Как показало исследование Массачусетского технологического института (MIT) и консалтинговой группы Boston Consulting Group (BCG), 70% компаний, использующих искусственный интеллект, признали, что он никак не повлиял на их бизнес. При этом не более 40% респондентов смогли получить реальную прибыль. По мнению аналитиков, причина неудач — в сохранении устаревших бизнес-моделей. О том, каков потенциал монетизации решений на базе искусственного интеллекта в нашей стране и как ИИ помогает спасать жизни, РБК + рассказывает коммерческий директор по развитию корпоративного бизнеса региона Запад компании «ВымпелКом» Денис Голованов.
— Почему «ВымпелКом» начал заниматься искусственным интеллектом?
— Билайн разработал и реализовал собственную систему — Билайн Artificial Intelligence («Билайн AI»), которая сначала применялась только для собственных нужд, для улучшения процессов и core-бизнеса. После того, как система заработала на индустриальном уровне мы начали продавать наши продукты на рынок. Вообще, нейросеть была создана для оптимизации процессов в «любой» сфере деятельности компании — от маркетинга до логистики и управления персоналом. Однако в первую очередь «Билайн AI» поставляется как продукт, объединяющий онлайн — и офлайн продвижение брендов. Используя такие каналы, как SMS, голосовые сообщения и реклама в интернете, инструмент способен создавать до миллиона креативных сообщений для «точного попадания» в запрос клиента.
— Результаты были позитивными?
— Результат применения «Билайн AI» оказался весьма позитивным. Мы используем технологии машинного обучения и ИИ практически в каждом направлении нашего бизнеса. При помощи ML-моделей мы находим наилучшие локации для расположения точек, оптимизируем собственные продукты и рекламу, улучшаем наши кредитные предложения
После того, как модели использования ИИ мы опробовали на себе, убедились в полезности продукта и получили хороший отклик от наших внутренних структур и клиентов — только после этого мы начали думать над тем, как выводить его в коммерцию.
— Сколько времени это заняло?
— Мы начали заниматься ИИ еще в 2016-2017 годах, развивая проект для внутренних рекламных кампаний Билайн. В 2018-2019 мы занялись данным направлением более масштабно и стали активно выводить продукт на рынок, предлагая наши возможности внешним заказчикам. Эксперты в данном направлении есть практически во всех филиалах. В Западном регионе компании особенно усиленная команда в Санкт-Петербурге и Воронеже.
МАРШРУТЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ
— Как выбирались отрасли, куда в первую очередь предлагать ИИ?
— Сам продукт основан на работе с обезличенными данными или данными обрабатываемыми с согласия пользователя. Поэтому самым очевидным направлением является рекламный рынок — мы создали предложение для крупных брендов, ретейла, рекламных агентств и т.д. Этот вариант лежал на поверхности.
На текущий момент есть реализованные кейсы в разных сферах— FMCG, недвижимости, финансах, авто— и авиаперевозках.
Например, у нас есть очень интересный опыт по прогнозированию спроса в различных отраслях. Наши нейросети позволяют выделить параметры, которые наиболее сильно влияют на спрос. На основании этих параметров и исторических данных по спросу нейросети «Билайн AI» позволяют построить предиктивную аналитику.
В банковском секторе накопленные данные позволяют на их основании выстраивать систему управления рисками, что, в свою очередь, оставляет финансовым учреждениям больше времени для оптимизации операционных затрат.
— Но ведь банки сейчас сами во многом трансформировались в ИТ-компании и активно разрабатывают решения для собственных нужд. Есть ли смысл идти на такой высококонкурентный рынок?
— Из ТОП 10 банков, пять банков работают с нами. Это показатель того, что данным сектором наш продукт востребован. Big Data от сотового оператора обладает большей ценностью. Более того, мобильный телефон находится 24 часа в сутки у каждого пользователя.
— Это все перспективные направления применения ИИ на сегодняшний день?
— Также мы применяли «Билайн AI» для оптимизации своей логистики — такое решение потенциально интересно и для внешнего рынка. Например, оно позволит заранее делать заказы товаров, исходя из аналитики продаж вкупе с другими данными — это сократит потребность в больших складских помещениях. С его помощью можно правильно выстраивать логистику между подразделениями в зависимости от того, где и какой транспортный маршрут загружен. Границ применения «Билайн AI» нет — нужно просто искать и нарабатывать модели.
ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ
— Получается, что компания почти год назад вышла на рынок ИИ. Есть ли конкретные результаты внешних проектов?
— У нас есть позитивный социальный проект с отрядом «Лиза Алерт» — мы помогаем искать пропавших людей. В этом случае счет идет не на деньги, а на человеческие жизни. Проект с «Лиза Алерт» вышел из пилотной стадии и уже есть спасенные с помощью нашего «Билайн AI» люди.
— Какова модель применения ИИ в этом случае?
— В поисках в лесной местности один из действенных инструментов — это фотосъемка с квадрокоптера. Исследовать приходится в том числе территории с непроходимыми или труднопроходимыми участками — буреломами, болотами, высокой травой. Людям сложно быстро осмотреть их — съемка с воздуха помогает ускорить процесс. После возвращения квадрокоптера снимки тщательно изучаются, но большое количество снимков тяжело быстро проанализировать в ручном режиме: ведь человеку приходится делать перерывы каждые три-четыре часа, чтобы внимание не рассеивалось.
При этом количество снимков колоссально: в ходе одного поиска делается порядка 2,5 тысяч фотографий, каждую из которых надо проанализировать. Искать надо не только непосредственно людей, но и следы их пребывания, тени и все, что не соответствует стандартному ландшафту. Мы решили, что в этом случае эффективно использовать ИИ.
Для обучения нейросети был сформирован дата-сет из 15 млн фото, включавший фотографии из различных регионов с разным ландшафтом — с артефактами и без них. Нейросеть раскладывает изображение на слои — от 13 до 30 — и отбраковывает те фото, на которых таких артефактов нет. Остальные фото просматриваются людьми — это существенно ускоряет процесс, а ведь зачастую счет идет не на дни, а на минуты.
МАСШТАБ И ГЕОГРАФИЯ
— Какова на данный момент география реализованных с помощью ИИ компании проектов?
— Концентрация проектов выше всего конечно в Москве и Санкт-Петербурге, потому что там большее количество головных офисов крупных федеральных брендов, которые уже готовы применять «Билайн AI». Хотя и в других филиалах региона Запад уже есть реализованные проекты по «Билайн AI».
— Есть ли препятствия, которые в нашем регионе мешают продавать или развивать решения?
— Пожалуй, нет. Со стороны бизнеса нужно только желание расти. Но есть случаи, в которых реализовывать «Билайн AI» нерационально, поскольку его применение не повысит эффективность. Или заказчик не получит ожидаемый результат. Если мы один раз плохо реализуем кейс, следующей возможности с этим клиентом не будет. Поэтому важно на старте проекта качественно подобрать решение.
— ИИ — это дорогое удовольствие? Доступны ли решения на базе ИИ среднему и малому бизнесу?
— Стоимость индивидуальна, так как зависит от масштаба проекта. Для среднего и малого бизнеса возможно реализовать «Билайн AI», но в любом случае мы проводим предварительную оценку и опираемся на KPI заказчика. В то же самое время, у нас есть набор коробочных продуктов для данного сегмента, которые не требуют от клиента достаточной экспертизы, но в то же время позволяют увеличить эффективность бизнеса. Например, получить геоаналитические отчеты для открытия новых точек, посмотреть глубже на своих собственных клиентов, понять их предпочтения. А также доставить информацию до потенциальных и действующих клиентов заказчика. В продуктовом портфеле нашей компании есть нужные для этого сервисы. И конечно же сотрудники с высокой экспертизой, которые профильно занимаются именно этими продуктами.
— Клиенты уже приходят с запросом именно на ИИ?
— Да, понимание о возможностях и сути ИИ уже есть у многих федеральных клиентов, и это позитивный фактор. Перемены стали заметны именно за последний год. В 2018 году еще было много опасений, связанных с ИИ, но тот факт, что федеральные компании апробировали подобные решения, стало стимулом для многих. Так что подход клиентов изменился. Руководители многих компаний понимают, что сейчас время меняться: если этого не сделать, не известно, что будет с бизнесом дальше.
— Каковы планы по развитию направления?
— Планируем расширять список отраслей, для которых может быть применим «Билайн AI», мы готовы реализовывать проекты любого уровня сложности, направленные на развитие бизнеса заказчика и качества жизни людей.