Шесть сценариев развития Петербурга
Материалы выпуска
Шесть сценариев развития Петербурга Решения Архитектурные рамки Решения Коронавирус оцифровал стройку Рынок Валерия Малышева: «Мы намерены расширить свое присутствие в Петербурге» Экспертиза Всеволод Глазунов: как ориентироваться в ценах рынка «первички» Экспертиза «Популярность digital-решений будет только расти» Экспертиза
Решения Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Шесть сценариев развития Петербурга

Как привлечь в город ученых, туристов, корпорации и инновации.

Петербург XXI века нуждается в обновлении. Наследник архитектуры XIX — начала XX века сейчас затормозил свое архитектурное развитие. Альтернативный аэропорт, изменение налогообложения, обновление законодательной базы, реконструкция и реновация территорий — эти и другие практические решения могли бы обеспечить позитивные перемены. Возможные реформы в облике и бренде города предложили лидеры градостроительной сферы на бизнес-анимации «Бренд Санкт-Петербурга», организованной проектом Retrogradu.Net.

Чужими глазами

«Мы привыкли смотреть на Петербург глазами туриста, который едет в Эрмитаж, Мариинский театр, гулять по набережным и Дворцовой. Но мы должны посмотреть на город глазами других целевых аудиторий, — объясняет журналист, член Союза архитекторов России Роман Герасимов. — Как сделать город привлекательным для тех, кто занимается инновациями, технологиями, стартапами? Как не потерять возможности производственных площадок промышленности 4.0? Как стать центром для крупных корпораций?»

Для поиска ответов на эти вопросы организаторы бизнес-анимации пригласили известных петербургских девелоперов, урбанистов и архитекторов. Участники разделились на шесть команд, каждая из которых представляла определенную целевую аудиторию: туристов, инноваторов, инвесторов, представителей корпораций, образовательный сектор, а также производственные компании. За три часа, отведенные на анимацию, они провели аудит конкурентной позиции Петербурга и сформулировали стратегию для разных вариантов развития.

Увидеть Петербург и жить

Город нуждается в архитектурном прорыве и создании новых точек притяжения, — уверены участники, формировавшие новый туристический бренд города. По их мнению, потенциал Северной столицы сегодня полностью не реализован.

«Мы активно эксплуатируем наше культурно-историческое наследие, но забываем о том, что Петербург — город образования, науки, здравоохранения. Синтетический потенциал может стать зоной нашего туристического развития, — говорит начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова. — Петербург может продвигать и здоровый образ жизни, и агротуризм, и туристические походы. Не обязательно эксплуатировать только парадную часть города». Архитектор Борис Бернаскони и Алексей Агафонов, вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, дополнили стратегию улучшения имиджа туристического Петербурга слоганом «Увидеть Петербург и жить».

Роскошь — не спешить

«Мы рекомендуем сохранять концепцию Петербурга именно как университетского города и всячески противиться выселению ключевых, главных университетов за пределы города», — настаивает архитектор и урбанист Даниил Веретенников. Он представлял интересы аудитории «образование и наука». В эту команду также вошли архитектор Данияр Юсупов, исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов Елена Бодрова и исполнительный директор «Газпром нефть Восточно-Европейские проекты» Александр Бобков. В основу своей концепции «Петербург — центр гуманизма и просвещения» группа положила осознанный и медленный образ жизни, в котором важно не только то, что производят, но и то, как это делают.

О размеренном темпе жизни размышляла и команда, отвечавшая за привлечение новых технологий и инноваций. В нее вошли архитектор Феликс Буянов, коммерческий директор концерна SRV Людмила Рева и генеральный директор «Охта Групп» Дмитрий Киселев. Для инноваторов важно создавать новый мир, получать высокие доходы и иметь необъятную личную свободу. Этим людям петербургские эксперты хотели бы предложить комфортную среду обитания, высокие экологические стандарты, альтернативные виды транспорта, открытые общественные пространства, свободный международный обмен и налоговые преференции. Главным преимуществом Петербурга перед конкурентами — Новосибирск, Казань, Москва — команда «инноваторов» назвала slow life. «Хочешь бабла? Езжай в Москву. Хочешь бабла, но при этом развиваться сам и давать развитие и хорошее образование своим детям? Приезжай в Петербург. Спокойное достоинство — вот наш питерский лайф-стайл», — так презентовал стратегию своей команды Дмитрий Киселев. Свою конкурентную позицию участники бизнес-анимации обозначили так: «Создаем новое в городе глобальной гармонии».

Экологично и продуманно

Участники, представлявшие производственные компании, подчеркнули важность реализации тренда на устойчивое и экологичное развитие промышленности. Логистическое преимущество Петербурга и его имидж позволяют, по мнению участников бизнес-анимации, привлечь в город производителей товаров высокого класса для самых придирчивых европейских потребителей.

Младший партнер архитектурного бюро «Студия 44» Антон Яр-Скрябин и советник Санкт-Петербургского представительства юридической компании Baker McKenzie Ольга Аникина высказали в презентации мысль о необходимости создания в Петербурге мусороперерабатывающего завода, а также строительства недорогого, но комфортного жилья для сотрудников промышленных предприятий.

О продуманном подходе к городской среде говорила и команда «инвесторов». В городе еще много белых пятен, которые давно уже должны были стать новыми центрами притяжения: Конюшенное ведомство, Охтинский мыс, Тучков буян, Красный Треугольник, Скороход. «Не хватает восстановленных исторических зданий и более четкого законодательства в этой области. Город должен развиваться, чтобы за красивыми фасадами существовала современная среда, отвечающая всем современным требованиям, — настаивает генеральный директор ООО «Городъ» Татьяна Новицкая. Команда, в которую также вошли генеральный директор «SRV Девелопмент» Михаил Шприц и руководитель отдела по административным вопросам макрорегиона Северо-Запад УФПС «Почта России» Алексей Волков предложили концепцию «Открытый город, в котором удобно работать, удобно жить». Главное, что должно сделать город привлекательным для инвесторов, — это повышение качества жизни горожан.

Больше окон

Привлечь крупные компании и инвесторов Петербургу поможет его исторический имидж «окна в Европу». Так считает команда, игравшая за «корпорации», в составе которой были архитектор Максим Атаянц, генеральный директор ООО «Master Девелопмент» Вячеслав Семененко и legal-эксперт Станислав Михайлов.

«Мы посчитали, что наш город в очередной раз может выполнить функцию портала, «окна в Европу», «окна в Россию» и для международных субъектов, и для отечественных компаний, — говорит Вячеслав Семененко. — Накопленный бренд-потенциал у нас есть, а современные общественные пространства — это дело наживное».

Для этого нужно развивать транспортную инфраструктуру. «Нам очень не хватает второго, альтернативного аэропорта. Не дополнительного терминала в аэропорту Пулково, а именно другого аэропорта под другим управлением. Тогда превращение Петербурга в международный хаб состоялось бы гораздо легче», — подчеркивает Максим Атаянц.

Итогом бизнес-анимации стало представление командами возможных стратегий развития Петербурга с точек зрения разных целевых аудиторий. Игроки также предложили новые символы и образы Петербурга. Лучшую концепцию, по мнению экспертного сообщества, разработала команда, представляющая интересы инвесторов. Ключевую мысль обсуждения сформулировал президент корпорации «Адвекс» Александр Романенко: «Когда мы говорим про будущее, мы должны понимать, в чем самая главная ценность города не только с точки зрения стоимости квадратного метра, но и с точки зрения качества жизни».

«Город должен развиваться. Мы не можем гордиться только тем, что было создано в XIX веке. Для этого мы и проводим публичные дискуссии. Для архитектурного развития нужны воля, профессионализм, умение ценить старое и смелость создавать новое. Воля городской администрации, профессионализм заказчика, умение и талант архитектора. Мы хотим видеть наш город красивым уже сегодня, нам надоело ждать», — резюмировал выступления команд сооснователь проекта «Ретрограду.нет» Станислав Баканов.

Справка

Бизнес-анимацию «Бренд Петербурга» инициировала площадка Retrogradu.Net. Этот портал поставил перед собой цель наладить диалог между архитекторами, девелоперами, градозащитниками и властью. Партнерами выступили Российская гильдия управляющих и девелоперов, инвестиционно-девелоперская компания «Охта Групп» и РБК Петербург.