«До недавнего времени сотовые операторы — и это касается не только Санкт-Петербурга, но и других регионов России — очень много внимания уделяли гонке скоростей. Было важно, кто первым запустит сеть 4G, затем LTE Advanced. Затем боролись за покрытие сетью четвертого поколения центра города, офисных и жилых районов. Фактически между игроками сотового рынка шла борьба именно за скорость.
В последний год ситуация изменилась. В центре внимания оказалась площадь и качество покрытия, включая и загородные трассы. В период старта 4G мы двигались от возможностей инновационных технологий, формируя у пользователей пул потребностей, которые могли удовлетворить новые сети, потому что смартфонов с поддержкой этого стандарта практически не было. К 2019 году или даже чуть раньше проникновение 4G-оборудования достигло такого уровня, что именно потребности абонентов стали определяющим фактором.
Потреблять контент через мобильный телефон теперь хочется не только в городе, но и в палатке на рыбалке. Пользователям кажется удивительным и неправильным, если ребенок не может смотреть онлайн мультфильм, сидя на заднем сиденье автомобиля, двигающегося по загородному шоссе со скоростью более 100 км/час. В нашем цифровом мире без этого уже нельзя, и таким серьезным потребностям мобильные сети должны соответствовать.
Мы, конечно, анализируем и учитываем пожелания абонентов и поэтому вкладываемся в качество, доступность и удобство сервисов. При этом надо учитывать эффективность инвестиций. В прошлом году действительно многие операторы вкладывали деньги в апгрейды, и МегаФон не исключение. Независимо от того, насколько глубокой была модернизация, делалось это всегда с прицелом на готовность к оказанию новых сервисов.
Именно поэтому мы так мечтаем о запуске 5G: сети пятого поколения станут основой для выхода на новый уровень цифровых проектов. Такие проекты позволят окупить инвестиции — для операторского бизнеса это, разумеется, важно.
То, как запуск сетей 5G повлияет на ARPU [Average Revenue Per User — средний доход с одного абонента – ред.] массового клиента на первом этапе, мы пока не знаем. Пока мы можем лишь смотреть на опыт наших зарубежных коллег. Результаты применения такой тарифной политики появятся раньше, чем мы запустим сети, так что мы сможем оценить перспективность этого подхода на чужом опыте, но в любом случае нужно понимать, что этот вариант не единственный. Поэтому операторы активно тестируют 5G на бизнес-проектах, стараясь найти наиболее перспективные направления и начать формирование в B2B-сегменте потребностей в новых сервисах. МегаФон уже протестировал возможности 5G в сфере развлечений, беспилотном транспорте, проектах smart city и ряде других отраслей. И опыт показывает: сети пятого поколения будут востребованы бизнесом, за ними будущее».