Изменившиеся условия дают предпринимателям возможность по-новому взглянуть на свой бизнес и повысить его эффективность. Для одних это означает запуск новых решений, ведущих к эффективному обслуживанию клиента, для других — эффективное встраивание в систему поддержки бизнеса со стороны государства, а для третьих — масштабирование и освоение новых рынков.
Марат Минкин, основатель и руководитель Agency Media Marketing:
«В целом по отрасли мы видим отток рекламных бюджетов крупных брендов. Но те, кто успел заранее диверсифицировать услуги, отлично себя чувствуют даже сейчас. Мы больше занимаемся онлайн-образованием, рекрутингом. Спрос никуда не делся, в некоторых нишах вырос. У большинства наших партнеров и текущих клиентов все в порядке, поэтому мы продолжаем работу.
Конечно, те агентства, главными клиентами которых были рестораны, салоны, фитнес-центры, несут издержки. Особенно учитывая офисы по 800 человек, которые сейчас не могут собираться вместе. Многим приходится спешно перестраивать бизнес-процессы. Далеко не всем удается делать это эффективно.
Мы давно сделали ставку на удаленку и уже несколько лет выстраиваем все бизнес-процессы в этом формате. Мы масштабируем свой опыт. В апреле запустили новое направление — кадровое агентство, которое находит опытных удаленных сотрудников за 48 часов. На рынке с этим большая проблема: людей, которые работают удаленно давно, имеют подтвержденный опыт и успешные кейсы, не так много. Быстро перестроившихся офисных сотрудников — еще меньше.
«В апреле запустили новое направление — кадровое агентство, которое находит опытных удаленных сотрудников за 48 часов. На начало июня мы планируем запуск еще одного направления. Это трендовый EdTech с привлечением суперзвезд отрасли и возможностью для наших студентов зарабатывать, благодаря новым навыкам, начиная со второго месяца обучения в нашем университете».
В итоге бизнес, не привыкший к онлайну, сейчас теряет массу времени на отлаживание процессов. Мы же помогаем найти лучших специалистов, в том числе руководителей, способных объединить вокруг себя команду. Важный момент: удаленный сотрудник или даже целый отдел, экономит порядка 40% только на налогах. Например, у нашего агентства нет костов, помимо топ-менеджмента, на фиксированную заработную плату, аренду офиса, дополнительные рабочие места, их обслуживание и т.д. Поэтому по итогам последних месяцев у себя мы видим рост оборота на 30%.
Кроме того, сейчас самое время пополнить кадровый резерв. Удаленка всегда была суперкастингом, не ограниченным рамками места. Но сейчас теряют работу даже те, кого раньше невозможно было схантить.
На начало июня мы планируем запуск еще одного направления. Это трендовый EdTech с привлечением суперзвезд отрасли и возможностью для наших студентов зарабатывать, благодаря новым навыкам, начиная со второго месяца обучения в нашем университете».
Никита Пальянов, директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис»:
«В начале апреля спрос на жилую недвижимость просел на 30%, но к концу месяца активность покупателей практически вернулась к прежним показателям. Большое количество заявок поступает от клиентов старшего возраста, их интересуют в первую очередь квартиры в готовых домах в первой очереди проекта «Георг Ландрин». В целом на готовое жилье приходится 60% заявок. Безопасность и надежность в ситуации неизвестности становятся приоритетными. Люди стремятся покупать недвижимость в сданных объектах, даже с учетом того, что покупка на котловане выгоднее.
Для повышения эффективности бизнеса мы приняли ряд решений, которые помогли оптимизировать процесс заключения сделки. Мы не только перевели продажи в дистанционный формат, но и обеспечили полное сопровождение клиентам. Так, для многих покупателей основным препятствием к совершению сделки онлайн являлось отсутствие электронной подписи. В период карантина оформить ее было не просто, поэтому мы взяли это на себя и бесплатно оформляем ЭЦП каждому нашему покупателю.
«Для многих покупателей основным препятствием к совершению сделки онлайн являлось отсутствие электронной подписи, поэтому мы взяли это на себя и бесплатно оформляем ЭЦП каждому нашему клиенту. Кроме того, мы предоставляем покупателям скидки и беспроцентные рассрочки».
В инвестиционных покупках спросом традиционно пользуются студии и однокомнатные квартиры, здесь ничего не изменилось. Доля таких сделок в апреле составила около 80% — на фоне колебания курса валют люди снимают деньги с депозитов и вкладывают их в недвижимость. Приобретая квартиру для собственного проживания, клиенты уделяют больше внимания планировкам, наличию мест для хранения, а если в квартире три или более комнат — обязательно уточняют количество санузлов.
Востребованы у покупателей и финансовые инструменты — ипотека и рассрочка. Сегодня им доступна ипотека с субсидированной ставкой 6,5% по программе «Господдержка 2020», кроме того, при оформлении сделки с ипотечным кредитом, мы предоставляем скидку в размере трех аннуитетных платежей, размер одного платежа — от 40 до 90 тыс. рублей в зависимости от площади квартиры.
Также при заключении сделки до конца мая можно воспользоваться беспроцентной рассрочкой от застройщика. Первоначальный взнос составляет 30%, второй взнос — 35%, он вносится до 25 марта 2021 года; и финальный платеж — 35% — вносится до 25 марта 2022 года. На квартиру при этом действует такой же дисконт, как при первоначальном взносе 70%».
Стригалева Мария, руководитель аудиторской и юридической практики BLCons Group:
«Несмотря на сомнительную эффективность мер господдержки, для большинства компаний и эта помощь может сыграть существенную роль. Мы получаем множество запросов на разъяснения о порядке применения тех или иных мер. Обобщая наш «антивирусный» опыт, мы хотели бы предостеречь компании от необдуманных шагов и действовать взвешенно и осторожно. Процесс принятия мер поддержки не завершен, и в ближайшем будущем будут приняты новые законы.
Очевидно, что ключевым вопросом сегодня является сохранение уровня занятости. Поэтому от текущих решений и действий компании зависит, сможет ли она воспользоваться мерами господдержки. Например, 11 мая Президент РФ в рамках видео-совещания объявил о специальной кредитной программе поддержки занятости для всех предприятий из пострадавших отраслей: если на момент погашения кредита численность сотрудников сохранится на уровне 90%, государство примет на себя погашение и процентов, и кредита. Если штатная численность будет сохранена на уровне 80% — государство примет на себя половину расходов. Несмотря на то, что это заявление пока не имеет «нормативной силы», вероятность принятия соответствующих мер определенно высока.
Для малого бизнеса, оказавшегося в кризисной ситуации, является логичным, если не единственно возможным шагом, сокращение штата. Но тогда он не сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства. Это порождает спрос со стороны бизнеса на компетентный анализ ситуации. Мы настоятельно рекомендуем делать предварительную экспертизу управленческих решений с целью оценки всех последствий. Следует анализировать не только вступившие в силу законы, но также проекты и планы по господдержке в связи с COVID-19.
Мониторинг любой связанной с бизнесом информации имеет большое значение. Именно поэтому наши специалисты регулярно анализируют информацию о принятых и планируемых властями мерах господдержки и готовят еженедельные обзоры, необходимые для принятия взвешенных бизнес-решений. Кроме того, мы оказываем безвозмездную поддержку предприятием инновационной инфраструктуры».
«Наши специалисты регулярно анализируют информацию о принятых и планируемых властями мерах господдержки и готовят еженедельные обзоры, необходимые для принятия взвешенных бизнес-решений. Кроме того, мы оказываем безвозмездную поддержку предприятием инновационной инфраструктуры».