Российский телекоммуникационный рынок по итогам 2019 года показал рост, но не такой, на который хотелось бы рассчитывать его игрокам. В «ТМТ Консалтинг» предварительно оценили рост доходов в 2,1% – это, конечно, не падение, но динамика все же ниже показателей предыдущих двух лет. При этом сами операторы называют прошедший год непростым, но все-таки хорошим. О том, какие вызовы и тренды были определяющими для рынка в минувшем году и чего ждать от 2020 года, представители петербургской телеком-отрасли поговорили в рамках круглого стола РБК Петербург.
Убежать от лавины
«Сейчас трафик в сетях 4G стремительно растет. На эту технологию приходится до 90% всего трафика наших абонентов, а в абсолютных объемах он увеличивается на 30% в год: если по итогам 2018 года один абонент в среднем за месяц потреблял 9 ГБ трафика, то в конце 2019 года — уже 12 ГБ. Для операторов это серьезный вызов, — объясняет директор по региональному развитию ПАО «МегаФон» Алексей Титов. — К тому же рынок телекома давно высококонкурентен и амбиции каждого игрока на этом рынке с каждым годом лишь увеличиваются. Чтобы в этой конкурентной ситуации оставаться лидером и расти, надо очень быстро бежать».
В частности, этот посыл отражается на размере инвестиций: все участвовавшие в дискуссии операторы потратили в 2019 году на развитие инфраструктуры как минимум не меньше, чем годом ранее.
«Прошедший год был одним из самых успешных для Tele2 с точки зрения объема сделанных инвестиций, за счет которых удалось достаточно серьезно развернуть сеть и обновить инфраструктуру. Это позитивно отразилось на темпах прироста абонентской базы и других индикаторах бизнеса: выросли практически все показатели», — рассказывает директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Тимошин.
По его мнению, необходимость в таких инвестициях связана с растущим лавинообразными темпами объемом потребляемого абонентами трафика: в сети Tele2 дата-трафик вырос в 2,5 раза за год. «И чтобы эту лавину выдержать, нужен большой объем денежных средств для обеспечения готовности инфраструктуры. Если мы хотим трафик пропускать с соответствующим качеством, нам придется строить очень и очень много», — подчеркивает Сергей Тимошин.
Однако ряд операторов уверен, что далеко не столь важно, сколько базовых станций установлено за год или на каких улицах можно подключить к ШПД новые дома. Как заметил Алексей Титов, это базовые услуги и здесь важно качество и надежность, которые и являются фундаментом основных сервисов, однако акцент в прошлом году игроки рынка делали и на готовности к предоставлению новых сервисов — это сейчас важнейшее направление для развития бизнеса. Так общая выручка от digital-сервисов МегаФона («МегаФон ТВ», банковская карта, «МегаФон Путешествия», «МегаФон Игры» и проч.) растет на 50% в год.
Подтверждает это и генеральный директор компании «Комфортел» Дмитрий Петров: «В 2019 году мы проводили модернизацию не ради увеличения пропускной способности, а в первую очередь — для обеспечения отказоустойчивости и запуска новых продуктов. Именно в новые сервисы мы сделали самые смелые инвестиции».
«Те инвестиции, которые создают дополнительную емкость сети и позволяют абоненту получать тот же уровень сервиса, который он получал вчера, имеют мало общего с инвестициями, направленными на внедрение новых технологий. Именно поэтому в 2019 году мы запускали тестовые зоны 5G и современные цифровые сервисы для жителей Петербурга и бизнеса региона. Сейчас мы строим в Ленинградской области один из крупнейших в России дата-центров. ЦОД необходим нам как для покрытия собственных потребностей, так и для предоставления клиентам инновационных облачных сервисов, — говорит директор филиала МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Павел Коротин. — Это созидательные инвестиции, которые приносят результат: по итогам прошлых лет доля от новых сервисов в выручке превышает 20%».
Провода и вышки
Необходимость развивать сети накладывает отпечаток на взаимоотношения операторов с администрацией Петербурга. И хотя взаимодействием в целом обе стороны удовлетворены, некоторые претензии есть у всех — шишки в процессе сотрудничества уже набиты.
К примеру, мобильные операторы хотят понимания и поддержки в строительстве базовых станций. «У клиентов все больше потребность в высокоскоростном интернете и повсеместном покрытии. Контент становится все качественнее, а значит, тяжелее, следовательно нам свои сети нужно уплотнять и строить все больше базовых станций. В Петербурге же есть некоторые сложности с этим вопросом. Мы бы хотели большей поддержки от городских властей», — отмечает региональный директор региона «Запад» компании «ВымпелКом» Дмитрий Глотов.
Среди пожеланий — более прозрачные условия размещения и формирование законодательной базы, связанной с опорами двойного назначения. По мнению эксперта, город можно разбивать на сегменты — историческая часть, спальные районы и т.д. и в зависимости от них смягчать правила размещения оборудования. «Если сравнить Москву и Санкт-Петербург — они как две разные планеты в разрезе развития сетей. Чтобы догнать столицу, нам нужно совместно много над этим работать», — резюмирует Дмитрий Глотов.
В Комитете по информатизации и связи Петербурга (КИС) соглашаются с тем, что проблемы есть, и пытаются их решить. По словам начальника отдела городских телекоммуникаций и развития сетей связи КИС Игоря Бушихина, специфика города является сдерживающим фактором для размещения опор двойного назначения: градостроители (в частности, Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) ) рассматривают весь город как некий исторический памятник. К тому же есть особенности учета таких опор в ГУПах.
Для решения проблемы сейчас ведется работа над созданием схемы связи города, где будут отмечены перспективные для размещения операторского оборудования объекты. «В КГА мы сейчас отправим первую опытную схему. Если КГА такой вариант устроит, мы попытаемся добавить в схему все предложения операторов. И если КГА утвердит, операторам будет проще общаться с этой непростой структурой, они смогут быстрее строить свои сети. Увы, процесс не так быстро идет, как нам всем хотелось бы», — говорит Игорь Бушихин.
Город при этом ожидает ответной доброй воли от операторов — в частности, это касается проекта «Чистое небо», связанного с очисткой города от воздушных линий связи. За 2,5 года, которые длится проект, удалось избавить от проводов Невский проспект. Сейчас предстоит сделать то же самое вблизи городских музеев — например, на знаковой для отрасли Почтамтской ул. «Если операторы опять начнут с такими же сложностями, как и в последний год-два, решать вопросы переноса инфраструктуры, у нас будут трудности и проблемы», — отмечает представитель КИС.
Тарифная реформа
Споря о трендах прошлого года, операторы сходятся в одном: для инвестиций нужны деньги, их откуда-то нужно брать, а это проблема. Поэтому самым значимым вызовом и трендом за прошлый год некоторые игроки рынка считают необходимость повышения цен на свои услуги. «Предыдущие годы рынок шел ко дну, достиг его, и, чтобы сохранить рентабельность, операторы стали вынуждены повышать цены, — объясняет Дмитрий Петров. — На мой взгляд, это главный вызов, потому что это не только непривычные действия для участников рынка, но и непопулярные у пользователей — именно поэтому все до последнего их откладывали».
Изменение тарифов, которое абоненты воспринимают как рост, игроки рынка предложили именовать «тарифной реформой» — по аналогии с реформой пенсионной: и та, и другая неприятны, но неизбежны. В действительности в «тарифной реформе» речь идет о применении принципа more for more, больший объем голосового и дата-трафика за большие деньги. По оценкам «ТМТ Консалтинг», сотовым операторам за счет этого удалось увеличить среднерыночный ARPU [Average Revenue Per User — средний доход с одного активного пользователя — ред.] за год на 2,6%. Для операторов такая трансформация тарифных линеек жизненно необходима.
«Если ты хочешь получать новые технологии, то придется платить, — уверен Дмитрий Глотов. — Кейсов, в основе которых лежит такой подход, много и в Европе, и в странах ближнего зарубежья. Таким образом операторам удается немного увеличить ARPU, а абоненты могут выбрать: оптимизировать расходы, или тратить больше и пользоваться самыми новыми технологиями. В России, конечно, 5G пока не запустили, но инвестиции все равно серьезные. Билайн, к примеру, в прошлом году Петербурге модернизировал 90% оборудования, а строительство шло высокими темпами. К тому же в планах на этот год у нас крупный инфраструктурный проект — все это приводит к улучшению качества сервисов и запуску новых услуг и, соответственно, требует вложений».
Эксперт напомнил, что один из модных трендов прошедшего года — осознанное потребление. В сегменте связи следовать ему можно с помощью операторских приложений. «К примеру, в приложении «Мой Билайн», которым пользуются более 10 млн абонентов, можно посмотреть структуру тарифа, проанализировать профиль потребления, добавить или убрать услуги — это позволяет оптимизировать расходы. Таким же путем идут банки, и это работает», — добавляет спикер.
«Если мы посмотрим на такие индикаторы, как стоимость минуты или мегабайта, то увидим, что цены только снижаются. И в прошлом году эта тенденция была заметна, — убежден Павел Коротин. — Мы регулярно анализируем профили потребления абонентов: если человек в 2016 году использовал 4-5 Гбайт в месяц, то сейчас среднее потребление измеряется десятками гигабайт в месяц, при этом стоимость услуг практически не поменялась. То есть абонент начал потреблять в 2-3 раза больше, а платить стал больше всего лишь на 10% от абонентской платы. Таким образом, речь идет не о росте стоимости услуг, а о стандартных инструментах повышения привлекательности предложений в соответствии с потребностями абонента».
Однако недовольство потребителей реформой вполне объяснимо. «Просто операторы разобщены, никто не выступит по ТВ с обращением к населению, как выступают по поводу повышения пенсионного возраста. Именно поэтому повышением пенсионного возраста люди повозмущались на кухне, но проглотили, а изменение тарифов на связь вызвало возмущение. Ведь есть конкретный оператор, которого можно обвинить, есть кому предъявить претензии», — объясняет эксперт рынка Виктория Тихонова.
Сергей Тимошин заметил, что проблема с ростом тарифов вообще сильно надумана: «У нас, к примеру, в 2019 году количество обращений по поводу изменения параметров тарифа было невелико — это лишь доли процента. Отмечу, что у нас незначительные корректировки абонентской платы затронули ряд архивных тарифов — это около 15%, а все открытые для подключения и переходов тарифы Tele2 остались неизменными. Также на части тарифов цена снизилась без изменения наполнения тарифа, а на некоторых осталась прежней при увеличении пакета услуг».
И только генеральный директор компании «Смарт Телеком» Андрей Суходольский заявил, что компания не поднимала тарифы в массовом порядке: компания работает с бизнесом и цены поднимались только для тех абонентов, «кто может себе это позволить».
В поисках Клондайка
И все же реформа — лишь краткосрочная мера, результатов которой надолго не хватит. Нужно искать другие источники денег. «Технологии становятся все более дорогими, особенно на старте. При этом почти все жители страны являются абонентами, так что прибавления в абонентской базе мы уже не увидим. Такая же ситуация и в бизнес-сегменте. Потребление же будет расти, ведь контент становится все тяжелее: уже сейчас потребление трафика в 20 Гбайт никого не удивляет. Когда запустят сети пятого поколения, люди, видимо, начнут скачивать на сотовые телефоны 4К-фильмы, и потребление будет 50 Гбайт. Но чтобы дать клиентам 5G, нужно вкладываться в сеть», — рассуждает вице-президент — директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» компании «Ростелеком» Антон Годовиков.
По мнению эксперта, инвестировать в надежде на появление спроса на неведомые пока никому сервисы — с учетом стоимости денег во времени вряд ли кто-то будет готов. Поэтому основной вызов, с 2019 года переходящий на 2020 — это поиск окупаемости новых технологий через понимание новой модели потребления высокоскоростного трафика.
Алексей Титов ставит на персонализацию: «Нужные именно этому клиенту услуги — это то, за что абонент будет готов платить больше. И речь идет не только про минуты или мегабайты — в персонализированное предложение могут входить дополнительные сервисы, в том числе финансовые и контентные. Конечно, для этого нужно проанализировать много данных о профиле потребления, но также необходим и удобный инструмент — например, личный кабинет, которым уже пользуются более 15 млн наших абонентов. В этом приложении можно, например, моментально выпустить цифровую банковскую карту «МегаФон», чтобы потом расплачиваться ей в интернете и обычных магазинах со смартфона. На конец 2019 года мы в общей сложности выпустили 3 млн банковских карт «МегаФон». Поэтому в последнее время операторы — и «МегаФон» не исключение — уделяют этому направлению столь много внимания. Я уверен, что в этом тренде кроется точка роста выручки».
На пороге вялотекущей революции
Мечты и опасения игроков рынка в минувшем году во многом были связаны с грядущим запуском сетей 5G. И если сотовые операторы ждали пятого поколения с надеждой на лучшее, то фиксированные операторы — скорее, наоборот.
«Я как представитель компании, которая занимается фиксированной связью, последний год или даже полтора пристально следил за вопросами выделения частот, за образованием операторских консорциумов для запуска и лоббирования 5G, — рассказывает Андрей Суходольский. — Я вижу в этом некую угрозу для операторов фиксированной связи. К концу года, правда, все успокоилось, с 5G ничего пока не получилось и стало понятно, что есть некий лаг во времени, в течение которого мы можем жить спокойно и работать дальше».
Согласна с тем, что технология 5G — это вызов фиксированным операторам, и Виктория Тихонова. «5G — это возможности операторам интегрироваться в цифровую инфраструктуру предприятий, а это сейчас в большей степени территория проводных операторов. Клиенты, для которых будет выгоднее и удобнее использовать сети 5G, будут уходить с проводов. Конечно, все не уйдут, но это все равно сложный момент в развитии рынка. Однако нужно помнить, что развитие технологий всегда означает появление новых услуг, целых экосистем — пока мы даже не знаем каких. И тот, кто эту экосистему придумает, сумеет вынырнуть из рутины, станет лидером. Будет ли это игрок сотового или фиксированного рынка — время покажет», — отмечает эксперт.
Антон Годовиков уверен, что хоронить проводных операторов рано, но рынок, безусловно, ожидает революция. «Может не в 2020 году, но в ближайшие годы революция все же состоится, правда это будет не слишком быстрый процесс. Дело в том, что есть спрос от абонентов на революцию, но он перегрет, создан обилием информации. Вспомните: в 1961-ом году после полета Гагарина все говорили, что в 80-е мы будем жить на Марсе. Сейчас то же самое: мы видим цифровизацию в ежедневных процессах, 5G стоит на пороге. У потребителей при таком скачке технологий есть ощущение, что через 20 лет все будет совсем иным — конечно, не будет и киборгами мы не станем. Но операторам все равно придется как-то этим перегретым ожиданиям соответствовать».
Эксперт видит два варианта развития событий: либо придется соответствовать спросу, либо ждать, когда эта «перегретость» уйдет сама собой. Сейчас как раз тот момент, когда важно выбрать путь развития. И каким путем пойдет рынок, зависит лишь от того, сдадут ли у кого-то из игроков рынка нервы. «Если кто-то кинется делать неокупаемые инвестиции, чтобы соответствовать этим ожиданиям, то все кинутся туда же. И на мой взгляд, это будет означать, что рынок начнет сжиматься, так как будут происходить банкротства. Я надеюсь, что нашему рынку удастся этого избежать», — резюмирует Антон Годовиков.