«Для бизнеса определяющим всегда было и будет именно практическое применение той или иной технологии, и цифровизация не исключение. Топ-менеджерам предприятий необходимо понимать, какую выгоду они получат от цифровой трансформации и ее отдельных инструментов. Поэтому сейчас более высокой степенью принятия характеризуются те технологии, которые уже доказали свою эффективность.
Так, наши заказчики в последние несколько лет сфокусированы на технологиях, позволяющих обеспечить удаленное обслуживание. Такая модель взаимодействия с клиентами интересна компаниям из различных отраслей — среди них и медицина, и финансы, и образование. Это свидетельствует о том, что первый шаг в формировании новых паттернов поведения потребителя уже сделан, что очень важно для бизнеса, который традиционно трансформируется вслед за трендами пользовательского опыта.
Еще один сегмент принятых бизнесом технологий объединяет все, что связано с цифровым маркетингом, который сейчас играет значительную роль в стратегии любой организации. Это вполне объяснимо: в случае применения традиционных маркетинговых технологий наблюдается низкий охват аудитории, потребитель обезличен и не предполагается персонализированного взаимодействия с ним. Цифровые технологии позволяют выходить напрямую к клиенту с учетом его индивидуальных особенностей — для бизнеса это прямая выгода.
Набирает популярность и виртуальная реальность. К примеру, мы начали с использования VR на конференциях с развлекательными целями, однако в дальнейшем сфера применения данной технологии расширилась. Сейчас мы экономим время и наших сотрудников, и заказчиков, предлагая ознакомиться с точной виртуальной моделью нашего дата-центра, не тратя время на поездку в него.
И все же, на мой взгляд, в России еще не совершен переход от разговоров о технологиях к реальной цифровизации. Пока есть лишь отдельные примеры в некоторых отраслях. К примеру, в торговле есть сервисы онлайн-заказа еды, товаров из магазинов, но все они суммарно генерируют менее 5% от всего товарооборота.
Однако этот важный для нашей экономии переход уже близок. В первую очередь в сторону практической цифровизации, по моему мнению, будут двигаться уже упомянутый ретейл и добывающая промышленность — именно в этих отраслях будет происходить та самая цифровая революция.
Существенное влияние на процесс цифровизации в нашей стране может оказать взаимодействие с мировым сообществом. Linxdatacenter как международная компания всегда брал пример с Нидерландов, где находится наша штаб-квартира. Это позволяло нам использовать те технологии, которые уже апробированы за рубежом, адаптировать их под отечественный рынок и потребности наших заказчиков. Для нас, как и для ряда других компаний, такая интеграция с зарубежным опытом всегда была драйвером цифровизации.
Однако последние тенденции свидетельствуют о том, что наша страна оказались в некоторой изоляции. Истории с блокировкой Telegram и погоней за черной кошкой в темной комнате привели к тому, что те технологии, которые есть в других странах, российские компании опасаются использовать. Все боятся, что в какой-то момент будет просто выключен рубильник и мы окажемся отрезанными. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, это сдерживает процесс цифровизации, а с другой — наличие сильной технологической школы в стране позволяет создавать свои собственные альтернативные продукты и платформы, которые мы и будем использовать».