В рамках IV Digital City Forum, организатором которого выступил РБК Петербург, эксперты обсудили вопросы дальнейшей цифровизации транспортно-логистической отрасли. Рынком уже достаточно хорошо освоен ряд программных продуктов — например, системы управления складом WMS, системы управления транспортом TMS, которые, по экспертным оценкам, могут давать от 10 до 35% экономии денег и/или времени. Cделан ряд других шагов, которые позволят коренным образом изменить рынок грузоперевозок, трансформировав традиционные бизнес-модели. Вместе с тем, как отметили участники дискуссии, это лишь начало: потенциал перевода отрасли в «цифру» огромен.
Скрытые возможности
Полная цифровизация цепочки снабжения даже на отстроенных в компаниях процессах, позволяет получить дополнительные 20-50% оптимизации, уверен Денис Афанасьев, директор по разработке ПО DataArt. «Сегодня в целом можно говорить о трансформации в цепочке снабжения на последней миле, где традиционные В2В или В2С модели сменяются Х2С, где «Х» это в принципе все, что ориентировано на клиента, включая дроны, автономные ездящие контейнеры и т.п.», — поясняет Афанасьев.
Правда, и дроны, и автономные контейнеры — это больше будущее, чем настоящее. Для использования дронов, к примеру, сегодня есть и административные, и технологические барьеры. Случай с разбившимся летающим беспилотником Почты России наделал много шума и стал сдерживающим фактором для продвижения подобных проектов. И все же перспективы развития в этом направлении достаточно заманчивы: это и минимизация расходов на доставку, и сокращение временных затрат, а также возможность сокращения автомобильного трафика в крупных городах.
Разумеется, отрасль меняется не только при внедрении таких радикальных инноваций, но и за счет универсальных инструментов. Евгений Кудрявцев, руководитель группы региональных продаж DPD, отмечает эффективность автоматизации работы колл-центра: робот-оператор обслуживает порядка 30% всех клиентских обращений, что экономит человеко-часы и ускоряет процесс обслуживания клиентов.
Как и другие отрасли, грузоперевозки все больше опираются на различные данные, переходя к новым принципам управления и создавая таким образом фактически новую вспомогательную индустрию. Аркадий Гусев, директор по информационным технологиям «Евросиб СПб — транспортные системы», рассказал о разработке и успешном внедрении собственного картографического сервиса, который выводит на интерактивную карту данные о подходе, загруженности и техническом состоянии вагонов. «При этом корректно настроенная система фильтров для отбора информации позволяет определять проблемные точки и принимать управленческие решения», — добавляет Гусев.
Новые вызовы
Рассуждая о главных вызовах, на которые предстоит ответить участникам рынка, генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани особо отметил кадровую проблему.
«Когда компания находится на пороге чего-то нового — блокчейн например, или те же роботы со сложным функционалом — снова встает вопрос, как это реализовывать. Настоящая проблема — найти либо вырастить специалистов, которые могли бы работать на прорыв существующей практики. В целом здесь мы пришли к тому, что программисты не должны залезать на уровень бизнес-логики, и должны быть полностью освобождены от непрофильных функций. Так растет скорость управления изменениями в компании», — пояснил свою точку зрения Мадани. Глава «Деловых линий» также отметил, что значительную роль в процессе трансформации информационных систем может сыграть государство, которое может стимулировать этот процесс — например, через изменения нормативно-правовой базы.
Фактически речь идет о том, что в логистике все большую роль играют ИТ-специалисты. И вопрос о том, развивать ли свои компетенции или привлекать кого-то в качестве консалтера, стоит очень остро. Напомним, что в ряде отраслей подобная проблема также стояла и выбор уже сделан: те же банки развивают собственные компетенции, причем очень серьезно. Но смогут ли себе позволить это логистические компании — большой вопрос.
Одним из сопутствующих эффектов цифровизации является накопление огромного массива данных, которые могут быть использованы для создания новых сервисов и подготовки аналитических отчетов для клиентов. Однако для эффективного использования этого ресурса необходимо обеспечить корректную интерпретацию собираемых данных, отметил менеджер по транспортной и складской логистике ООО «Объединенные пивоварни Хейенкен» Илья Семенов. Такая задача, по его мнению, сама по себе требует серьезных компетенций.
Связисты вышли за рамки
Проблема обработки данных не случайно стоит так остро: интернет вещей в транспортной отрасли используется все активнее, и это требует новых подходов. К тому же само развитие технологий и выход на этот рынок тех компаний, которые уже научились извлекать прибыль из Big Data (таких, например, как телеком-операторы), открывает новые возможности, выводя сервисы грузоперевозок и доставки на принципиально иной уровень.
Сегодня цифровые сервисы для логистики наряду с профильными разработчиками и интеграторами предоставляют телекоммуникационные компании. «Услуги контроля автопарка и груза уже достаточно обыденны. Мы предлагаем новые возможности, например, специальные датчики отслеживают положение и перемещение груза в пространстве, в том числе ось наклона, температурный режим перевозки (для скоропортящихся товаров или товаров со спецусловиями перевозки), проводят мониторинг состояния водителя по движению глаз и так далее. Реализованный кейс с поставщиком живых цветов по контролю температурных перевозок позволил клиенту сократить потери на 30%», — рассказывает Роман Емельянов, руководитель по развитию клиентов Северо-Западного филиала компании «МегаФон».
Алена Нечитайло, руководитель направления M2M/IoT МТС на Северо-Западе, отмечает, что аналитика на телематике позволяет снизить издержки на топливо, на ремонт и простои из-за него, сократить аварийность и оптимизировать стоимость страховки. «По отдельным клиентам уже в первый месяц внедрения наших решений экономия достигает 15%» — добавляет Алена Нечитайло. Кроме того, компания готова предоставлять агрегированную обезличенную геоаналитическую информацию, которая может использоваться для принятия решений по развитию транспортной инфраструктуры города. Подобные проекты МТС реализовывала в различных городах, в том числе в столице.
Полезность и эффективность телематики подчеркивает и Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг». «Все машины в рамках оперативного лизинга оборудуются системами телеметрии в составе сервисного пакета. И если изначально мы преследовали цель контроля пробега, чтобы вовремя проводить техобслуживание, то сейчас клиенты в личном кабинете видят всевозможные параметры эксплуатации машины, включая штрафы онлайн и состояние водителя. На больших автопарках это сильно сокращает издержки», — делится опытом Волков.
Облака и «уберизация»
Цифровизация логистики и использование ИТ-продуктов Transport Management System (TMS) существенно сокращает затраты транспортных компаний и обеспечивает быстрый рост бизнеса, отметили участники дискуссии. Но для малых и средних компаний TMS недоступна из-за дороговизны подобных решений. По словам Алексея Бугая, заместителя генерального директора по коммерческой деятельности и маркетингу BIA-Technologies, этот барьер будет устранен с появлением на рынке облачных решений класса TMS, доступных для большинства перевозчиков.
И все же одним из самых судьбоносных трендов для отечественной логистики должны стать платформенные решения по поиску и подбору грузоперевозчиков (аналог Uber для грузового транспорта), организации мультимодальных перевозок. Причина в том, что они могут полностью трансформировать рынок, изменив расстановку сил в отрасли. Такое уже произошло на рынке таксомоторных перевозок, который существенно изменился благодаря уберизации. Очевидно, что аналогичные изменения на рынке грузоперевозок — вопрос времени.
Драйвером цифровизации российской логистики становятся также платформенные решения по поиску и подбору грузоперевозчиков (аналог Uber для грузового транспорта). Весной текущего года BIA-Technologies запустила сервис GetCargo на цифровой платформе, который, по словам Алексея Бугая, располагая парком в 15 тыс. машин, вышел на окупаемость в течение полугода.
Компания «Комита» по договору с РЖД в настоящее время формирует комплексный продукт по интеграции своей универсальной электронной торговой площадки и электронного магазина с электронной торговой площадкой грузоперевозок, в рамках которых можно будет не только купить требуемый товар, но и заказать весь комплекс услуг по грузоперевозке — как железной дорогой, так и автотранспортом. Это далеко не самая простая задача, потому что речь идет об обеспечении взаимодействия разных перевозчиков, мультимодального подхода, к которому сейчас стремятся во всем мире. Такое решение, по словам Андрея Субботина, технического директора «Комиты», будет особенно привлекательно для субъектов малого и среднего бизнеса, т.к. существенно расширяет возможности ведения их бизнеса.
Правда, как показал опыт такси, уберизация имеет и обратную сторону. Не случайно в некоторых странах Uber запрещен, а в других таксисты проводят демонстрации и забастовки против уберизации. Как будет развиваться ситуация с уберизацией грузоперевозок — покажет время.
Эх, дороги…
Есть много факторов, которые пока еще сдерживают процесс цифровизации грузоперевозок. К примеру, необходимо развивать на всех дорогах страны — и федеральных, и региональных — интеллектуальные транспортные системы (ИТС), для функционирования которых нужна инфраструктура сбора, передачи и хранения данных. Это же требуется и для обеспечения безопасности грузоперевозок. Ведь стоимость перевозимого груза может достигать десятков миллионов рублей. Сергей Петухов, менеджер по продукту Monitor3S компании «Газинформсервис», подчеркивает, что данная проблема может быть решена с использованием локальных центров накопления данных, которые собирают сведения с бортовых терминалов, установленных на технике, и осуществляют дальнейшую передачу данных по спутниковым каналам.
Большие расстояния и удаленность населенных пунктов от федеральных трасс мешают и цифровизации дорожного полотна, что необходимо, в частности, для запуска беспилотных автомобилей. Программа «Караван», реализуемая Росавтодором, предусматривает цифровизацию более 20 тысяч километров федеральных трасс к 2035 году. Это необходимо для развития транзита грузов через Россию между Европой и Китаем. «Когда эта задача будет решена, остается открытым вопрос о том, как быть с «последней милей» применительно к доставке внутри России. Беспилотная машина, свернув с федеральной оцифрованной трассы, скорее всего, просто встанет», — говорит Валерий Пальчик, заместитель начальника управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Государство также видит эту проблему. В том числе, способствовать ее решению может проект «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого будет развернута целая сеть ИТС в большом количестве городских агломераций.
Таким образом, как отметили участники дискуссии, цифровизация отрасли ведется силами и государства, и самого бизнеса, однако пока больше напоминает лоскутное одеяло. Для эффективной цифровизации усилия необходимо объединять — только в этом случае удастся справиться с обстоятельствами, которые существенно замедляют технологическую трансформацию отрасли.