Программа «Цифровая экономика» была принята еще в 2017 года. Она обещала трехкратное увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников. Казалось бы, уже в 2019 году, спустя почти два года после запуска программы, ИТ-рынок страны должен продемонстрировать впечатляющую динамику. Однако ожидания оказались куда оптимистичнее реальности. Как показала дискуссия, организованная РБК Петербург, рост есть, но до эпохи технологического расцвета пока далеко.
Признаки зрелости
Наиболее зрелыми в цифровой трансформации большинство экспертов называет крупные российские компании. «Если говорить в целом о России, то цифровая трансформация прежде всего коснулась крупных игроков из самых разных секторов экономики: ритейл, банки, транспорт, промышленное производство, химия и нефтехимияи т.д., – говорит директор филиала IBM в Санкт-Петербурге Алексей Иващенко. – То есть там, где есть большие объемы быстро накапливаемых собственных или же клиентских данных, на основе которых можно принимать как тактические, так и стратегические бизнес-решения. Причем лидирующие в технологическом плане компании, такие как «Газпром нефть», «Аэрофлот», Nordgold, уже отмечают непосредственную выгоду от недавних инвестиций в цифровизацию».
Генеральный директор Linxdatacenter Ольга Соколова предлагает в качестве критерия для оценки цифровой зрелости бизнеса, а также индикатора дальнейших перспектив развития, использовать спрос на ресурсы коммерческих ЦОДов. «Емкость существующих площадок быстро исчерпывается, операторы дата-центров в экономических центрах РФ постоянно решают задачи расширения ресурсов для работы с новыми клиентами или возросшими потребностями старых», – поясняет Ольга Соколова.
Она напоминает, что, по данным DT-Global Business Consulting, 80% руководителей российских компаний в 2019 году планировали нарастить инвестиции в цифровую трансформацию своего бизнеса. Более 60% бизнес-руководителей отметили, что находятся на начальной фазе цифровой трансформации и заняты планированием или реализацией начальных шагов в этом направлении. 28% компаний переход на «цифровые рельсы» развития уже приносит заметные для бизнеса результаты, а 10% опрошенных компаний считают себя «лидерами цифровой трансформации» в России.
«Таким образом, положительная динамика налицо, однако большинству компаний цифровая составляющая приносит не более 20% от общего дохода. Тем не менее, этот показатель растет, что позволяет оценивать общее качество цифровизации экономики как удовлетворительное: существует как хороший уровень уже достигнутых показателей, так и положительная динамика дальнейшего развития в этой области», – резюмирует Ольга Соколова.
Отраслевая специфика
Директор по продажам Symantec Кирилл Керценбаум указывает на присутствие отраслевой специфики цифровой зрелости: «С уверенностью можно сказать, что российский бизнес и государственные сервисы давно и достаточно серьезно подходят к вопросам цифровой трансформации и поэтому во многом обгоняют даже соответствующие процессы в других развитых странах. Драйверами конечно же остаются в основном финансовые институты и производственные компании, однако большинство других отраслей также не сильно отстают от лидеров. Одним из пока самых слабо трансформировавшихся секторов экономики остаётся сельское хозяйство, однако и здесь явно заметен тренд на переход на современные технологии планирования и управления производством. В частности, технология цифровых двойников начинает здесь активно использоваться».
Однако несмотря на рост интереса бизнеса к цифровым технологиям, с их внедрением мы пока отстаем от Запада. В Selectel отставание оценивают в 4-5 лет. «Это отражается, в частности, в доле российского облачного рынка в глобальном – менее 1%. На это можно смотреть не только как на угрозу конкурентоспособности, но и как на огромную возможность для развития. Мы верим, что путь в облако рано или поздно проделают все. Специфика отраслей определяет лишь скорость миграции и ее масштаб, – говорит генеральный директор Selectel Олег Любимов. – Крупные ИТ-компании пока не спешат отказываться от on-premise инфраструктур, доверяя им критически важные информационные системы и постоянные нагрузки. В облака они обычно выносят среды для разработки и тестирования».
При этом даже развитие программы «Цифровая экономка» не может дать гарантии, что цифровая зрелость бизнеса будет расти, как и количество проектов по цифровизации. «На мой взгляд, ключевым событием прошлого года было развитие программы «Цифровая экономика». Это стало позитивным сигналом, начался процесс консолидации отрасли, который должен привести к выработке рабочих решений и производству востребованных продуктов. И здесь есть критически важный момент – в рамках программы должны быть учтены требования по импортозамещению, требования по использованию российских программных продуктов, технологических решений. Потому что, если эти требования не будут учтены, есть риск, что программа «Цифровая экономика» превратится в программу «Цифровая экономика КНР», – предостерегает генеральный директор НПК «Криптонит» (входит в «ИКС Холдинг») Вартан Хачатуров.
Кусок столичного пирога
Несмотря на наличие сильного ИТ-кластер в Петербурге, эксперты говорят, что наиболее активно идут в цифровизацию клиенты из Москвы: деньги по-прежнему сосредоточены там. В Северной же столице многие ИТ-компании продолжают конкурировать с московскими и даже с международными игроками из-за ограниченности спроса на петербургском рынке.
«Мы не воспринимаем рынок Петербурга, как нечто обособленное, региональное. Бизнес Selectel и другие крупные ИТ-компании нацелены не на местный уровень, а на российский и международный рынки. При этом у многих есть большие офисы в Москве, в регионах и за рубежом. В этом смысле нет никакой разницы между нами и столичными или, например, европейскими технологическими проектами, – объясняет Олег Любимов. – Также не просматривается явная специализация петербургских компаний на определенном типе продуктов или рыночном сегменте. Одно время Петербург воспринимался как крупный центр так называемого офшорного программирования, но это никак не соотносится с сегодняшними реалиями. У нас достаточно успешных ИТ-компаний, которые используют существующий интеллектуальный потенциал для развития собственных проектов и продуктов. В провинции же, в отсутствии платежеспособного спроса и на фоне низкого уровня доходов, сохраняется ориентация на аутсорсинговую разработку».
И все же это не значит, что в Петербурге цифровизация никому не интересна: речь, скорее о разнице в масштабах. «Принципиальных отличий петербургского ИТ-рынка от московского нет, кроме меньшего масштаба проектов и соответственно их стоимости, – объясняет технический директор АО «КОМИТА» Андрей Субботин. – При этом в последнее время их размеры существенно увеличились за счет переноса в город головных офисов ряда крупных госкорпораций, которые ведут большое количество проектов в области цифровизации. В Петербурге также сосредоточено очень много крупных центров разработки, в том числе и московских компаний, причем большая часть этих центров работает на экспорт. В результате образовался серьезный дефицит квалифицированных кадров, что привело к «перегреву» размеров заработных плат».
Технологическое разнообразие
Как показал опрос игроков рынка, выделить технологию-лидера, спрос на которую (или хотя бы интерес) был бы наиболее серьезным в 2019 году, очень сложно. Эксперты в числе наиболее перспективных называют развитие международных блокчейн-сетей, начало коммерческого применения квантовых компьютеров, перенос традиционными «серверными» заказчиками критических рабочих нагрузок в облако, искусственный интеллект (ИИ), интернет вещей и т.д.
По мнению Алексея Иващенко, серьёзная конкуренция и технологические сдвиги на петербургском ИТ-рынке произошли в розничной торговле: «На фоне спада и ухода одних сетей заметно выросли другие, эффективно использующие новые, в том числе когнитивные, технологии в программах лояльности и прогнозирования спроса. Общий тренд, скорее всего, относится с росту и координации усилий среди системных интеграторов, где местные компании смогли нарастить собственный опыт во внедрении технологий мировых ИТ-лидеров и разработать свои решения на базе облачных гибридных платформ».
Осваивают новые технологии и телеком-операторы, которые активно идут по пути развития цифровых сервисов. «В 2019 году Tele2 развивала digital-экосистему вокруг своих базовых услуг, предлагая клиентам новые возможности потребления цифровых продуктов, – пояснил директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Тимошин. – Это новые возможности BigData, NB-IoT [Narrow Band Internet of Things – стандарт связи для интернета вещей – ред.], телемедицина и другие партнерские проекты в разных сферах».
«В прошлом году начал формироваться спрос на частные технологические сети компаний – Private LTE. Интерес к ним связан с тем, что частная сеть LTE гарантирует целостность, помехозащищенность и безопасность передачи данных от IoT-датчиков, M2M-приложений, а также других элементов инфраструктуры предприятия, и при этом весь передаваемый трафик полностью защищен от влияния коммерческих сетей. Также важно, что в перспективе можно без проблем провести модернизацию частной сети LTE до уровня 5G, – рассказывает о трендах президент Ericsson в России Себастиан Толстой. – Все большее распространение получают технологии искусственного интеллекта, которые используются повсеместно – в том числе в мобильных сетях, где они применяются с целью создания новых услуг и повышения качества имеющихся. На основе ИИ создаются новые сценарии не только для абонентов, но и для разных отраслей промышленности».
Дистрибьюторы отмечают трансформацию спроса на решения в массовом сегменте. «В консьюмерском сегменте лучше всего в следующем году будет расти умный дом: учитывая текущее состояние, его рост может составить сотни процентов. Продолжается популяризация умных колонок в России и в мире. Продажи растут гигантскими темпами и еще не достигли своего максимума, – отмечает генеральный директор компании «Марвел-Дистрибуция» Алексей Мельников. – В целом рынок умного дома в России за 2019 год структурировался, три крупных игрока определились: Xiaomi, «Яндекс» и Tuya».
Ключевой драйвер
Пожалуй, единственная технология, которой удалось захватить умы и рядовых пользователей, и бизнеса, это 5G. «Мы рассматриваем технологию 5G как ключевой драйвер цифровой трансформации, и уже сейчас видим интерес к 5G со стороны крупнейших российских компаний. Компании из разных отраслей уже сегодня понимают, что внедрение технологий 5G и развитие частных сетей LTE будут способствовать оптимизации производства и повышению конкурентоспособности продуктов и услуг», – считает Себастиан Толстой.
И хотя в нашей стране 5G пока существует больше в теории, чем на практике, некоторые проекты уже реализуются – в пилотном режиме. Среди них – проект в отрасли машиностроения: на Кировском заводе компания Ericsson совместно с Tele2 и «Ростелекомом» в 2019 году протестировала возможность применения IoT-технологий для нужд промышленности. При этом показания со счетчиков потребления тепла и воды автоматически передавались в систему мониторинга Кировского завода. В пилотной зоне использовалась технология NB-IoT, обеспечивающая подключение большого количества IoT-устройств и глубокое проникновение сигнала, требующееся для работы на промышленных площадках. Среди других перспективных проектов – развернутая Ericsson в партнерстве с МТС и при поддержке правительства Республики Татарстан первая в России промышленная 5G-зона частной сети LTE на заводе «КАМАЗ» в г. Набережные Челны.
Веса 5G придает и тот факт, что запуск технологии может стать драйвером для развития смежных секторов ИТ. «Не так давно компания Qualcomm выпустила процессоры, которые поддерживают стандарт передачи данных 5G. Это значит, что скоро повсеместно начнет работать сеть 5G, а ширина канала и пропускная способность вырастет в несколько раз, – поясняет Алексей Мельников. – Поэтому мы ожидаем рост в сегменте систем хранения данных: скорость передачи данных растет и нужно больше места под их обработку и хранение».
От теории к практике
2020 год, по мнению экспертов, на рынке ИТ будет отмечен переходом от разговоров о перспективах технологий к их непосредственному внедрению. «В этом году пора переходить от обсуждения форматов и планов к выполнению мероприятий, – подчеркивает Вартан Хачатуров. – Важно понимать, что государство не может бесконечно финансировать цифровую трансформацию. И на выходе из «Цифровой экономики» мы должны получить достаточно зрелые решения, а главное – условия для формирования сообщества разработчиков, инженеров, ученых, которые и будут эти решения претворять в жизнь, обеспечивать экономический рост. Если мы просто направим все усилия и средства на закупку зарубежных решений, то это никак не повлияет на развитие экономики».
В «Марвел-Дистрибуция» среди ряда других важных трендов текущего года выделяют «фактор госсектора». «Мы увидим преобладающее, я бы даже сказал, тотально определяющее влияние нацпроектов, госкомпаний и госрегулирования на корпоративный сегмент. Моду будут задавать госкорпорации, идущие онлайн и строящие экосистемы. Но при этом в условиях больших бюджетов растёт конкуренция за лучших специалистов, лучшие решения и в конце концов лучший итоговый результат», – считает Алексей Мельников.
Еще один тренд Алексей Мельников видит в усилении локализации, причем не формальной: «Доля российских игроков будет расти. При этом выиграют те из них, кто будет инвестировать в реальную локализацию, а не просто переклейку лейблов».
Себастиан Толстой прогнозирует, что в 2020 году в России будут тестироваться разные сценарии применения 5G для абонентов и промышленности. «В 2020 году может быть продано 160 млн пользовательских устройств с поддержкой 5G против 13 млн в 2019 году. Распространение технологии 5G будет играть ключевую роль в развитии всех отраслей, поскольку позволит качественно изменить процесс производства товаров и подход к предложению новых услуг», - объясняет эксперт последствия распространения технологии 5G.
«Ключевые тренды в 2020 году будут в первую очередь связаны с цифровизацией, аналитикой больших данных и растущими потребностями в высоких скоростях передачи данных, – комментирует Сергей Тимошин. – Именно поэтому в этом году мы продолжим развивать сеть в Петербурге и области и работать с тарифными предложениями, услугами и опциями».
Неожиданным и поэтому, возможно, более значимым фактором влияния в 2020 году стала смена руководства страны. «Основным драйвером развития российского ИТ-рынка в этом году станет смена Правительства РФ, которое, судя, по составу, возьмет курс на реальную цифровизацию страны. Это означает, что будут выделены реально требуемые финансовые средства, которые будут потрачены, хочется надеяться, не зря. Можно ожидать внесение изменений в нормативно-правовые акты, которые позволят заработать юридически значимому электронному документообороту между бизнесом, обеспечат повышение доступности участия в закупках, проводимых государством и госкорпорациями», – резюмирует Андрей Субботин.