«Не откладывайте разговор с банком»: бизнес о главном решении весны
Материалы выпуска
«Не откладывайте разговор с банком»: бизнес о главном решении весны Экспертиза Антивирусный опыт: как повысить эффективность бизнеса Экспертиза Жизнеспособный формат: какие решения позволяют справляться с кризисом Экспертиза Есть контакт: компании осваивают новые каналы связи с потребителями Решения Режим контролируемой свободы Решения Поддержка малого Инструменты Выход за рамки: бизнес развивает дистанционные услуги Экспертиза Бизнес на «удаленке»: антикризисные решения Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Не откладывайте разговор с банком»: бизнес о главном решении весны

Участники рынка поделились идеями о том, как правильно выстроить диалог
Фото: pexels.com

Банки стали ключевой фигурой российской экономики. От их гибкости и умения выстроить отношения с клиентом зависит порой судьба бизнеса и десятков людей, которые с ним связаны. Что важно знать предпринимателям и что готовы предложить банки – в материале РБК+.

Денис Скоков, руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка:

«С начала 2020 года условия в экономике резко изменились. Многие компании столкнулись с новыми вызовами и ограничениями и сейчас строят бизнес в совершенно других условиях. Мы как банк видим трудности, через которые проходят клиенты, знаем их потребности. Фактически мы проходим этот период вместе, чтобы потом вместе вернуться к активной совместной работе. Любой кризис уникален, но полученный опыт можно использовать, чтобы пройти самый сложный период — период адаптации к новой реальности.

Первое, что нужно бизнесу — финансовая поддержка. Мы перенесли платежи по кредитам клиентов из сегмента микро с апреля на май, а досрочное погашение в апреле было бесплатным. Также мы предоставляем кредитные каникулы компаниям из наиболее пострадавших отраслей, которые определены законом. Но наш опыт показал, что помощь нужна практически всем. Поэтому мы предложили реструктуризацию кредитов клиентам из сегмента малого и микро бизнеса независимо от отрасли, в которой они работают. Оформить отсрочку можно онлайн, без визита в банк. И здесь мы подходим к другому важному пункту нашей программы поддержки — акцента на цифровые каналы.

«Мы предложили реструктуризацию кредитов клиентам из сегмента малого и микро бизнеса независимо от отрасли, в которой они работают. Оформить отсрочку можно онлайн, без визита в банк. Мы сделали бесплатной доставку справок и выписок до конца мая, доставка бизнес-карт остается бесплатной бессрочно. Также мы сделали бесплатным приложение Райффайзен Бизнес Онлайн до конца сентября 2020 года. Затем в интернет-банке появилась возможность подать декларацию онлайн».

На первое место вышла безопасность, причем не только финансовая, но и физическая. Нашей целью стало увеличить роль цифровых каналов в повседневной жизни клиентов. Возможности нашего онлайн— и мобильного банка позволяют выполнять 99% операций без визита в отделение. Мы проанализировали операции, которые чаще всего требуют от клиента физического присутствия. По итогам исследования мы сделали бесплатной доставку справок и выписок до конца мая, доставка бизнес-карт остается бесплатной бессрочно. Также мы сделали бесплатным приложение Райффайзен Бизнес Онлайн до конца сентября 2020 года. Затем в интернет-банке появилась возможность подать декларацию онлайн. Сделать это можно с помощью квалифицированной электронной подписи. В онлайн-банке клиент может видеть статус своей декларации и требования от налоговой.

Что мы советуем клиентам: проанализируйте доходы и расходы, учтите все источники прибыли, сделайте прогноз. По возможности снижайте долговую нагрузку — если можете гасить кредиты, лучше делать это сейчас. Расширяйте продуктовую линейку, ищите новые каналы сбыта — это повысит вашу устойчивость. Пользуйтесь цифровыми сервисами для увеличения продаж: настройте таргетированную рекламу, сверстайте простой лендинг для своего продукта. Поговорите с арендодателем о снижении арендных платежей. И не откладывайте разговор с банком — он заинтересован в вас как в клиенте, и готов пойти навстречу».

Наталья Миронова, генеральный директор «Клиника Шведская стоматология»:

«За 22 года работы клиники мы впервые столкнулись с ситуацией, когда нам пришлось остановить работу. Предположить такого мы, конечно, не могли. В апреле клиника не работала. Мы приняли для себя такое решение осознанно, поскольку понимаем, что экстренный прием несет прямые риски для персонала в текущих условиях и никак не покрывает издержки.

В этой ситуации нам очень помог банк ВТБ, который одобрил нам заявку на беспроцентный кредит, и мы смогли выплатить сотрудникам зарплату за апрель и май, заплатив подоходный налог. Это позволило снять психологическое и экономическое напряжение, ведь сейчас главная задача — это сохранить персонал. Набрать квалифицированных сотрудников, обучить и создать коллектив — это очень сложно, поэтому важно сохранить.

Да, кредит через полгода нужно будет вернуть, но хотя бы сейчас этот вопрос закрыт и можно подумать, как выстраивать бизнес далее. Одним из важных шагов будет создание подушки безопасности на случай непредвиденной ситуации, а также снижение кредиторской задолженности. Каверзность ситуации для нас в том, что стоматология предполагает физический контакт врача и пациента: мы не можем лечить удаленно и онлайн, поэтому развиваться в этом направлении мы не можем. Мы думали над тем, чтобы запустить онлайн-конференции и рассказывать про гигиену, но это не спасет ни нас, ни бизнес. Пока мы формируем запись к врачам на период после снятия ограничений.

«Сейчас главная задача — это сохранить персонал. Набрать квалифицированных сотрудников, обучить и создать коллектив — это очень сложно, поэтому важно сохранить. Да, кредит через полгода нужно будет вернуть, но хотя бы сейчас этот вопрос закрыт и можно подумать, как выстраивать бизнес далее. Одним из важных шагов будет создание подушки безопасности на случай непредвиденной ситуации, а также снижение кредиторской задолженности».

Полагаю, что на государственном уровне должен быть создан фонд или система страхования на случай подобных форс-мажоров. В обычной ситуации мы не закрывали клинику больше, чем на пять дней в году — это Новый год, 8 марта и 9 мая, а здесь нам пришлось остановить работу на месяц. Мы бы работали даже в войну, а тут раз и все. Часто мы слышим, что стоматология выживет всегда, но оказалось, что и мы в зоне риска и нам еще повезло, что мы попали в перечень пострадавших отраслей. Надеюсь, что текущая ситуация также позволит пересмотреть на уровне государства и на уровне банков отношение к участникам малого бизнеса и ИП и подход к кредитованию станет более гибким и персонализированным».