Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Банкиры выходят за рамки

Фото: Елена Пальм/Интерпресс
Фото: Елена Пальм/Интерпресс
Чтобы не лишиться значительной части клиентуры, банки будут вынуждены активно создавать экосистему поставщиков нетрадиционных для себя финансовых продуктов.

«Людям нужны банковские услуги, а не сами банки» — похоже, эти слова, сказанные в свое время Биллом Гейтсом, сегодня становятся главным принципом, по которому развивается конкуренция в сфере финансовых сервисов. Несмотря на значительные усилия, направленные на повышение качества работы с клиентом, классические банки испытывают все большее давление со стороны так называемых финтех-стартапов. Характерно, что последние соперничают с ними не только в сегменте традиционных финансовых услуг, но и за счет внедрения принципиально новых сервисов, в которых банки пока представлены относительно слабо. Как считают опрошенные РБК+ эксперты, чтобы справиться с новой угрозой, банкирам придется активно скупать финтехи или создавать их самостоятельно. В противном случае нужно будет смириться с потерей значительной части рынка.

Бизнес в один клик

В последние годы банки, до этого сосредоточенные на обслуживании крупных компаний, стали уделять все больше внимания предприятиям малого и среднего бизнеса. Как следует из данных Банка России, такие клиенты сформировали огромный рынок сбыта для финансовых онлайн-услуг. По оценкам регулятора, 79,6% субъектов малого и среднего бизнеса сейчас используют дистанционный доступ к банковским счетам. Эта цифра выросла на 6% в период с мая 2017 по май 2018 года. Популярность мобильного банкинга будет расти и дальше, уверены опрошенные РБК+ эксперты.

Сегодня онлайн-регистрацию бизнеса и дистанционное открытие счета предлагают большинство банков. Такой сервис особенно востребован небольшими компаниями, работающими в удалении от городов. В ПАО «Сбербанк», например, получить эту услугу можно при наличии электронной подписи, записанной на загранпаспорт с чипом.

Для развития удаленных услуг Сбербанк даже вступил в альянс с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь): совместно с НИИ «Восход», дочерним предприятием министерства, было разработано водительское удостоверение с чипом внутри. Технология утверждена в МВД. С помощью такого документа можно будет осуществлять любые юридически значимые действия: от регистрации бизнеса до продажи автомобиля, утверждают в банке. Выдавать водительские права с биометрией Сбербанк начнет в своих отделениях с 1 декабря 2018 года.

АО «Альфа-Банк» автоматизировал процесс открытия счета для индивидуальных предпринимателей. После подписания документов его открытие происходит моментально, а услуга интернет-банкинга подключается автоматически. Сегодня для регистрации ИП на сайте банка потребуется только паспорт. «В ближайшее время мы планируем расширить этот сервис до регистрации ООО», — рассказала региональный руководитель по малому бизнесу АО «Альфа-Банк» в Северо-Западном федеральном округе Кристина Гималетдинова. Кроме того, в банке разработали сервис для автоматической уплаты компаниями налогов и страховых взносов: теперь владельцу бизнеса рассчитывают сумму налогов с каждого поступления, готовят платежку и выплачивают проценты за остаток на налоговом счете. ВТБ в лице дочерней компании «ВТБ Регистратор» этим летом внедрил сервис бесплатной онлайн-регистрации акционерного общества: от учредителей требуется только оплата государственной пошлины, а все хлопоты по созданию нового общества берет на себя реестродержатель.

Реагируя на запрос со стороны клиентов, банки начали упрощать процедуру выплаты зарплат и расчетно-кассового обслуживания. Например, АО «Райффайзенбанк» предоставил возможность клиентам, которые обслуживаются одновременно как физические лица и индивидуальные предприниматели, управлять счетами в одном интернет-банке.

По мнению руководителя практики по оказанию услуг государственным органам и институтам развития КПМГ в России и СНГ Алексея Назарова, наиболее интересные продукты для юрлиц и ИП, вышедшие на рынок за последние полтора года, — это сервисы автоматического формирования и сдачи финансовой отчетности. Кроме того, по словам банкиров, важный тренд 2018 года — активная разработка платформ для ведения бизнеса в интернете. С помощью таких платформ клиенты могут создавать онлайн-магазины и выходить на крупнейшие международные площадки.

Роботизированный банкинг

Интернет-банкинг развивается одновременно с внедрением технологий искусственного интеллекта (AI). Применение AI, по словам финансистов, ценно тем, что одновременно повышает качество обслуживания клиентов и сокращает расходы на него. Например, в Альфа-Банке планируют ежегодно экономить до 85 млн руб. за счет роботизации рутинных операционных процессов. Роботы займутся формированием и выгрузкой выписок по аудиторским вопросам, переносом данных из системы в систему и проверкой внесенных данных клиентов. «Уже сегодня использование роботов обходится на 60-85% дешевле штатных и внештатных сотрудников. Вероятнее всего, банки будут инвестировать в искусственный интеллект значительные ресурсы с целью повышения эффективности предоставления услуг», — полагает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Глава Сбербанка Герман Греф в ходе делового завтрака в Давосе сообщил, что использование технологии AI и машинного обучения дает банку $2-3 млрд дополнительного дохода. В банке месяц назад запустили проект автоматизированного оформления кредитных договоров с крупнейшими корпоративными клиентами. В будущем технологию планируют распространить и на компании меньшего размера.

Пока использование роботов носит ограниченный характер, отмечают эксперты. Сегодня робот может высчитать параметры индивидуального кредитного предложения, позвонить должнику и напомнить о просрочке, ответить на вопрос в чате. Однако полная автоматизация процедуры общения с клиентами связана с некоторым риском.

«Чат-боты успешно справляются с ответами на стандартизированные вопросы, но не умеют решать сложные проблемы, — комментирует CEO IT-компании 4xxi Евгений Смирнов. — Этот факт может повлиять на лояльность банковских клиентов, потому увлечение применением роботов несет для банков некоторые риски. Более того, автоматизация в столь важном бизнес-процессе, как коммуникация с клиентом, не может не повлиять на лояльность и LTV (чистый доход, который компания планирует получить за время всех будущих отношений с клиентом), а в современном бизнесе этот параметр является наиболее критичным для долгосрочного успеха бизнеса». Сфера применения чат-ботов ограничена теми процессами, в которых качество работы робота уже сопоставимо с работой человека, резюмирует он.

Не только банки

Однако внедрением финансовых сервисов на основе высоких технологий занимаются не только банкиры, но и так называемые финтех-стартапы. Классические примеры финтех-услуг — мобильные приложения с аналитикой расходов, платежными сервисами и мониторингом скидок. И далеко не все эти сервисы разработаны банками.

Неслучайно в последние годы растет число примеров активного сотрудничества между банками и финтехами. С одной стороны, некоторые банки по-прежнему демонстрируют настороженное отношение к финтех-стартапам и готовы работать с такими партнерами только при условии полного контроля над их деятельностью. С другой стороны, финтехи все чаще становятся объектом для инвестиций со стороны крупных банков. Например, Citibank инвестировал в стартап Feedzai, а Группа ВТБ объявила о запуске корпоративного финтех-акселератора на базе GenerationS — крупнейшего российского акселератора стартапов от РВК.

Растет заинтересованность банков в стартапах, помогающих финансовым организациям соответствовать требованиям проверяющих органов (regtech). Такие сервисы позволяют безопасно передавать данные и осуществлять проверки личности клиента, анализировать действия сотрудников, преодолевать межгосударственные торговые барьеры.

При этом, как утверждают эксперты, многие банки предпочитают не афишировать факт покупки того или иного технологичного бизнеса. Поэтому в действительности подобных кейсов гораздо больше, чем известно широкой публике.

Скрытая угроза

Впрочем, несмотря на альянсы с банками, финтехи начинают все более активно соперничать с ними в сфере финансовых услуг. Так, платежный онлайн-функционал развивают операторы мобильной связи, интернет-холдинги (включая владельцев поисковых систем и социальных сетей), и даже мессенджеры.

Примечательно, что давление на кредитные организации усиливается во многом за счет развития новых сегментов рынка. В частности, конкурентами банковским услугам все больше становятся краудфандинг и краудинвестинг (привлечение бизнесом финансирования в обмен на долю в уставном капитале, конвертируемые займы и т.д.) и rewards (привлечение финансирования в проекты в обмен на нефинансовое вознаграждение). В отличие от стандартной банковской процедуры, для получения денежных средств на подобных платформах необходим меньший объем документов, а срок получения денежных заемных средств сокращается до нескольких минут.

Как объясняет аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын, в силу ряда политико-экономических условий предприятиям стало сложно занимать средства классическими способами, с чем и связан спрос на новые услуги.

«Капитализация мирового лидера финтех-индустрии — компании LendingClub — составляет $1,6 млрд, поэтому у стартапов остается огромное пространство для роста», — комментирует аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын, рассказывая о перспективах развития краудинвестинга. По словам эксперта, бизнес фактически использует краудинвестинговую компанию в качестве андеррайтера, что позволяет занять средства непосредственно у массового инвестора. «Рынок краудинвестинга переживает период роста, с темпами, достигающими в некоторых его сегментах 220%. Здесь сказывается как эффект низкой стартовой базы, так и повышение качества проектов, привлекающих займы», — говорит Делицын.

Краудфандинговые компании на добровольной основе предоставляют Банку России отчетность. На основании собранных данных Центробанк говорит об устойчивом росте объемов рынка краудфандинга. Суммарный объем рынка краудфинансирования (по всем сегментам) в I квартале 2018 года составил 2,33 млрд руб., продемонстрировав рост в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем рынка краудфандинга в 2017 году составил 11,2 млрд руб., что почти в два раза больше, чем в 2016 году, и в 7,5 раза больше, чем в 2015 году.

Банк России проводит мониторинг рынка краудфандинга с 2015 года. Регулятор относит такие инвестиционные платформы к высокорискованным. Пока деятельность этих платформ почти никак не регулируется, но «в настоящее время при активном участии Банка России и Минэкономразвития в диалоге с участниками рынка заканчивается подготовка ко второму чтению законопроекта «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ, — отмечают в Банке России. — Закон создаст благоприятные условия для долгосрочного развития краудфандинга, будет стимулировать развитие сегмента МСП, повысит защиту прав заимодавцев и розничных инвесторов».

По информации Банка России, объем сегмента P2B достиг в стране 1,55 млрд рублей, что на 216,3% больше, чем в 2016 году. Средняя сумма сделки в 2017 году составила практически 300 тыс. рублей на одного человека, средняя сумма займа — чуть более 900 тыс. рублей одному юридическому лицу.

Объем займов B2B на краудфандинговых платформах в 2017 году составил 9,3 млрд рублей, что на 81,5% больше, чем в 2016 году. В общей сложности в 2017 году было заключено 9442 B2B-договора.

В сегменте краудинвестинга, где инвесторами выступают в основном физические лица, по официальным данным, произошло снижение объемов — до 153,2 млн рублей, что на 168,4 млн рублей (52,4%) меньше, чем в 2016 году. Всего в 2017 году при помощи краудинвестинговых площадок официально были привлечены инвестиции в 19 компаний. Средняя сумма, направленная на финансирование одного проекта, составила 8,1 млн рублей.

Краудфандинговый сектор rewards в 2017 году оставался традиционно стабильным. Было профинансировано 2,5 тыс. проектов, на реализацию которых привлечено почти 163 млн рублей. Средняя сумма, привлеченная на осуществление одного проекта, составила 53 тыс. руб.

Банк Юрского периода

Главный вызов для банков в такой ситуации эксперты связывают с двумя обстоятельствами. Во-первых, банки, являясь объектом жесткого госрегулирования, достаточно медленно осваивают новые перспективные ниши на рынке финансовых услуг. Финтех-стартапы, в отличие от классических банков, проявляют большую гибкость и становятся все более привлекательными для конечного потребителя.

Во-вторых, низкие темпы развития новых финансовых сервисов мешают банкирам в борьбе за аудиторию, за которую сейчас разворачивается наиболее жесткая конкуренция — предприятия малого и среднего бизнеса, которые представлены в основном поколением молодых предпринимателей. И если консервативные «взрослые» бизнесмены считают «необанки» высокорискованными и в целом «несолидными», то новые поколения предпринимателей крайне внимательно рассматривают перспективы партнерства с ними.

«В будущем банкам придется либо делать глубокую интеграцию с этими сервисами, создавая вокруг себя экосистему стартапов, либо покупать эти компании, делая их фактически частью своего бизнеса, — прогнозирует Евгений Смирнов, — либо им нужно будет смириться с потерей существенной доли рынка, представленной, в частности, миллениалами и поколением Z».

Вице-президент, член правления банка «Санкт-Петербург» Вячеслав Ермолин:

Фото: Банк "Санкт-Петербург"
Фото: Банк "Санкт-Петербург"

«Банк «Санкт-Петербург» реализовал возможность дистанционного открытия счета через интернет-банк для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. I2B клиенты могут открыть второй и последующий счета без необходимости предоставлять документы на бумажном носителе в офис банка. Была реализована возможность получения через интернет-банк усиленной квалифицированной электронной подписи без посещения удостоверяющего центра.

Еще одна новинка этого года касается процедуры, обязательной по законодательству. Каждый год наши клиенты обязаны предоставлять сведения о компании. И если раньше, даже если изменений не произошло, все равно нужно было посещать офис, то теперь всю необходимую информацию можно предоставить дистанционно в интернет-банк и с минимумом действий.

В конце первого квартала нынешнего года мы запустили сервис предоставления банковских гарантий дистанционно. Мы уверенно вышли на рынок, и с момента реализации услуги было выдано более 1000 онлайн-гарантий на сумму 1,3 млрд рублей. Главные преимущества — полностью автоматизированный для клиента процесс, а рассмотрение заявки, принятие решения и выдача гарантии происходит в течение одного рабочего дня.

Еще одно важное направление в области онлайн-функционала — автоматизация процесса резервирования счетов.В 2018 году был внедрен передовой сервис DirectBSPb, позволяющий клиенту взаимодействовать с интернет-банком напрямую из учетной системы 1С.

В ближайшее время через интернет-банк наши клиенты смогут подключить эквайринг. Не потребуется даже приходить в офис, чтобы подписывать договор. Клиенты микро— и малого бизнеса сейчас активно уходят в интернет-коммерцию, и мы тоже развиваем необходимый им функционал и стараемся сделать эту услугу доступнее. Так, на торговый эквайринг при условии покупки терминалов мы предоставляем льготные ставки, а на подключение интернет-эквайринга сейчас действует акционное предложение — ставка 1,8».
 

Инструменты Все деньги будут в гости к нам
Содержание
Закрыть