Трансформация рабочих процессов, предполагающая их перевод в цифровую среду, вкупе с ростом потребления цифровых развлекательных сервисов в период самоизоляции проверили телеком-операторов и дата-центры на прочность. О том, есть ли уже сейчас нехватка мощностей для хранения данных и скоростей для их передачи, говорили участники дискуссии «Игра на повышение. Кому в России нужны большие объемы и скорости передачи данных?», состоявшейся в рамках VII Digital Forum РБК.
Эпоха перераспределения
Одним из первых начал испытывать давление телеком-сегмент: засевшие дома в режиме самоизоляции и удаленной работы люди изменили профиль потребления. И поначалу многие эксперты ожидали отказов сетей, перегрузок, низких скоростей — своего рода телекоммуникационного коллапса. Как показали первые две недели, катастрофы не произошло.
«На мой взгляд, масштабных проблем в связи с изменением профиля потребления абонентов не произошло. Не буду отрицать: они, конечно, есть, но носят крайне локальный характер. Трафик увеличился не в разы, а где-то в полтора раза, — говорит генеральный директор компании «Комфортел» Дмитрий Петров. – Это, конечно, много, если сравнивать с динамикой предыдущих этапов: в среднем трафик в год растет процентов на 20. Так что прирост в полтора раза за месяц может вызвать проблемы на некоторых участках сетей, но это далеко не коллапс».
Так что особой разницы потребители не должны были заметить — это касается и бизнес-сегмента, и массовых пользователей интернет-сервисов. По мнению Дмитрия Петрова, если кто и может пострадать от сложившейся ситуации, так это крупные интернет-компании: Mail.ru с соцсетью Вконтакте, Яндекс. «Потому что моментально повысить пропускную способность в полтора раза невозможно: DVDM-оборудование [технология спектрального уплотнения каналов — прим. ред.] на складах просто так не держат, и роутеры, которые маршрутизируют несколько терабит в секунду — это специфическое оборудование, отечественных аналогов которому нет», — поясняет Дмитрий Петров.
Руководитель Mail.ru Cloud Solutions Илья Летунов, правда, с такой оценкой перспектив не согласен: у крупных компаний есть возможность работать с несколькими провайдерами, что дает возможность выбирать. «Когда у тебя есть такая вариативность, ты легко адаптируешь нагрузку, и все крупные площадки в России к такому готовы. Под подобные экстренные ситуации, как необходимость масштабироваться в два раза, все держат ресурсы и железо, — комментирует Илья Летунов. — Однако у нас были некоторые проблемы с международным трафиком: была перегрузка связи с Amazon, Google. Активизировалось использование видеосвязи, и в пиковые моменты у нас осталось всего 2 трансатлантических оператора, которые, в первую очередь, решали локальные задачи. Так что у нас в течение пяти дней сильно деградировал трафик с Европой и Америкой, но сейчас все нормализовалось, — видимо, 4-5 дней было достаточно, чтоб все решить».
Подтверждают это и пользователи. «Вся ИТ-инфраструктура расположена внутри нашего периметра, потому что наша компания относится к КИИ I категории, но мы пользуемся услугами почти всех основных телеком-операторов. И у нас за последнее время не было проблем со стабильностью связи или скоростями. А все проблемы наблюдаются либо на каналах зарубеж, либо в случаях с небольшими локальными провайдерами, чьи каналы не были рассчитаны на текущую интенсивность их использования», — отмечает советник генерального директора «Ленэнерго» Максим Мамаев.
Дмитрий Петров, правда, не согласен с такой оценкой. По его мнению, проблемы как раз затронули сильнее всего именно крупных операторов: «Потому что у них планирование, логистика, 223-ФЗ — все это не очень помогает быстро наращивать емкость сети там, где это внезапно потребовалось. А небольшие сети и маленькие компании очень спокойно переварили проблемы, потому что скорость принятия решений выше и масштаб модернизации меньше».
Новые привычки
Многие операторы отмечают не столько быстрый рост трафика, сколько изменение локаций активности. Сотовые компании рассказывают о том, что произошло перераспределение: из центра города и офисных зданий потребители мигрировали в спальные районы и ближайшую области — именно там наблюдается концентрация потребления.
«Недавно мы с представителем оператора связи обсуждали произошедшие изменения. Заметны две интересные тенденции. Во-первых, несмотря на все произошедшие события — самоизоляцию и переход на удаленку — среднесуточная кривая трафика не претерпела значительной трансформации. Пики потребления, как и раньше, приходятся на вечерние часы — в этом нет ничего нового, — отмечает директор по продажам Ruckus Networks (Commscope) Сергей Трюхан. — Второй тренд, на мой взгляд, выглядит более интересным, хотя и конъюнктурным: участники рынка видят переход абонента, который раньше пользовался мобильным интернетом, в область фиксированных подключений — по кабелю или через Wi-Fi. Это, как мне кажется, важно, потому что причина тенденции — желание потребителя получить сервис более высокого качества».
Эксперт подчеркнул, что этот тренд идет вразрез с техническим прогрессом: еще месяц назад многие были уверены в том, что мобильный доступ для большинства пользователей более привлекателен. Если тренд сформирует привычку, это может повлиять даже на распределение долей на рынке ШПД между проводными и мобильными операторами.
О том, что новые привычки могут внести коррективы в рынок ШПД, сказала и сооснователь и генеральный директор NotAnotherOne Вера Козырь. «У нас сейчас в онлайн перешли не только офисные сотрудники, но и все остальные направления бизнеса во всем мире — от спорта до шопинга. Люди начнут привыкать к этому, будут вырабатывать привычки пользоваться онлайн-сервисами, — пояснила она. — Мозгу на формирование привычки достаточно 30 дней, а эпидемиологическая ситуация и режим изоляции могут продлиться и дольше. Соответственно, все наши новые привычки останутся с нами надолго, и это нужно учитывать при расчете нагрузок на сети в будущем».
ЦОДостроительство
Рынок дата-центров также оказался под определенным гнетом обстоятельств, но хотя COVID-19 не самое влиятельное из них, мощностей уже не хватает. «На мой взгляд, на рынке ЦОД действительно существует недостаток мощностей, но этот тренд не связан с коронавирусом. Скорее, эта исторически сложившаяся ситуация вызвана тем, что ЦОДостроение — мероприятие капиталоемкое, требующее инвестиций в валюте. И не все инвесторы готовы на такие долгие сроки окупаемости. Усугубляют ситуацию и растущие цены на электроэнергию. В целом в сложившихся обстоятельствах более взвешенным сценарием выглядит запуск новых мощностей относительно небольшими очередями, чем инвестирование в объекты от 2000 стоек», — объясняет генеральный директор Linxdatacenter Ольга Соколова.
Что касается «коронавирусного» роста, то в Linxdatacenter в последнее время отмечают увеличение потребления электричества примерно на 20%, но это вписывается в рамки тех законтрактованных мощностей, которые клиенты привыкли резервировать для себя. Критического увеличения мощностей на данном этапе не наблюдается.
В DataLine оценивают ситуацию иначе, в том числе — касательно инвестиций в развитие. «Мы видим, что в Москве стойкоместа, которые обеспечены качественной инженерной инфраструктурой, практически закончились. В связи с этим мы до конца года запустим две новых площадки и еще над двумя уже ведем работу. Мы готовы в это инвестировать именно потому, что есть рыночная потребность, — говорит первый заместитель генерального директора DataLine Алексей Севастьянов. — Кроме того, мы видим значительный спрос на сервисы, связанные с удаленным доступом, удаленные рабочие места, облачные диски, видеоконференцсвязь. В целом потребление клиентов в части облачных услуг растет. Почти все наши давние клиенты сейчас начали наращивать мощности».
Игроки рынка дата-центров сетовали на то, что препятствием для развития рынка является проблема с электроснабжением. И кроется она не только в высокой, по их оценкам, стоимости электричества, но и в нехватке подстанций в удобных для ЦОДов локациях. Эксперты заметили, что количество физических визитов клиентов в дата-центры действительно большое, и это вынуждает открывать новые дата-центры в крупных городах, а получить электричество, к примеру, в Москве с двумя подводами — сложная история.
«80% бизнеса размещено в Москве, — подтверждает Ольга Соколова. — Москве и Петербургу требуются новые мощности дата-центров, но именно там мы ограничены по доступности электричества. Много предложений по дешевому электричеству и быстрому подключению за пределами МКАД и КАД, но это не совсем та история, которая нужна компаниям, которые обслуживают клиентов уровня энтерпрайз в двух столицах России».
Максим Мамаев как представитель электросетевой отрасли не согласен с такими оценками. По его словам, надо на входе в проект правильно выбирать объект недвижимости: «Если вы выберете площадку недалеко от крупной подстанции любой столицы, с высокой вероятностью там смогут выдать практически неограниченный объем электричества».
Железо для облаков
В Mail.ru Cloud Solutions на фоне активности удаленной работы фиксируют всплеск потребления облачных сервисов на 20% за прошедший месяц. На качестве сервисов это не отражается. «Если мы будем на 20% расти каждый месяц, это даст рост в 4-5 раз за год. Однако я думаю, пик роста уже пройден и в апреле будет увеличение где-то на 10%. Это обусловлено тем, что те, кто хотел перейти в облако и на удаленку, уже перешли. А те, кто этого не сделал, будут ждать более спокойного времени, чтоб сделать какую-то более сложную трансформацию бизнеса. Дело в том, что не всегда легко уйти в облако в момент кризиса и удаленного доступа: процессы сильно усложняются, — говорит Илья Летунов. – Тот, кто был подготовлен, очень сильно выиграл в текущем моменте, используя запасы ЦОДов».
Он указал и на другую, на его взгляд, весьма существенную проблему — закупки железа из Китая, где лишь недавно закончился карантин, изменивший цикл закупок, под которые были подстроены операционные процессы в компании. Это интересная и сложная задача — обеспечить непрерывность развития бизнеса в условиях рваного цикла закупок железа и доставки. И не все могут с нею справиться. Да, Китай оживает, но какими темпами он будет возвращаться к докризисному уровню, пока непонятно. К примеру, заказанное в начале марта оборудование поставляется только сейчас.
Сергей Трюхан согласен с тем, что перебои в поставках — серьезная проблема, которая затрагивает весь ИКТ-рынок. «Получить сейчас то, что заказано в марте — это не такие уж плохие сроки по нынешним временам, часто они гораздо хуже, — отмечает эксперт. — Коронавирус затронул не одну страну. Теперь часто бывает, что производитель в Китае или на Тайване готов отгружать оборудование, а существующие цепочки поставок не готовы к этому. Есть прецеденты, когда завод в Мексике готов начать поставки, но никто не способен везти. Поэтому сейчас изыскиваются альтернативные варианты доставки. Китай, к примеру, обещает к середине мая вернуться к производству на 100%, и даже с небольшим ростом, но заработает ли логистика — вопрос».
Технический директор GS Group Алексей Ярцев уверен, что «железные» проблемы китайских поставщиков могут стать дополнительным стимулом для развития отечественного рынка. «Мы всегда говорим о ценности локализации производства оборудования, и у нас есть направление локализации оборудования для ЦОДов, мы производим All-Flash-решения. Поэтому мы надеемся, что сможем компенсировать нехватку и предложить рынку хороший продукт — для нас это будет драйвер роста данного направления», — подчеркнул он.
Репетиция будущего
Эксперты уверены: то, что мы сейчас видим на рынке ЦОДов и ШПД — лишь репетиция. Дальше нагрузки будут расти и представителям отрасли необходимо к этому готовиться. «Уже сегодня мы видим большие потребности в высоких скоростях и мощностях обработки данных — это обусловлено развитием интернета вещей, умных устройств. Сейчас при разработке кейсов по распознаванию объектов на видео приходится планировать, как мы будем обрабатывать видеозаписи. Мы не можем отправить весь трафик в облако и там сделать распознавание, получая оттуда результат. Нам как разработчикам приходится делать предварительную обработку на устройстве, а на сервер отправлять части изображений и короткие видео в низком разрешении, чтобы экономить трафик, — рассказывает Вера Козырь. — Это накладывает определенные требования к «железу», влияет на энергопотребление, что особенно критично для устройств, работающих от аккумулятора».
В дальнейшем ситуация только усугубится. Будут развиваться технологии виртуальной и дополненной реальности, умный транспорт, технологии vehicle to everything (V2X), при которых автомобили будут коммуницировать с объектами на дорогах. Умные колонки будут соседствовать с умными экранами, что также потребует скоростей и облачных мощностей. По словам Веры Козырь, в Европе потребление дата-трафика с умных экранов превышает потребление с мобильных телефонов за счет видеозвонков и видеостриминга. В России также ожидается рост трафика с подобных устройств и сервисов. Так что разработчики очень ждут запуска сетей 5G, пропускная способность которых качественно повлияет на скорость передачи данных и найдет применение в различных областях: от увеличения интерактивности при управлении дронами до повышения эффективности V2X-систем.
Илья Летунов, наряду с 5G, машинным обучением и суперкомпьютерами также выделяет среди факторов влияния перенос вычислений и предобработки данных на смартфоны, колонки и другие носимые устройства. «Сейчас мы думаем, что они будут генерить трафик, но в будущем они будут обрабатывать его — это будут самодостаточные устройства», — отметил он.
Максим Мамаев считает драйвером роста потребления трафика и ресурсов ЦОД все технологии, связанные с большими данными. «Это и Edge computing [периферийные вычисления — прим. ред.], и возможность обрабатывать большое количество данных в автомобиле или на подстанции. Но прежде, чем этот алгоритм будет работать, нужно собрать гигантский дата-сет и на нем учить систему. Представьте, что десятки тысяч машин начнут собирать данные для обучения нейросети распознаванию дорожных знаков — это будет гигантский объем, а следовательно, важный драйвер увеличения потребностей в скоростях и мощностях для хранения».
Алексей Ярцев видит серьезный источник данных в подключенном промышленном оборудовании: «Эти данные нужно не просто предварительно обрабатывать, но и хранить их в сыром виде, потому что машинному обучению нужны все данные. При таком большом количестве данных вычислениям нужна быстрая дисковая подсистема. Именно поэтому мы и разрабатываем такие Flash-СХД-решения».
Сергей Трюхан считает, что драйвером гонки скоростей будет распространение интернета вещей. Правда, это будет не новая гонка, а логичное продолжение существующей. «IoT и нетворкинг будут демонстрировать феноменальные темпы роста. Наша компания много сотрудничает с отелями, и мы видим устойчивый тренд на запуск новых отелей уже с IoT, в то время как число гостиниц, открывающихся без внедрения технологии интернета вещей, стремится к нулю. И хотя отели — узкий сегмент бизнеса, он впитывает передовые технологии. Такие же тренды мы видим и в области производства, переработки, полезных ископаемых — уровень внедрения IoT поражает. Эти отрасли будут одними из наиболее активных потребителей высоких скоростей», — прогнозирует Сергей Трюхан.