#1 Технотренды, 11 июля 2022
Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению»

Николай Пожидаев, Sitronics Group
Николай Пожидаев, Sitronics Group (Фото: пресс-служба)
Президент Sitronics Group Николай Пожидаев — об обновленном стандарте «Умный город», интеллектуальных транспортных системах и новых возможностях.

«Минстрой России в мае 2022 года утвердил новые показатели к стандарту «Умный город». Благодаря инициативе Минстроя России документ был актуализирован с учетом современных технологических и цифровых решений. Это произошло очень своевременно. Необходимость в этом связана с двумя факторами. Первый — это развитие технологий. Второй — накопление опыта.

Включение в стандарт современных технологических решений — полезный как для всей отрасли, так для жителей городов шаг. Новые показатели напрямую влияют на комфорт городской среды и появление нескольких уровней оценки ее качества — муниципального и регионального. Это должно положительно сказаться на развитии «умных городов».

Что касается накопленного опыта, то только за последнее время, к примеру, в Москве было реализовано множество проектов, в том числе с использованием формата «регуляторных песочниц», то есть в рамках экспериментальных правовых режимов для внедрения технических инноваций. Эти успешные кейсы можно тиражировать в других регионах.

Полагаю, что в нынешнем виде обновленный стандарт станет весомым стимулом для развития рынка smart city, так как будет полезен для органов власти, администраций городов и для бизнеса. Наличие единого стандарта существенно упрощает процедуры закупки решений: есть федеральная нормативная документация, которая описывает порядок действий и ряд характеристик продуктов. Заказчику не нужно будет изобретать велосипед, сократятся сроки составления технических заданий, самих закупок и, соответственно, реализации проектов. Все это сокращает издержки на подготовку к внедрениям решений, а это важный параметр как для государства, так и для бизнеса.

Именно поэтому мы как компания, которая была у истоков внедрения первых решений для «умных городов» и интеллектуально-транспортных систем управления движением (ИТС), стали участником рабочей группы и принимали участие в обновлении стандарта. Учет опыта участников рынка, в том числе со стороны бизнеса, позволит успешнее имплементировать технологии.

Новый стандарт «Умный город» получился объемным: он включает 36 базовых и дополнительных тематических блоков, которые затрагивают разные сферы городского хозяйства — от городской среды до образования и здравоохранения. Также он затрагивает и некоторые аспекты, связанные с транспортом.

Если же говорить о стандарте, непосредственно касающемся интеллектуальных транспортных систем, которые мы проектируем и внедряем, то рекомендации по составу и уровням зрелости дает методика, утвержденная Минтрансом в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» госпрограммы «Развитие транспортной системы». Всего в методических рекомендациях описаны 18 модулей и множество подсистем.

Правительство городов и агломераций финансирует за счет федерального гранта внедрение интеллектуальных транспортных систем. При этом каждое из региональных или муниципальных ведомств может внедрять систему с необходимым набором модулей на свое усмотрение. Благодаря детализированному подходу жители регионов могут на практике увидеть рост скорости передвижения, комфорта, удобства и безопасности.

Конечно, стандарты — не панацея. Они не могут решить проблему разнообразия и разношерстности внедренных ранее систем в регионах, основная проблема которых — сложности интеграции друг с другом. Но при этом позволяют делать все с едиными подходами к управлению, что поможет решить эту проблему в будущем.

Что касается влияния изменений, произошедших в последнее время, на развитие «умного города» и интеллектуальных транспортных систем, то я не вижу каких-то существенных проблем. Во-первых, за прошедшие годы мы и так многое заместили: есть отечественное ПО, контроллеры, камеры. Ведь мы уже довольно долго не имеем возможности ставить иностранные решения в городские системы.

Во-вторых, в ряде направлений у нас есть возможность пойти в принципе другим путем. К примеру, один из основных элементов «умной» городской среды — это создание цифровых моделей или двойников города. Если раньше мы создавали его с помощью беспилотников, то сегодня можем заменить их с помощью данных российских спутниковых группировок. Они поставляют информацию, которую можно положить в основу «умных» систем. Так что, я уверен, мы всегда найдем решение».

Инструменты E-com: география как точка роста
Материалы выпуска
От первого лица Как концепция умного дома захватывает рынки
От первого лица «Главная сложность — найти баланс между количеством метрик и их пользой»
От первого лица «Теперь все уделят внимание технологическому суверенитету»
От первого лица «Реальные тарифы на связь будут расти»
Решения «Период адаптации к новым условиям поставок оборудования мы уже прошли»
Компетенция «Стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению»
Инструменты E-com: география как точка роста
Инструменты ИТ-автаркия: новые условия и перспективы
От первого лица Экономика «сельского интернета»: что будет со связью в Ленобласти
Практика «Ландшафт российского рынка ИБ стремительно меняется»
Инструменты Рынок e-com: выживут не все
Инновации Место цифры: что будет с проектами умных городов
От первого лица Над импортонезависимостью придется основательно поработать
Содержание
Закрыть