Архитектура сегодня превратилась в чисто техническую функцию, фигура архитектора из «главного строителя» перешла в тонкую прослойку пирога, затерянную под экономистами, маркетологами и бренд-менеджерами. Кто должен определять облик мегаполиса, как поднять уровень профессионализма участников градостроительного процесса и заставить их слышать друг друга, разбирались участники онлайн-дискуссии «Архитектура и город. Чему учим, кому верим, как прийти к согласию?», организованной РБК Петербург и проектом RETROGRADU.NET.
Общественный запрос
Сегодняшние проекты, далекие от архитектуры в высоком смысле слова, делаются людьми, которые являются заложниками бизнеса и власти, полагает архитектор, основатель и руководитель бюро «архитекторы асс», основатель и ректор Архитектурной школы МАРШ Евгений Асс. Таких людей, по его словам довольно много. «Профессия архитектора всегда была сервильной, то есть выполняющей заказ. Мне в этом смысле ближе позиция философа и художника — относительно независимая, которая дает возможность создавать свою повестку, ее реализовывать и в некотором смысле даже навязывать», — говорит Асс.
Истоки проблемы архитектор, основатель бюро BERNASKONI Борис Бернаскони видит в отсутствии заказа со стороны общества. «Нет заказа на архитектуру, которая будет нужна не только девелоперам, а, например, еще и обществу. У самого общества нет этого запроса. Теперь вопрос в другом — а кто этот заказ формирует? Способно ли общество само, проанализировав ситуацию, сформировать этот заказ?», — уточняет он.
Ректор академии художеств Семен Михайловский полагает, что не может, и без знаковой фигуры из властных структур или крупного бизнеса, без чьей-либо воли, инициативы попытки реформирования «снизу» бесполезны. «Без волевых усилий — властей или бизнеса архитектура не развивается. Петербург, город, где мы живем, возник на болоте по прихоти одного человека. Воля имеет решающее значение», — полагает он. Сила комьюнити в том, чтобы участвовать в регулировании, но согласия в отношении архитектуры трудно достичь. К слову, одним из последних декретов президента Трампа стал документ, призывающий регламентировать архитектуру федеральных зданий, добавил Михайловский.
В ответ на это Евгений Асс напомнил, что подобное проявление инициативы сверху может закончиться «лужковской архитектурой». Он видит проблему и пути ее решения в иной плоскости — культурной. «В России архитектура не является частью культуры. Музыка, кино, театр, литература являются. Архитектура является некоей технической сферой, которая всплывает в виде неких особо ценных достижений. Неинтересно обсуждать отдельные элементы архитектуры сами по себе. Интересно встроить архитектуру в системную картину — сопоставить с литературой, живописью, с театром», — сказал Евгений Асс.
Выход на новый уровень
О том, что диалог об архитектуре нужно выводить на новый уровень, согласны и другие участники дискуссии. Горожанам нужно прививать вкус к красивым и функциональным зданиям, вписанным в общегородской контекст, а не к скандалам и интригам по поводу градостроения. «Архитектура в какой-то мере присутствует в информационном поле. Но не в том смысле, в котором мы с вами ее обсуждаем», — отмечает экологический журналист Европейского университета в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского государственного университета, наблюдатель переговоров ООН в области изменения климата Ангелина Давыдова и приводит в пример Конюшенное ведомство. Новость о передаче его от одного ведомства другому — это не архитектура, а политика. Другой пример — новость о возможном строительстве 500-метрового небоскреба на площади Чернышевского. «Нам предлагают обсуждать одну башню, вырванную из контекста. Каждый раз, когда мы пытаемся говорить об архитектуре, мы пытаемся говорить об одном здании, об одном фасаде, в то время как сейчас фокус внимания переключается на системы, взаимосвязи. Эта башня — часть чего? Какому плану она соответствует? Какому будущему?» — уточняет эксперт.
Городской планировщик, руководитель проектного бюро MLA+, преподаватель Института дизайна и урбанистики ИТМО Яна Голубева указала на дефицит дискуссионных площадок, на которых обсуждалась бы современная градостроительная повестка, интересная молодежи. «Петербург утонул в бесконечных дискуссиях об историческом центре, о наследии, в то время как это небольшая часть реальной городской жизни. Есть другая повестка: экология, меняющийся мир, качество жизни в городе», — полагает Голубева.
Конкретные шаги
Предложение, каким образом формировать новую повестку, высказал архитектор, урбанист, сооснователь бюро средового дизайна «Дизайн юнит 4» Данияр Юсупов. «Нужно технологическое решение наподобие платформы реферируемых статей MIT. Она будет образовывать наиболее обсуждаемые споты, которые можно будет обсуждать в дискуссионных пространствах», — предложил он.
В свою очередь, Ангелина Давыдова провела еще одну аналогию с наукой: архитектуре также нужны популяризаторы, коммуникаторы, которые могли бы доносить информацию широким массам. «Нужны усилия по коммуницированию. Может быть, появление архитектурных блогеров», — сказала она.
Кроме того, все участники согласились с необходимостью использовать зарубежный опыт. И пусть невозможно, по выражению Данияра Юсупова «целиком натянуть опыт Копенгагена на глобус Петербурга», петербургским архитекторам есть чему поучиться у иностранных коллег. Причем, по замечанию Евгения Асса, пандемия парадоксальным образом способствует международной коммуникации. «Благодаря zoom’у в моей студии МАРШ на финальную критику в этом семестре приглашены только иностранные критики, которых я иначе не смог бы собрать. В этом смысле мир становится более открытым», — поделился он.
По мнению Данияра Юсупова, сегодня мы находимся в ситуации распада старой системы, распада просвещения, с одной стороны. С другой — из «первичного супа», образующегося на месте распадающейся реальности, возникает новая вселенная. И состоявшиеся архитекторы не должны закрывать глаза на эту новую вселенную. На молодежь, которая активно интересуется градостроением, но с новых точек зрения, и на глобальные проблемы современности, на которые должна реагировать архитектурная мысль.