Российский бизнес преодолевает расстояние, отделяющее 1PL-логистику от современной модели 3PL. Когда большинство крупных и средних компаний проделает этот путь, качество применяемых в стране логистических решений существенно возрастет, а средние издержки на транспортировку и обработку грузов снизятся, уверены эксперты.
От одного к трем PL: смена эпох
На заре становления рыночной экономики все функции по отправке или доставке груза выполнялись собственным транспортом – применялась так называемая модель 1PL-логистики, не предполагающая покупку сторонних услуг коммерческой перевозки. Эта модель постепенно уходит в прошлое, хотя все еще имеет сторонников в среде российских управленцев - как в силу сохранения сырьевого вектора экономики, так и благодаря ментальности «крепких хозяйственников», которым спокойнее иметь «все свое».
Логистика 2PL (передача части функций транспортно-логистической компании при сохранении за предприятием управления цепочками поставок, содержания собственных складов и т.п.) уже превышает 90% в структуре российского рынка коммерческих транспортно-логистических услуг, в то время как услуги 3PL занимают менее 10% рынка. Однако, как показывают исследования, за этой моделью – ближайшее будущее: ведущие грузоотправители готовятся на нее переходить.
Под 3PL понимаются комплексные логистические решения от специализированных компаний, включающие транспортно-экспедиторские и складские услуги, а также ряд дополнительных сервисов с добавленной стоимостью - складскую обработку товаров, формирование наборов и комплектацию заказов, предпродажную подготовку, кросс-докинг, ИТ-сервисы, маркетинговые и финансовые услуги.
Согласно исследованию МАДИ и Координационного совета по логистике, опубликованному в середине 2017 года, почти 40% компаний несут довольно значительные издержки по доставке товара до конечного потребителя – их затраты на логистику в себестоимости продукции находятся в диапазоне от 11 до 30%. При этом 47% опрошенных отметили, что они планируют начать пользоваться услугами логистических операторов, 12% объявили о намерении значительно нарастить аутсорсинг логистики.
38% всех компаний-респондентов основной задачей на ближайшие два года ставит повышение уровня логистического обслуживания клиентов, 35% респондентов планируют сосредоточить усилия на внедрении систем управления товарными потоками – а это сфера компетенций и наработок транспортно-логистических операторов. Согласно результатам «Ежегодного логистического исследования 3PL» за 2017 год, в реальном времени аналитика 3PL помогает 71% грузоотправителей в разработке альтернативных транспортных решений.
По экспертным оценкам аналитиков отрасли, объем рынка 3PL-услуг на конец 2017 года достиг 245 млрд руб., ориентир на 2018 год – 265 млрд руб.
Чем поможет оператор
Итак, сегодня российские компании в организации перевозок своих грузов используют один из трех вариантов – 1PL (полностью своя логистика), 2PL (частичный аутсорсинг, например, в области межрегиональных маршрутов, в то время как внутригородские оставляют за собой) или 3PL (комплексный аутсорсинг).
По оценкам участников рынка, использование услуг 3PL помогает экономить от 10 до 30% по сравнению с содержанием собственной транспортно-логистической службы. А если перевести в деньги все косвенные выгоды такого решения (например, высвобождение ресурсов для развития и решения задач основного бизнеса) – и того больше. В качестве разового бонуса можно считать и высвободившиеся в первый год ресурсы предприятия – от продажи автопарка, складов, сокращения ФОТ (фонда оплаты труда) и всего того, что физически было задействовано в обслуживании доставки.
Сегодня операторы 3PL заключают с заказчиком договор SLA (договор об уровне сервиса), в котором фиксируются временные KPI на выполнение логистических операций. Однако 3PL, как было указано выше, это не только непосредственно транспортно-логистические опции, но и аналитика, и маркетинг, и инновации. «Помимо услуг по проектированию и управлению цепочками поставок, ответственного хранения и складских операций и так далее, мы предоставляем клиентам уникальные IТ-решения для автоматизации процессов и интеграции с их партнерами, включая, например, имитационное моделирование для проектирования цепочек поставок, управление обратной логистикой и многое другое. - говорит представитель ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. – Весь этот комплекс услуг год от года востребован все больше».
Аналитические агентства также видят все предпосылки бурного роста востребованности в 3PL. В частности, важным фактором роста этого сегмента 3PL стало начавшееся в 2017 году увеличение объемов производства в основных грузообразующих секторах промышленности и строительства, указано в аналитическом отчете компании M.A.Research.
В свое надо вкладываться
Довольно значительная часть компаний по-прежнему оперирует собственным автопарком, складами и всей сопутствующей инфраструктурой. При этом модель 1PL под кодовым названием «я сам!» в текущих реалиях может быть успешной только при условии значительных инвестиций в технологии и в обновление автопарка. Смысл в том, что современные технологические платформы для управления складами, оптимизации маршрутов и так далее позволяют существенно – до 30% и более – экономить в разрезе каждого направления (склады, транспорт и т.д.), но это серьезные вложения в IT-разработки. Что касается автопарка, то здесь работает прямая корреляция: чем старше автопарк – тем больше поломок на линии, а соответственно, растет риск срыва сроков поставок и простоев транспорта из-за ремонта. По данным Автостата, средний возраст парка грузовых автомобилей в России составляет 20 лет, а на машины возрастом 15 лет и старше приходится более 65% техники. Топ-менеджмент предприятия должен думать о постоянном повышении эффективности деятельности, сокращении операционных издержек и оптимизации бизнес-процессов компании. Это особенно актуально для логистических операций, без которых невозможна доставка произведенной готовой продукции конечным покупателям. В качестве примера затрат на логистические процессы можно привести затраты ГК «ДИКСИ», имеющей 1000 грузовиков и 7 распределительных центров: согласно годовому отчету Группы, капитальные расходы (регулярные платежи за купленные грузовики, покупка нового оборудования, проекты на распределительных центрах) расходы в 2017 году составили 1,8 млрд рублей (в 2016-м – 3,2 млрд рублей), транспортные – 2,1 млрд рублей (в 2016 – 3,1 млрд рублей). Группа объясняет сокращение расходов совершенствованием логистики, увеличением загрузки собственного автопарка, а также уменьшением импортных поставок.
Таким образом, недостаточно иметь «раз и навсегда» хорошо организованную собственную службу – ее необходимо ежегодно совершенствовать с учетом не только технологических возможностей, но и меняющихся потребностей аудитории: так, сегодня требования к скорости доставки все более усиливаются, что напрямую влияет на спрос. Один из примеров работы интернет-магазина, расположенного в Москве: при открытии распределительного центра на Урале и соответственно возможности доставки «из Москвы» в течение одного-двух дней в города Уральского федерального округа, вместо 7-9 дней, в 5 раз увеличило количество заказов из региона. Сегодня крупнейшие логистическое операторы открывают современные складские терминалы на Урале и в Сибири.