Создание умных городов — одна из целей цифровизации в России. Как отметили участники дискуссии «Smart City: от лоскутного одеяла пилотов к федеральной концепции», состоявшейся в рамках VI Digital City Forum РБК, технологическая готовность к превращению Петербурга в умный город находится на высоком уровне. Более того — некоторые самые перспективные технологии уже апробированы в пилотных проектах и доказали свою эффективность. Для полномасштабного развертывания smart city не хватает межотраслевого взаимодействия и комитета в администрации города, который взял бы на себя ответственность, предложил четкую стратегию и обеспечил централизацию.
Как избежать цифровой изоляции
Большинство участников дискуссии скептически оценивают сроки реализации концепции smart city в Петербурге. «Запустить пилотные проекты недостаточно, — уверен генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров. — Выйти на новый уровень нам удастся только в том случае, если большое количество служб между собой будут информационно связаны. А пока этого нет».
По словам заместителя начальника управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС АНО «Дирекция по развитию транспортной системы СПБ и ЛО» Валерия Пальчика, умный город — это новые сервисы, которые предоставляются населению и бизнесу, а их пока не наблюдается. «Для транспорта я считают перспективной реализацию концепции MaaS [Mobility-as-a-Service, мобильность как сервис – ред.], однако у нас сейчас общественный транспорт на это не ориентирован, — объясняет Валерий Пальчик. — Чтобы реализовать MaaS, надо менять структуру бизнес-процессов управления транспортным комплексом. А с текущими информационными системами и с сегодняшними подходами к бизнес-процессам, эту концепцию никак не реализовать. Некоторые из систем в принципе не годятся, так как были давно разработаны и обеспечивают лишь лоскутную автоматизацию, а если мы захотим добавить к ним организацию межотраслевого взаимодействия, то их проще заменить целиком. Тем не менее, ключевой проблемой остается создание Центра компетенций в рамках исполнительных органов государственной власти, который бы координировал «сверху» создание умного города».
Поэтому пока изменения охватывают лишь некоторые аспекты умного города. Директор департамента по работе с бизнес-рынком компании МТС Евгения Корж, к примеру, видит прорыв в позитивной динамике спроса на решения для smart city: «Наиболее востребованными становятся решения в сфере организации умного освещения, мониторинга утилизации бытовых отходов и умного управления на базе геоаналитики. Умных устройств на данный момент больше всего в ЖКХ, так как датчики успешно решают одну из главных задач отрасли — мониторят потребление ресурсов, при этом делают это на совершенно новом уровне».
Начальник департамента цифровой трансформации СПб ГУП «СПб ИАЦ» Галина Тибилова подчеркнула, что на текущий момент все ключевые сферы городского хозяйства так или иначе охвачены цифровыми технологиями, а, кроме того, развита система электронного межведомственного взаимодействия. «На данный момент цифровизацию можно считать состоявшейся, если мы говорим именно об отраслевой цифровизации. Но умный город — это следующий уровень, который предполагает сквозные кросс-отраслевые решения, а цифровизация отдельных отраслей может привести к ведомственной изоляции информационных ресурсов, — предостерегает Галина Тибилова. — Мы должны пересмотреть стратегию, отойти от цифровизации отдельных ведомств и скорректировать цели, ориентируясь на интересы конечного потребителя — петербуржца».
Роботы для труб и пилотные территории
Действительно, реализованные в Петербурге проекты напоминают, скорее, лоскутное одеяло, а не единое информационное и сервисное пространство. И хотя сами проекты весьма перспективны и интересны, а решения доказали свою эффективность, целостного подхода нет.
К примеру, ГУП «ТЭК СПб» буквально на днях объявил о запуске чат-бота, с помощью которого граждане могут вносить показатели приборов учета. «Эта инициатива соответствует тезисам, которые пропагандируются в рамках нацпроекта «Цифровая экономика», в том числе — омниканальность взаимодействия с населением», — пояснил генеральный директор ГУП «ТЭК СПб» Иван Болтенков.
Также ГУП «ТЭК СПб» запустил в тестовом режиме сервис, который будет информировать зарегистрированных на портале организации граждан о возникновении дефектов на сети и сроках их устранения. Но, пожалуй, самый впечатляющий проект ГУП «ТЭК СПб» — роботы для внутритрубной диагностики.
Валерий Пальчик рассказал, что около месяца назад был инициирован приоритетный проект «Разработка единой системы управления транспортным комплексом с использованием интеллектуальной транспортной платформы». Сейчас идет разработка паспорта этого проекта, она закончится до конца года, и, возможно, в следующем году проект запустится.
«Ленсвет» реализовал в городе три пилотных проекта. Однако их ценность не только в том, что они показали эффективность той или иной технологии: они дали компании новое понимание перспектив умного города. «Мы поняли, что наружное освещение должно поумнеть не только как класс, а как одно из направлений, потому что в умном городе наружное освещение занимает, может быть, лишь 5%. Установив умные светильники, можно расширить их функционал за счет добавления сервисов метрологии, мониторинга необходимости уборки снега и очистки улиц, контроля мусорных контейнеров и так далее, — объясняет директор СПб ГБУ «Ленсвет» Сергей Мителев. — Мы поняли, что городу крайне необходима тестовая площадка — умный квартал наподобие московских Марьино и Сколково, где каждый мог бы попробовать себя, продемонстрировать и протестировать свои решения. Перечисленные сервисы кому-то нужны, и надо кооперироваться для создания единой модели на базе такого квартала».
В частности, «Ленсвет» участвует в создании в городе благоустроенных общественных пространств в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Сергей Мителев уверен, что такие площадки — например, Малый Ильинский сад или сад у Ивановского карьера — могут стать тестовыми площадками для технологий умного города.
Мобильные решения
Разумеется, это не все проекты из сферы умного города, но предложение все равно куда больше спроса. XR-разработчик студии HapticTeam Евгения Безгинова рассказала, что AR [дополненная реальность–ред.] в сочетании с IoT может помочь инженерам развивать умные города или города будущего. AR может быть полезен в улучшении общественных услуг города, таких как интеллектуальные дренажные системы, контроль уличного освещения и систем водопровода. А специалисты в удаленных местах могут упростить предоставление инструкций работникам на месте. Городское планирование также осуществляется с помощью AR, то есть позволяет определить, сколько человек будет в населенном пункте размещено, какой вид транспорта будет использоваться, какое здание будет построено и т.д.
Сотовые операторы тоже готовы включиться в создание умного города, причем, решения уже апробированы, хоть преимущественно в других городах. Евгения Корж рассказала про опыт внедрения проекта умного города в Арске (Татарстан), где помимо счетчиков работают и умная парковка, и умное видеонаблюдение, а также экомониторинг и умные мусорки.
В портфеле МегаФона также есть решения для умного ЖКХ — «Цифровая управляющая компания». В решении есть не только возможности для цифровизации управления и контроля, но и инструменты для того, чтобы управляющие компании могли обеспечить себе дополнительную прибыль — модуль «Маркетплейс». И этим МегаФон не ограничивается. «Мы обладаем наибольшим числом базовых станций, которые позволяют собирать обезличенные данные абонентов любых сотовых сетей. Мегафон применяет BIG DATA не только для внутреннего пользования, чтобы делать предложения для своих абонентов более клиентоориентированными, но и предоставляет аналитику как сервис для корпоративных клиентов. Аналитика туристических потоков, численности населения и миграции дает возможность администрации города быстро реагировать на изменения и принимать важные управленческие решения. Уже есть действующие, реализованные проекты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — как в бизнес сегменте, так и в госуправлении, — отметил заместитель директора по развитию цифровых проектов СЗФ ПАО «МегаФон» Константин Гусев. — Подчеркну: наша компания готова не только строить сложные системы умного города, но и инвестировать в них. Примеры таких проектов — энергосервисные контракты, направленные на достижение энергетической эффективности, различные схемы рассрочки и участие в бизнес-процессах заказчика, а также ГЧП.
Как рассказал руководитель отдела по разработке корпоративных решений и сервисов региона Запад компании «ВымпелКом» Иван Кулагин, компания уже апробировала ряд решений в рамках пилотных проектов — например, с умными светильниками и снятием показаний с внутридомовых счетчиков. «Проекты в области умного города мы рассматриваем как зону роста для перспективного развития нашего бизнеса, — заметил эксперт. — Строительство сетей NB-IoT, которые могут использоваться для подобных проектов, требует от нас инвестиций и времени, но именно это открывает перед нами новые возможности».
Есть подобные решения и в арсенале Tele2 — это и использование Big Data для отслеживания динамики передвижения населения, чтобы грамотного планировать транспортную городскую инфраструктуру, и приборы на базе сети NB-IoT и многое другое.
«Сейчас мобильные операторы предлагают решения, которые уже сегодня можно реализовать с пользой для города: это и подключение камер видеонаблюдения с высокой четкостью и низкой задержкой, и «умные» приборы учета, и большой объем данных, который можно анализировать более, чем по 400 меткам и использовать для улучшения качества жизни горожан. Есть и другие области применения возможностей мобильной связи для создания «умного» города, но зачастую мы сталкиваемся с препятствиями даже при строительстве собственной инфраструктуры, на базе которой и возможна цифровизация города, — рассказывает технический директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Сергеев. — Одна из проблем — организация доступа оператора для установки оборудования на муниципальные и федеральные здания, не говоря уже о сложностях в новостройках. Отчасти решить проблему позволил бы координационный центр, в задачи которого входило бы следить за обеспечением возможности реализации инфраструктурных проектов по созданию умного города».
Лебедь, рак и щука
Однако все обсуждения перспектив умного Петербурга неминуемо возвращаются к необходимости создания единого центра, который бы координировал действия в рамках программы. О нем говорили и поставщики решений, и потребители, и представители госсектора, и эксперты. Но вот видение функций и характеристик этого центра очень разнятся.
Иван Болтенков уверен в необходимости кросс-организационной интеграционной точки — ее целесообразность очевидна даже в границах одной отрасли. «У ресурсоснабжающих организаций территория обслуживания как правило не пересекается, мы друг другу не конкуренты, а естественные монополисты. Если мы говорим о разных видах деятельности (газ, вода, свет), то мы вообще не пересекаемся. Но несмотря на это наши бизнесы связаны с взаимной выверкой путем наложения временной и пространственной инвестпрограмм — это даст нам и удешевление, и логистическое облегчение, — считает Иван Болтенков. — Понятно, что никто не хочет делиться коммерческой информацией, ведь как только мы эти слои друг на друга наложим, сразу всплывет много чего интересного. Поэтому кросс-организационную функцию мог бы взять на себя некий некоммерческий центр, арбитраж, который всеми уважаем».
С функциональным наполнением такого центра общей позиции тоже нет. Есть и те, кто уверен, что создать такой единый центр не удастся. «Здесь звучала мысль: давайте объединим все системы, и получим умный город. Это не выход, — считает директор Центра технологий электронного правительства Университета ИТМО Андрей Чугунов. — Умный город — это сложная социотехническая система, и двигаться к ней нужно и снизу, и сверху. Для этого и создаются проектные офисы, концепции, но, если нет генерального заказчика, который имеет административный и финансовый ресурс, чтоб снимать административные барьеры, договариваться, определять оптимизацию, то получить результат будет сложно. Нельзя за 5 лет достичь всеобщего счастья и сделать так, чтоб все в городе стало умным. Но генерального конструктора у нас не будет в ближайшее время, так как для этого нет предпосылок».
Умные приоритеты
Эксперты отмечают самые разные приоритеты, которым должен следовать умный город — от умных датчиков до транспортных систем, от облачных сервисов до доступа к данным. И дело даже не в том, что эксперты смотрят сначала на ту область, которая им ближе в профессиональном плане — отличается даже сам подход. Кто-то во главу угла ставит готовность технологий, кто-то — простоту реализации или дешевизну проекта, кто-то — перспективность и пользу для граждан или отрасли.
«Город очень сильно поумнеет сразу в нескольких отраслях, если будет внедрена межведомственная информационная система, — уверен Дмитрий Петров. — Потому что ведомств много, они территориально распределены, а люди привязаны к определенной локации. И если массивы данных этих ведомств интегрировать и проанализировать, то будут рождаться перспективные решения — как градостроительные, так и управленческие».
Об объединении данных говорит и Сергей Мителев: «Мы бы хотели получать больше информации для своей деятельности. В свою очередь мы будем размещать информацию, которая нас интересует, на своих ресурсах — заявки, заказы, технологии и т.д.»
Директор по продажам Symantec Russia Кирилл Керценбаум предлагает обратить внимание на то, как используются накопленные данные. «В Москве есть портал открытых данных, на котором все, что не попадает под закон о персональных данных, доступно для некоммерческого использования, — говорит эксперт. — Государство не может использовать данные наиболее эффективным образом, у государства и бизнеса KPI разные». Кроме того, Кирилл Керценбаум обратил внимание, что нужно работать не только над межведомственным обменом опытом, хотя его тоже не хватает, но и на обмене между городами. Лучшие практики должны быть публичными и тиражируемыми.
Сергей Сергеев в числе приоритетных направлений выделяет транспортную инфраструктуру: «Управление транспортными потоками и транспортная логистика весьма перспективны для реализации проектов умного города, а главное сейчас очень востребованы. Например, в рамках сотрудничества с ДИТ Москвы на основании «больших данных» мы подготовили информацию о динамике передвижения населения, которая была учтена при планировании технической инфраструктуры города».
Иван Кулагин предлагает сделать ставку на проекты, связанные с ЖКХ, так как для этого есть производители оборудования, технологии, программное обеспечение. «На втором месте — умное освещение. На втором — потому что в сейчас происходит процесс замены обычных ламп на светодиодные, дальнейшие шаги уменьшения потребления приведут к тому, что мы начнем ночью использовать диммирование, т.е. делать город темнее. А нужно ли наш город делать темным в темное время суток — большой вопрос», — поясняет Иван Кулагин.
Интеллектуальные сервисы
Галина Тибилова считает, что можно достичь положительного эффекта, создавая сервисы, подразумевающие выход за пределы госуслуг и электронного правительства в их классическом понимании. «Мы прорабатываем концепт «Госуслуги 2.0», ориентированный на комплексное решение жизненных ситуаций. Это должен быть инструмент, который станет для гражданина единой точкой входа для взаимодействия со всем цифровым пространством города». Причина выбора проста: уже есть наработки, которые стоит использовать.
Директор по продажам Ruckus Networks Сергей Трюхан ставит на первой место газо— и тепло-анализаторы как часть умного города: «Эти и им подобные датчики смонтированы на Wi-Fi-сети и позволяют отслеживать поломки, аварии, расход. Если разбили окно в подъезде — упадет температура, залило подвал — поднимется влажность. Такие проекты недороги, но очень эффективны для муниципальных служб».
Евгения Безгинова выделила в качестве перспективной создание модели умного города, на которой можно посмотреть взаимодействие различных систем этого города, пути развития, состояние микрорайона. Выбор обусловлен тем, что растет важность человека в системе. О цифровой модели говорил и Константин Гусев, тем более что МегаФон уже создал цифрового двойника Кронштадта, который доказал свою эффективность: «Город живой, но для того, чтобы сделать его умнее, нужно понимать, что происходит, как влиять на эти процессы и как его сделать удобным — цифровой двойник в этом незаменим».
Валерий Пальчик надеется, что в ближайшее время (к концу следующего или через полтора года) у нас появится один элемент MaaS — общественный транспорт по требованию. «Это фактически будет некая замена маршруток, организованная частным бизнесом. Сервис будет собирать через мобильное приложение заявки от горожан, объединять их в группы и направлять заказной транспорт к месту их проживания, чтобы довести до метро или обратно в заданное время с комфортом».
«Я уверен, что все должны плясать от KPI. Если на цифровизацию города есть деньги, бизнес их выгрызет. KPI власти же связан напрямую с удовлетворенностью граждан, поэтому региональную власть по принадлежности мониторит федеральная. Власть заинтересована в развитии умного города и должна дать преференции участнику, если не хватает коммерческой составляющей, — резюмирует Иван Болтенков. — Именно кураторство со стороны власти, заинтересованной в общем результате, позволит сшить лоскутки пилотных проектов в пэчворк-одеяло умного города, которым будет удобно накрыться нашим горожанам, чтобы было тепло спать зимой».