С 1 января 2019 года вырастут сразу три налога, которые напрямую влияют на цену бензина – НДС, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), и акцизы на топливо. Расходы бизнеса по этим налогам увеличатся сразу в полтора раза. Эксперты, принявшие участие в дискуссии, которая проходила в рамках IV Digital City Forum РБК, проанализировали последствия этих изменений для грузоперевозчиков и пришли к выводу, что в сложившейся ситуации цифровизация бизнеса — наиболее эффективный способ удержать его в рамках рентабельности. Однако оптимизационный эффект цифровизации скажется не сразу с учетом затрат не нее.
Сводка о потерях
По оценке генерального директора компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустама Танкаева, повышение налогов суммарно приведет к росту цен на топливо в пределах 7-8%. А с учетом того, что владельцы сетевых АЗС отменили скидки даже для «белых» клиентов, издержки возрастут еще больше.
Еще одна проблема, с которой все больше сталкиваются грузоперевозчики, — увеличение числа платных дорог. По данным «Автодора», в I полугодии 2018 года количество проездов по платным участкам дорог увеличилось на 26% (в абсолютном выражении по платным дорогам проехали 45,8 млн. раз). Строительство платных магистралей и отсутствие ремонта бесплатных трасс зачастую не оставляют грузоперевозчикам альтернативы — приходится платить за скорость и отсутствие ям (плохое качество дорожного полотна может привести к порче груза).
С 1 июля 2019 года ожидается повышение тарифов в системе «Платон». Эффект от грядущей либерализации тарифов ОСАГО пока неясен, но применительно к грузоперевозкам речь пойдет скорее о повышении, чем о снижении тарифов.
Все перечисленные обстоятельства способны существенно повысить себестоимость перевозок. Только проезд по введенным в эксплуатацию участкам М-11 (Москва — Санкт-Петербург) увеличивает затраты грузоперевозчика на 2−3,5% по сравнению с проездом по М-10 с учетом оплаты системы «Платон».
Естественная реакция рынка на такие перемены — сокращение объемов грузоперевозок. Собственно, уже сейчас уменьшился грузопоток в малые населенные пункты, — грузоотправителям становится просто невыгодно возить небольшие партии продуктов и других товаров.
Симметричный ответ
Рентабельность для «белых» компаний снижается уже давно, а с нового года она может стать отрицательной, опасаются участники рынка. «Сегодня маржинальность грузоперевозчиков колеблется на предельно возможном для выживания уровне — это считанные проценты. Частичным выходом является дальнейшая цифровизация отрасли, однако это довольно серьезные вложения, не всем доступные. При этом горизонт окупаемости вложений различный, и на начальном этапе перевозчик фактически находится под удвоенным финансовым давлением», — отметил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани в рамках IV Digital City Forum РБК Петербург.
Тезис о важности оптимизации издержек транспортных компаний путем перевода бизнеса в «цифру» поддержал руководитель по развитию клиентов Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Роман Емельянов. Компания, по его словам, предоставляет услугу по контролю автопарка. Это уже позволило крупным игрокам рынка в СЗФО решить вопросы, в частности, с нецелевым использованием топлива на «левые» рейсы (каких, по оценке МегаФона, бывает до 13%) и сократила издержки до 20% с учетом затрат на сам сервис.
Перед сложным выбором
Цифровизация транспортной и складской логистики, по данным компании-интегратора BIA-Technologies, по отдельным направлениям и процессам может давать до 30-35% экономии. Однако, отмечают эксперты, пока тарифы, налоги и сборы растут быстрее выгод от автоматизации процессов. Потому для тех компаний, которые планируют свою деятельность на долгосрочную перспективу и хотят остаться в рынке, повышение цен на грузоперевозки — неизбежный шаг. В итоге транспортные компании оказались перед сложным выбором — с одной стороны, они вынуждены поднять цены, с другой — опасаются потерять клиентов.
В связи с этим некоторые аналитики прогнозируют переход части перевозчиков на «серые» налоговые схемы. Однако такой вариант «оптимизации» возможен лишь на коротком отрезке времени, поскольку возможности Федеральной налоговой службы выявлять подобные схемы неуклонно повышаются. Например, налоговые махинации определяются с помощью специальных программных средств, а цепочки по НДС проверяются сквозным образом по всем участникам, включая клиентов грузоперевозчиков.
Значительный резерв для снижения цен, который заключен в цифровизации, будет доступен лишь по мере выхода на окупаемость, в теории она может составить не один год, учитывая дороговизну качественного кастомизированного продукта. Некоторые транспортно-логистические компании отказываются от дальнейшей цифровизации, ограничиваясь минимальными пакетами — перекладывание издержек на конечного потребителя, полагают они, сведет на нет всю клиентскую базу. При этом нестабильность общей макроэкономической ситуации и невозможность планирования грузопотоков в условиях отсутствия ощутимого роста экономики могут обернуться слишком длинным сроком окупаемости программных продуктов. А это вкупе с ростом налогов и административными «гайками» в принципе ставит вопрос о банальной выживаемости бизнеса.