«Банковская отрасль пошла по пути цифровизации одной из первых — сразу после e-commerce. Это обусловлено изменением клиентского опыта под влиянием глобальной цифровизации, а также очевидными преимуществами для банков — применение цифровых технологий дало новые каналы привлечения клиентов, расширило возможности в части повышения клиентской активности, а также повлекло снижение себестоимости операций.
Последние годы большинство классических банков активно инвестировали в развитие цифровых каналов — в мобильные и интернет-банки, сайты, а также в тему интернет-привлечения и продаж.
На ряду с этим наблюдались следующие тренды: развитие чисто цифровых банков, необанков и других финансово-технологических продуктов, а кроме того, появление новых технологий, которые «принесла» глобальная цифровизация — блокчейн, artificial intelligence (искусственный интеллект), Big Data и другие.
И все же на фоне общемирового хайпа вокруг новых технологий, в настоящее время, банки еще продолжают осваивать потенциал и получать отдачу от технологий пяти-семилетней давности. И мы не видим новых успешных бизнес-моделей или модернизации существующих за счет «хайповых» технологий. При этом сам хайп — явление абсолютно нормальное и объяснимое, которое с одной стороны стимулирует развитие множества отраслей, и в первую очередь – ИТ, а с другой стороны является огромным потенциалом применения.
Ключевая предпосылка для внедрения новых технологий — это прежде всего соответствующие компетенции, которых на рынке критически не хватает. Таким образом, внедрение и развитие новых технологий мы увидим только тогда, когда на рынке труда появится существенное количество квалифицированных специалистов по новым направлениям.
Если же говорить о том, какие технологии могут «взорвать» рынок в ближайшем будущем, то, на мой взгляд, это в первую очередь те, которые поддерживаются всем рынком и государством и, естественно, удобны клиентам. Среди них — удаленная идентификация через единую биометрическую систему, система быстрых платежей, обмен данными между участниками, предоставляющими сервисы для клиентов. Для корпоративного бизнеса перспективна бесшовная интеграция с небанковскими сервисами, финансовые сервисы снижающие затраты на стороне клиентов или помогающие расширить возможности для бизнеса, а также различные маркетплейсы. Кроме того, можно сделать ставку на работу с большими данными и искусственный интеллект, так как их успешное развитие существенно повлияет на клиентский опыт, рост продаж продуктов, возможность монетизации данных, а также на unit-cost».