявлений. Двузначные темпы роста показали абсолютно все категории, а в lifestyle число новых размещений составило 71%».
Сказывается изменение активности продавцов и покупателей и на доставке. Эксперт отмечает несколько трендов. Во-первых, это количественный рост: в марте 2022 года количество заказов в «Авито Доставке» выросло на 40% по сравнению с началом месяца, а год к году — в 10 раз. Во-вторых, наблюдаются качественные изменения: в частной онлайн-торговле активно растут сделки между жителями разных регионов, а географическая структура доставки меняется.
«Мы видим, что в ближайшее время города с населением менее 1 млн жителей вполне могут перевесить мегаполисы в вопросе популярности доставки. Среди десяти городов с наиболее быстро растущим количеством заказов с доставкой половину составляют те, чье население менее 600 тыс. человек. Одна из важных причин таких изменений состоит в том, что люди активно начинают покупать и продавать те вещи, которые либо уже не могут купить в сегменте нового, либо они стали стоить слишком дорого», — объясняет Сергей Пустыльник.
Расширяя платежные горизонты
Одним из важных изменений на рынке e-com эксперты называют трансформацию платежей. До февраля 2022 года определяющим трендом был рост использования Google Pay или Apple Pay для оплаты покупок, но теперь данные системы перестали работать с российскими банковскими картами. В итоге происходит поиск новых инструментов и перераспределение, в котором «Мир» стал отвоевывать доли у Mastercard и Visa — об этом заявляли многие российские банки еще в марте 2022 года.
В числе перспективных направлений эксперты называют использование криптовалюты для оплаты. Руководитель блокчейн-разработки компании ITGold Александр Алексеев отмечает, что драйвером этого тренда является то, что из-за произошедших изменений в платежной сфере правительство стало более трезво подходить к оценке роли криптовалют как технологии. «Сейчас обсуждают законодательный акт, который легализует сферу покупки и продажи криптоактивов в РФ для физических и юридических лиц через операторов по обмену криптоактивов. Подобные законы уже приняты в Эстонии и ОАЭ, которые являются одними из лидеров по лицензированию криптовалютного бизнеса. Что это даст нашему e-com рынку? У людей, владеющих криптовалютой, появится возможность покупать на российских маркетплейсах товар и платить за него криптовалютой, но с точки зрения маркетплейса оплата будет идти в рублях».
И хотя далеко не все участники дискуссии оптимистично смотрят на будущее крипты в интернет-торговле, были и те, кто перспективы видит. «Сейчас у нас существует возможность оплатить что-то мобильным телефоном, электронными кошельками, банковской картой и т.д. Появление криптовалюты в данном случае — это лишь еще один канал. Вряд ли это что-то серьезно изменит для самих маркетплейсов, но по мере роста рынка транзакционные издержки снизятся, так что он вполне имеет право на существование», — прокомментировал генеральный директор IT-компании ONLY Кирилл Владимиров.
ИТ-препятствия
Примечательно, что несмотря на значимую роль технологической составляющей в электронной коммерции и логистике, от ухода ИТ-компаний с рынка российские игроки пострадали не сильно. Причина, прежде всего, в том, что крупные компании в основном имеют собственные ИТ-компетенции, причем, весьма глубокие, разработки ведут своими силами, минимально полагаясь на зарубежных вендоров. Те же, у кого таких подразделений нет, ощутили проблемы из-за блокировки доступа к решениям магазинов приложений.
Самим ИТ-компаниям и подразделениям тоже пришлось перестраивать свою работу. «Мы как разработчики, например, не используем opensource-библиотеки, которые выпущены позднее 23 февраля. Все наши клиенты, в том числе крупнейшие российские компании, говорят о том же и к тому же сейчас находятся в состоянии проверки всех новых решений, на вредоносный код, т.е. находятся в состоянии повышенной готовности», — поясняет Кирилл Владимиров.
Заметным трендом, по словам эксперта, является повышенный спрос заказчиков из сегмента электронной коммерции к решениям, которые могли бы полностью заменить используемые ранее зарубежные продукты. На это потребуется время — по оценкам Кирилла Владимирова, порядка 5–6 лет: «Кто-то быстрее сделает, кто-то медленнее, но, возможно в конце этого десятилетия мы увидим суперпозитивный тренд. Сейчас же мы, безусловно, уже коснулись дна, но оттуда еще могут постучать».
Процесс импортозамещения непрост, и это надо признать, считает преподаватель курса «Технологии клиентского сервиса» ИМИСП Виталий Новиков: «Мне непонятно, почему раньше не рассматривались отечественные программные продукты, не существует какой-то публичной дискуссии по поводу того, какие сложности есть как в них, так и в переходе на них. Возможно, было бы полезно, если бы компании между собой обменялись теми проблемами, которые есть, и создали бы некое усредненное техническое задание для разных разработчиков ИТ-продуктов — это позволило бы в будущем избежать тех сложностей, которые есть сегодня, наш продукт пользовался бы доверием и был бы надежен».
Будущее без вещевых рынков
Что касается будущего, то эксперты уверены: с турбулентностью справятся не все. Спорные перспективы не только у социальной коммерции, которая переживает бурную трансформацию. В зоне риска, по мнению участников дискуссии, находятся те компании, которые недавно вышли на рынок в попытке отхватить кусок растущего и потому весьма привлекательного рынка.
«Сейчас дешевых денег на рынке нет, как и долгих денег. И я уверен, что в течение ближайшего полугода в сегменте логистики нас ждут серьезные изменения в части реструктуризации рынка и консолидации вокруг крупных федеральных игроков», — говорит Андрей Мякин.
В сегменте e-com серьезных потерь участники дискуссии не ждут. Конечно, вызывает сомнения перспектива нишевых магазинов, которые во многом проигрывают маркетплейсам, но эпоха вещевых рынков точно прошла навсегда. «После кризиса будут расти маркетплейсы. Этот тренд мы наблюдаем уже сейчас и видели его в первый год пандемии. Потребитель уходит в онлайн. Возможно, будет больше среднего бизнеса, а маркетплейсы сохранят функцию интернет-канала продаж, в том числе для активизировавшихся отечественных производителей», — считает Екатерина Печникова.
Иван Лиходиевский отмечает, что маркетплейсы сейчас стали онлайн-аналогами гипермаркетов и демонстрируют стабильный уверенный рост, охватывая почти все категории товаров и расширяя географию своего присутствия семимильными шагами, поэтому для производителей игнорировать данный тренд очень опрометчиво: «Этот рынок активно формируется уже сейчас и потом войти в него будет значительно сложнее. Есть производители, которых отпугивает плохая финансовая эффективность размещения своей продукции на маркетплейсах в моменте, но эти процессы требуют более стратегического подхода с постановкой долгосрочных задач».
«Я не думаю, что люди уйдут в офлайн, потому что все ценят свое время, а пандемия всем показала, что онлайн покупать можно, это безопасно, удобно и экономит время. Так что рынок электронной коммерции будет развиваться. Насколько быстро, с какими темпами роста — я думаю, мы увидим в ближайшем будущем», — резюмирует Надежда Кокорина.