#7 Digital Forum РБК, 19 мая 2020
Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Исчерпаемый ресурс

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Пока мощностей дата-центров и скоростей передачи данных хватает, но ресурсы уже на пределе. Коронавирус показал, насколько этот предел близок.

Трансформация рабочих процессов, предполагающая их перевод в цифровую среду, вкупе с ростом потребления цифровых развлекательных сервисов в период самоизоляции проверили телеком-операторов и дата-центры на прочность. О том, есть ли уже сейчас нехватка мощностей для хранения данных и скоростей для их передачи, говорили участники дискуссии «Игра на повышение. Кому в России нужны большие объемы и скорости передачи данных?», состоявшейся в рамках VII Digital Forum РБК.

Эпоха перераспределения

Одним из первых начал испытывать давление телеком-сегмент: засевшие дома в режиме самоизоляции и удаленной работы люди изменили профиль потребления. И поначалу многие эксперты ожидали отказов сетей, перегрузок, низких скоростей — своего рода телекоммуникационного коллапса. Как показали первые две недели, катастрофы не произошло.

«На мой взгляд, масштабных проблем в связи с изменением профиля потребления абонентов не произошло. Не буду отрицать: они, конечно, есть, но носят крайне локальный характер. Трафик увеличился не в разы, а где-то в полтора раза, — говорит генеральный директор компании «Комфортел» Дмитрий Петров. – Это, конечно, много, если сравнивать с динамикой предыдущих этапов: в среднем трафик в год растет процентов на 20. Так что прирост в полтора раза за месяц может вызвать проблемы на некоторых участках сетей, но это далеко не коллапс».

Дмитрий Петров («Комфортел»)
Дмитрий Петров («Комфортел»)

Так что особой разницы потребители не должны были заметить — это касается и бизнес-сегмента, и массовых пользователей интернет-сервисов. По мнению Дмитрия Петрова, если кто и может пострадать от сложившейся ситуации, так это крупные интернет-компании: Mail.ru с соцсетью Вконтакте, Яндекс. «Потому что моментально повысить пропускную способность в полтора раза невозможно: DVDM-оборудование [технология спектрального уплотнения каналов — прим. ред.] на складах просто так не держат, и роутеры, которые маршрутизируют несколько терабит в секунду — это специфическое оборудование, отечественных аналогов которому нет», — поясняет Дмитрий Петров.

Руководитель Mail.ru Cloud Solutions Илья Летунов, правда, с такой оценкой перспектив не согласен: у крупных компаний есть возможность работать с несколькими провайдерами, что дает возможность выбирать. «Когда у тебя есть такая вариативность, ты легко адаптируешь нагрузку, и все крупные площадки в России к такому готовы. Под подобные экстренные ситуации, как необходимость масштабироваться в два раза, все держат ресурсы и железо, — комментирует Илья Летунов. — Однако у нас были некоторые проблемы с международным трафиком: была перегрузка связи с Amazon, Google. Активизировалось использование видеосвязи, и в пиковые моменты у нас осталось всего 2 трансатлантических оператора, которые, в первую очередь, решали локальные задачи. Так что у нас в течение пяти дней сильно деградировал трафик с Европой и Америкой, но сейчас все нормализовалось, — видимо, 4-5 дней было достаточно, чтоб все решить».

Илья Летунов (Mail.ru Cloud Solutions)
Илья Летунов (Mail.ru Cloud Solutions)

Подтверждают это и пользователи. «Вся ИТ-инфраструктура расположена внутри нашего периметра, потому что наша компания относится к КИИ I категории, но мы пользуемся услугами почти всех основных телеком-операторов. И у нас за последнее время не было проблем со стабильностью связи или скоростями. А все проблемы наблюдаются либо на каналах зарубеж, либо в случаях с небольшими локальными провайдерами, чьи каналы не были рассчитаны на текущую интенсивность их использования», — отмечает советник генерального директора «Ленэнерго» Максим Мамаев.

Максим Мамаев («Ленэнерго»)
Максим Мамаев («Ленэнерго»)

Дмитрий Петров, правда, не согласен с такой оценкой. По его мнению, проблемы как раз затронули сильнее всего именно крупных операторов: «Потому что у них планирование, логистика, 223-ФЗ — все это не очень помогает быстро наращивать емкость сети там, где это внезапно потребовалось. А небольшие сети и маленькие компании очень спокойно переварили проблемы, потому что скорость принятия решений выше и масштаб модернизации меньше».

Новые привычки

Многие операторы отмечают не столько быстрый рост трафика, сколько изменение локаций активности. Сотовые компании рассказывают о том, что произошло перераспределение: из центра города и офисных зданий потребители мигрировали в спальные районы и ближайшую области — именно там наблюдается концентрация потребления.

«Недавно мы с представителем оператора связи обсуждали произошедшие изменения. Заметны две интересные тенденции. Во-первых, несмотря на все произошедшие события — самоизоляцию и переход на удаленку — среднесуточная кривая трафика не претерпела значительной трансформации. Пики потребления, как и раньше, приходятся на вечерние часы — в этом нет ничего нового, — отмечает директор по продажам Ruckus Networks (Commscope) Сергей Трюхан. — Второй тренд, на мой взгляд, выглядит более интересным, хотя и конъюнктурным: участники рынка видят переход абонента, который раньше пользовался мобильным интернетом, в область фиксированных подключений — по кабелю или через Wi-Fi. Это, как мне кажется, важно, потому что причина тенденции — желание потребителя получить сервис более высокого качества».

Сергей Трюхан (Ruckus Networks (Commscope))
Сергей Трюхан (Ruckus Networks (Commscope))

Эксперт подчеркнул, что этот тренд идет вразрез с техническим прогрессом: еще месяц назад многие были уверены в том, что мобильный доступ для большинства пользователей более привлекателен. Если тренд сформирует привычку, это может повлиять даже на распределение долей на рынке ШПД между проводными и мобильными операторами.

О том, что новые привычки могут внести коррективы в рынок ШПД, сказала и сооснователь и генеральный директор NotAnotherOne Вера Козырь. «У нас сейчас в онлайн перешли не только офисные сотрудники, но и все остальные направления бизнеса во всем мире — от спорта до шопинга. Люди начнут привыкать к этому, будут вырабатывать привычки пользоваться онлайн-сервисами, — пояснила она. — Мозгу на формирование привычки достаточно 30 дней, а эпидемиологическая ситуация и режим изоляции могут продлиться и дольше. Соответственно, все наши новые привычки останутся с нами надолго, и это нужно учитывать при расчете нагрузок на сети в будущем».

Вера Козырь (NotAnotherOne)
Вера Козырь (NotAnotherOne)

ЦОДостроительство

Рынок дата-центров также оказался под определенным гнетом обстоятельств, но хотя COVID-19 не самое влиятельное из них, мощностей уже не хватает. «На мой взгляд, на рынке ЦОД действительно существует недостаток мощностей, но этот тренд не связан с коронавирусом. Скорее, эта исторически сложившаяся ситуация вызвана тем, что ЦОДостроение — мероприятие капиталоемкое, требующее инвестиций в валюте. И не все инвесторы готовы на такие долгие сроки окупаемости. Усугубляют ситуацию и растущие цены на электроэнергию. В целом в сложившихся обстоятельствах более взвешенным сценарием выглядит запуск новых мощностей относительно небольшими очередями, чем инвестирование в объекты от 2000 стоек», — объясняет генеральный директор Linxdatacenter Ольга Соколова.

Ольга Соколова (Linxdatacenter)
Ольга Соколова (Linxdatacenter)

Что касается «коронавирусного» роста, то в Linxdatacenter в последнее время отмечают увеличение потребления электричества примерно на 20%, но это вписывается в рамки тех законтрактованных мощностей, которые клиенты привыкли резервировать для себя. Критического увеличения мощностей на данном этапе не наблюдается.

В DataLine оценивают ситуацию иначе, в том числе — касательно инвестиций в развитие. «Мы видим, что в Москве стойкоместа, которые обеспечены качественной инженерной инфраструктурой, практически закончились. В связи с этим мы до конца года запустим две новых площадки и еще над двумя уже ведем работу. Мы готовы в это инвестировать именно потому, что есть рыночная потребность, — говорит первый заместитель генерального директора DataLine Алексей Севастьянов. — Кроме того, мы видим значительный спрос на сервисы, связанные с удаленным доступом, удаленные рабочие места, облачные диски, видеоконференцсвязь. В целом потребление клиентов в части облачных услуг растет. Почти все наши давние клиенты сейчас начали наращивать мощности».

Алексей Севастьянов (DataLine)
Алексей Севастьянов (DataLine)

Игроки рынка дата-центров сетовали на то, что препятствием для развития рынка является проблема с электроснабжением. И кроется она не только в высокой, по их оценкам, стоимости электричества, но и в нехватке подстанций в удобных для ЦОДов локациях. Эксперты заметили, что количество физических визитов клиентов в дата-центры действительно большое, и это вынуждает открывать новые дата-центры в крупных городах, а получить электричество, к примеру, в Москве с двумя подводами — сложная история.

«80% бизнеса размещено в Москве, — подтверждает Ольга Соколова. — Москве и Петербургу требуются новые мощности дата-центров, но именно там мы ограничены по доступности электричества. Много предложений по дешевому электричеству и быстрому подключению за пределами МКАД и КАД, но это не совсем та история, которая нужна компаниям, которые обслуживают клиентов уровня энтерпрайз в двух столицах России».

Максим Мамаев как представитель электросетевой отрасли не согласен с такими оценками. По его словам, надо на входе в проект правильно выбирать объект недвижимости: «Если вы выберете площадку недалеко от крупной подстанции любой столицы, с высокой вероятностью там смогут выдать практически неограниченный объем электричества».

Железо для облаков

В Mail.ru Cloud Solutions на фоне активности удаленной работы фиксируют всплеск потребления облачных сервисов на 20% за прошедший месяц. На качестве сервисов это не отражается. «Если мы будем на 20% расти каждый месяц, это даст рост в 4-5 раз за год. Однако я думаю, пик роста уже пройден и в апреле будет увеличение где-то на 10%. Это обусловлено тем, что те, кто хотел перейти в облако и на удаленку, уже перешли. А те, кто этого не сделал, будут ждать более спокойного времени, чтоб сделать какую-то более сложную трансформацию бизнеса. Дело в том, что не всегда легко уйти в облако в момент кризиса и удаленного доступа: процессы сильно усложняются, — говорит Илья Летунов. – Тот, кто был подготовлен, очень сильно выиграл в текущем моменте, используя запасы ЦОДов».

Он указал и на другую, на его взгляд, весьма существенную проблему — закупки железа из Китая, где лишь недавно закончился карантин, изменивший цикл закупок, под которые были подстроены операционные процессы в компании. Это интересная и сложная задача — обеспечить непрерывность развития бизнеса в условиях рваного цикла закупок железа и доставки. И не все могут с нею справиться. Да, Китай оживает, но какими темпами он будет возвращаться к докризисному уровню, пока непонятно. К примеру, заказанное в начале марта оборудование поставляется только сейчас.

Сергей Трюхан согласен с тем, что перебои в поставках — серьезная проблема, которая затрагивает весь ИКТ-рынок. «Получить сейчас то, что заказано в марте — это не такие уж плохие сроки по нынешним временам, часто они гораздо хуже, — отмечает эксперт. — Коронавирус затронул не одну страну. Теперь часто бывает, что производитель в Китае или на Тайване готов отгружать оборудование, а существующие цепочки поставок не готовы к этому. Есть прецеденты, когда завод в Мексике готов начать поставки, но никто не способен везти. Поэтому сейчас изыскиваются альтернативные варианты доставки. Китай, к примеру, обещает к середине мая вернуться к производству на 100%, и даже с небольшим ростом, но заработает ли логистика — вопрос».

Технический директор GS Group Алексей Ярцев уверен, что «железные» проблемы китайских поставщиков могут стать дополнительным стимулом для развития отечественного рынка. «Мы всегда говорим о ценности локализации производства оборудования, и у нас есть направление локализации оборудования для ЦОДов, мы производим All-Flash-решения. Поэтому мы надеемся, что сможем компенсировать нехватку и предложить рынку хороший продукт — для нас это будет драйвер роста данного направления», — подчеркнул он.

Алексей Ярцев (GS Group)
Алексей Ярцев (GS Group)

Репетиция будущего

Эксперты уверены: то, что мы сейчас видим на рынке ЦОДов и ШПД — лишь репетиция. Дальше нагрузки будут расти и представителям отрасли необходимо к этому готовиться. «Уже сегодня мы видим большие потребности в высоких скоростях и мощностях обработки данных — это обусловлено развитием интернета вещей, умных устройств. Сейчас при разработке кейсов по распознаванию объектов на видео приходится планировать, как мы будем обрабатывать видеозаписи. Мы не можем отправить весь трафик в облако и там сделать распознавание, получая оттуда результат. Нам как разработчикам приходится делать предварительную обработку на устройстве, а на сервер отправлять части изображений и короткие видео в низком разрешении, чтобы экономить трафик, — рассказывает Вера Козырь. — Это накладывает определенные требования к «железу», влияет на энергопотребление, что особенно критично для устройств, работающих от аккумулятора».

В дальнейшем ситуация только усугубится. Будут развиваться технологии виртуальной и дополненной реальности, умный транспорт, технологии vehicle to everything (V2X), при которых автомобили будут коммуницировать с объектами на дорогах. Умные колонки будут соседствовать с умными экранами, что также потребует скоростей и облачных мощностей. По словам Веры Козырь, в Европе потребление дата-трафика с умных экранов превышает потребление с мобильных телефонов за счет видеозвонков и видеостриминга. В России также ожидается рост трафика с подобных устройств и сервисов. Так что разработчики очень ждут запуска сетей 5G, пропускная способность которых качественно повлияет на скорость передачи данных и найдет применение в различных областях: от увеличения интерактивности при управлении дронами до повышения эффективности V2X-систем.

Илья Летунов, наряду с 5G, машинным обучением и суперкомпьютерами также выделяет среди факторов влияния перенос вычислений и предобработки данных на смартфоны, колонки и другие носимые устройства. «Сейчас мы думаем, что они будут генерить трафик, но в будущем они будут обрабатывать его — это будут самодостаточные устройства», — отметил он.

Максим Мамаев считает драйвером роста потребления трафика и ресурсов ЦОД все технологии, связанные с большими данными. «Это и Edge computing [периферийные вычисления — прим. ред.], и возможность обрабатывать большое количество данных в автомобиле или на подстанции. Но прежде, чем этот алгоритм будет работать, нужно собрать гигантский дата-сет и на нем учить систему. Представьте, что десятки тысяч машин начнут собирать данные для обучения нейросети распознаванию дорожных знаков — это будет гигантский объем, а следовательно, важный драйвер увеличения потребностей в скоростях и мощностях для хранения».

Алексей Ярцев видит серьезный источник данных в подключенном промышленном оборудовании: «Эти данные нужно не просто предварительно обрабатывать, но и хранить их в сыром виде, потому что машинному обучению нужны все данные. При таком большом количестве данных вычислениям нужна быстрая дисковая подсистема. Именно поэтому мы и разрабатываем такие Flash-СХД-решения».

Сергей Трюхан считает, что драйвером гонки скоростей будет распространение интернета вещей. Правда, это будет не новая гонка, а логичное продолжение существующей. «IoT и нетворкинг будут демонстрировать феноменальные темпы роста. Наша компания много сотрудничает с отелями, и мы видим устойчивый тренд на запуск новых отелей уже с IoT, в то время как число гостиниц, открывающихся без внедрения технологии интернета вещей, стремится к нулю. И хотя отели — узкий сегмент бизнеса, он впитывает передовые технологии. Такие же тренды мы видим и в области производства, переработки, полезных ископаемых — уровень внедрения IoT поражает. Эти отрасли будут одними из наиболее активных потребителей высоких скоростей», — прогнозирует Сергей Трюхан.

Инструменты Дистанционный сдвиг
Содержание
Закрыть