«Кризис — это время перегруппировки и мобилизации. Бизнес в ускоренном режиме переходит от устарелых моделей мышления и работы к новым. Стратегии также трансформируются в ускоренном режиме. Те, кто пытается работать «как раньше», уже видят несостоятельность такого подхода — и в финансовых показателях, и в эффективности работы своих команд.
Мы видим, что многие руководители и сотрудники тревожатся за будущее своего дела. Люди боятся потерять клиентов, бизнес и работу. Ключевым становится переосмысление ситуации и поиск новых ориентиров для бизнеса. Ведь если стратегия не отвечает актуальным реалиям, не работает на устойчивость и жизнеспособность компании, не основана на ценностях команды и не разделяется ею, то есть опасность, что бизнес просто погибнет, как корабль при шторме со сломанным компасом и приборами управления. Но даже самая эффективная стратегия не будет реализована, если люди изо дня в день фокусируются не на целях бизнеса, а на вопросах выживания, страхах, борьбе или тревоге. Поэтому так важно внутреннее состояние команды и ее лидеров.
Сейчас заметно выросла актуальность soft skills: именно они позволяют быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, проявлять нестандартное, творческое мышление, избегать непродуктивных состояний и стресса. Мы видим, как со стороны бизнеса растет количество обращений на развитие этих навыков внутри компаний.
Огромное количество возможностей для профессионального и личностного развития предлагает онлайн-среда. Компании делают свои курсы бесплатными для поддержки людей в самоизоляции. Мы с нашим глобальным партнером BarrettValuesCentre также запустили доступное для всех желающих исследование корпоративной культуры и ценностей. Участие в этом исследовании позволит выявить точки роста для бизнеса и выйти из кризиса в наиболее сжатые сроки.
Но ключевые рекомендации бизнесу мы можем дать уже сейчас. Во-первых, нужно оперативно сфокусироваться на команде, поддержке эффективного взаимодействия и внутреннего тонуса сотрудников. Необходимо работать над вовлеченностью людей, их пониманием текущего момента и дальнейших перспектив. Если вы сами не дадите людям эту повестку, ее место займут страхи и тревога, что не преминет сказаться на общей эффективности работы вашей команды.
Во-вторых, именно сейчас целесообразно провести апдейт стратегии. Надо понять, какие и чьи ценности лежат в ее основе, какую долгосрочную перспективу она определяет для компании, какие задачи решает. Так удастся честно ответить на вопрос, почему компания должна выжить и существовать дальше. Если на него пока нет ответов, то это серьезный сигнал для создания или пересмотра стратегии.
И, в-третьих, нельзя замыкаться только на своем опыте. Мы все столкнулись с беспрецедентным по масштабу кризисом, кто-то быстрее находит нужные механики и подходы к выходу из него, кто-то отстает. Лидеры активно делятся своими «рецептами», многое можно почерпнуть у них либо их консультантов. Профессионалы помогут пройти процесс трансформации с наименьшими потерями и выйти из кризиса в максимальной готовности к развитию».