Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Мы не сможем завоевать абонента, просто увеличивая скорости»

Фото: «ВымпелКом»
Фото: «ВымпелКом»
Технический директор региона Запад компании «ВымпелКом» Андрей Мухин – о значимости инвестиций в инфраструктуру и о совместном с другими операторами проекте в петербургском метрополитене.

Прошлый год на рынке сотовой связи был отмечен активной модернизацией и развитием сетей сотовой связи. Связано это с растущими потребностями абонентов и изменением структуры тарифных линеек в сторону различных вариантов безлимита. Например, компания «ВымпелКом» за 2018 и 2019 годы увеличила в два раза количество базовых станций 4G на территории России, в планах оператора на этот год расширение инфраструктурных проектов. При этом Петербург для компании является одним из ключевых регионов с точки зрения развития сети. О том, почему абонентов не привлечь скоростью передачи данных и почему дачные поселки, а также Мурино и Кудрово — перспективные локации для инвестиций в инфраструктуру, рассказывает технический директор региона Запад компании «ВымпелКом» Андрей Мухин.

ВЛОЖЕНИЯ В ЛОЯЛЬНОСТЬ

— Как сегодня покрытие сети и качество связи коррелируют с ARPU абонентов? Влияет ли на лояльность и приток абонентов размер инвестиций в модернизацию?

— Сейчас привлечь новых абонентов скоростями передачи данных тяжело. Удивить лишним мегабитом в секунду никого не получится: все сотовые операторы на рынке обеспечивают примерно одинаковые скорости. Если разница в отдельных локациях или пиковых показателях и есть, то абонентам она в большинстве случаев не заметна. Давайте говорить честно: мы не сможем завоевать нового абонента, просто увеличивая скорости — сегодня это не конкурентное преимущество. Поэтому нужно идти инвестировать в покрытие: чем оно лучше, тем больше абонентов оператор сможет привлечь.

К примеру, если у абонента нет связи на даче, каким бы хорошим ни было покрытие в городе, пользователь уйдет к тому оператору, который обеспечит работу телефона в дачном поселке. Так что покрытие на периферии — крайне важный и значимый фактор. А за счет улучшения покрытия будет расти и ARPU: клиент будет пользоваться услугами компании там, где раньше этого не делал, не будет переключаться на сети проводных операторов. Так что инвестиции в модернизацию сети — это вложения в лояльность и приток абонентов.

— Именно поэтому в 2019 году операторы много внимания уделяли развитию и модернизации сети в Петербурге?

— Да, Петербург сегодня действительно один из ключевых регионов для игроков рынка: привлекать здесь новых клиентов и обеспечивать их лояльность необходимо. Доля Петербурга в абонентской базе нашей компаний велика, поэтому качество сети должно позволять и дальше воевать за абонентов — отсюда и инвестиции.

— Раньше такой необходимости не было?

— Годом ранее такая потребность, безусловно, тоже была, и, к примеру, в нашей компании Петербург всегда получал инвестиции на свои инфраструктурные проекты. Это планомерная история развития. Нужно помнить, что растущими регионами с точки зрения населения являются именно крупные города — сюда переезжают из малых городов, из деревень. Так что неудивительно, что второй по размеру город страны нуждается в больших инвестициях, чтобы поддерживать качество сети на должном уровне и улучшать его.

ПАРТНЕРСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

— Недавно был анонсирован запуск проекта строительства сети в перегонах метро, который реализуется в партнерстве с другими операторами. Почему было принято решение строить «на троих»?

— Такой подход был необходим, чтобы обезопасить всех участников проекта от перспектив появлении гегемонии еще одного оператора. Есть условие метрополитена: мы должны построить одну систему, которая была бы способна запустить всех операторов, чтобы тоннели не превратились в проходной двор. Этот проект тяжелый по регуляторике: метрополитен — стратегический объект, а, следовательно, надо выстраивать сложные взаимоотношения. Поэтому и было принято решение о разделении зон ответственности между операторами — по линиям метрополитена. Каждый оператор строит свою часть и пускает остальных. Это обеспечит паритетный обмен с другими участниками проекта, да и с точки зрения инвестиций такая схема обойдется дешевле.

К тому же это ускорит реализацию проекта. Однако быстро реализовать все равно не получится: на сроки влияет сама специфика метро: здесь есть серьезные ограничения по доступу определенного количества людей, оборудования и т.д. Размещение в туннеле — нетривиальная задача, ресурсы не безграничны. Поэтому окончательный запуск сети в метро состоится в 2021 году. Но в планах Билайна уже на этот год — запустить порядка девяти перегонов на красной и зеленой ветках. Это программа минимум, возможно, успеем сделать и больше.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ

— Каковы на данный момент особенности сети Билайна в Петербурге и Ленобласти?

— В Петербурге сейчас у нас одна из лучших сетей по Западу: более 90% наших абонентов находятся в зоне действия LTE. Это хороший показатель, потому что LTE для нас — очень эффективная сеть с точки зрения утилизации трафика. Но нужно понимать, что сейчас у всех операторов примерно одинаковое покрытие. Такая же ситуация и в других локациях. Билайн сейчас в относящихся к региону филиалах находится в лидерах или как минимум в паритете с основными нашими конкурентами — об этом свидетельствуют измерения сторонних экспертов. Есть филиалы, где мы являемся технологическими лидерами, а есть те, где требуются дополнительные инвестиции, чтобы наше положение улучшить. Но в целом инвестиции сейчас направляются именно на то, чтобы во всех филиалах мы могли конкурировать достойно.

— В этом году Билайн запускает в Петербурге новый инфраструктурный проект «Суперсити». Зачем он нужен после серьезных инвестиций прошлого года?

— «Суперсити» — это история про улучшение качества связи не только там, где мы присутствуем, но и в новых локациях. Мы хотим, чтобы Петербурге и Ленобласти число непокрытых нашей сетью мест с хорошими показателями по передаче данных было сведено к гигиеническому минимуму. Задача проекта — быть в лидерах по скорости доступа, по качеству голосовой связи.

— Но ведь и сейчас с покрытием все нормально. Зачем снова вкладывать деньги?

— Мы расширяем покрытие LTE там, где много абонентов. Например, Мурино, Кудрово — там будет построен второй слой LTE, добавлены технологии MIMO [Multiple Input Multiple Output, метод пространственного кодирования сигнала, позволяющий увеличить полосу пропускания канала — ред.], чтобы увеличить скорости доступа для абонентов. Также в рамках «Суперсити» мы должны устранить точечные проблемы с покрытием и качеством связи на ЗCД.

Это насущная необходимость, которая связана с растущими требованиями пользователей в этих локациях. Мы понимаем, что с течением времени абоненты начинают перекачивать больше трафика, им нужны большие скорости, а если сеть не развивается, возникают проблемы. Так что улучшать сеть нужно постоянно, а значит, необходимы инвестиции.

— А как обеспечивается сезонная миграция абонентов? Дачные поселки, наверное, не лучшая площадка для инвестиций — ведь там три четверти года абонентов нет.

— Мы долгое время делали фокус на Петербург и модернизацию сети здесь. Она коснулась всего региона — и Ленинградской области тоже. Сейчас завершается модернизация, все оборудование будет из новых линеек компании Huawei. На этот год предусмотрена программа покрытия новых локаций, а не модернизации существующих. Это будут в том числе и новые базовые станции в дачных массивах. Речь идет о строительстве дополнительных базовых станций там, где поселки серьезно разрослись или появились новые населенные пункты. Мы в прошлом году проанализировали ситуацию и решили, что это целесообразно. На моей памяти таких серьезных инвестиций в областное развитие в филиале не было.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

— Как обстоят дела с развитием и модернизацией сети в других подведомственных регионах Запада?

— Среди фокусных территорий — Воронеж, там идет активное увеличение территории присутствия и увеличение емкости существующих локаций. Инвестиции в цифрах там чуть меньше, чем в Петербурге, но очень чувствительны для самого филиала. За счет этого проекта рост будет порядка 20% от имеющейся сети. Что касается других планов, то мы рассчитываем уже к середине года полностью покрыть сетью трассу М-11 — это также важно для петербуржцев.

— Повлияет ли коронавирус на проекты по модернизации?

— Пока самый значимый вопрос — это поставки. Но наши партнеры уверяют, что перебоев не будет. Все оборудование на первый квартал поставлено, идут поставки для второго квартала. Так что мы надеемся, что успеем все сделать в установленные сроки. Время покажет.
 

Рыночный расклад Телеком-2019: тарифная реформа и новые технологии
Содержание
Закрыть