
Одним из трендов последних лет стало стремление государственных органов к ведению открытого диалога с бизнесом — многие правовые новации, модели и инструменты регулирования власти принимают и внедряют после обсуждений с предпринимательским сообществом, говорят эксперты. О принципах эффективного взаимодействия бизнеса и власти в рамках правого регулирования, о возрастающей роли цифровых технологий и о законодательных новшествах этого года говорили участники дискуссии «Правовая трансформация: как баланс между регулированием и свободой бизнеса влияет на экономический рост», организованной РБК Петербург и премией Legal To Business Awards при поддержке Минюста России.
Только для адвокатов
Подготовка изменений в законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре, целью которых является повышение профессионализации судебного представительства, — первое, что обсудили участники встречи. По словам заместителя министра юстиции РФ Максима Бесхмельницына, соответствующий законопроект Минюст рассчитывает внести в Правительство Российской Федерации до конца 2025 года. Поводом для изменений, отметил замминистра, стал рост жалоб граждан на некачественное правовое сопровождение в судах, поэтому основной смысл грядущих изменений законодательства об адвокатуре заключается в том, чтобы интересы физических лиц в судах мог представлять только адвокат — специалист с высшим юридическим образованием, прошедший сложный квалификационный экзамен. «Это позволит убрать с рынка недобросовестных юристов, которые обманным путем получают с доверчивых, но некомпетентных в праве граждан деньги под обещание немыслимых выигрышей в судах. На деле же такие люди сталкиваются с некачественным правовым сопровождением, суды перегружаются неграмотными и заведомо бесперспективными исками, а граждане теряют доверие к судебной системе», — пояснил Максим Бесхмельницын.

В то же время, отметил он, разработка данного законопроекта требует широкого и подробного обсуждения с юридическим рынком. Грядущие изменения не должны нарушать интересы адвокатских бюро, юридических фирм и консалтинговых компаний, которые добросовестно ведут бизнес в интересах корпоративного сообщества. Он также подчеркнул, что планируемые изменения не приведут к формированию адвокатской монополии. «Не люблю словосочетание «адвокатская монополия», речь об этом не идет. Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить всех граждан доступными и качественными юридическими услугами. При этом в определенных сферах регулирование судебного представительства не планируется. Так, в суды по-прежнему смогут ходить арбитражные управляющие, временные и патентные поверенные и так далее, которые, по закону, могут не иметь адвокатского статуса», — заявил замглавы Минюста.
Без суда
Еще одной правовой новинкой 2025 года может стать внесение комплексных изменений в закон о медиации, то есть способе разрешения корпоративных споров во внесудебном порядке с помощью независимого посредника, медиатора. «Медиация и медиационное урегулирование споров — это быстрый и цивилизованный способ урегулирования разногласий, потому что стороны договариваются добровольно, к взаимной выгоде, и без эмоций. Кроме того, этот способ для участников спора объективно дешевле, чем судебное разбирательство, особенно на фоне существенного повышения судебных пошлин», — уверен Максим Бесхмельницын. Сейчас, по его словам, Минюст разрабатывает законопроект о внесении изменений в закон о медиации, направленный на обеспечение возможности более широкого применения такого альтернативного способа урегулирования споров.
По данным начальника Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Евгения Орловского, сегодня за урегулированием конфликта в суд обращаются периодически 5% юрлиц, часто — 29%, а почти 65% пытаются найти решение во внесудебном порядке.
Досудебное урегулирование конфликтов активно используется малым и средним бизнесом, особенно в части разрешения споров между компаниями и органами власти, подтвердила уполномоченный по защите прав предпринимателей Ленобласти Елена Рулева. «Около 70% поданных в аппарат уполномоченного жалоб разрешаются без суда, в процессе диалога», — отметила она.

Новый закон будет способствовать более широкому распространению института медиации и, как следствие, поможет разгрузить судебную систему, уверен Евгений Орловский. «Задача Минюста — создать условия для того, чтобы люди научились договариваться, повышали культуру досудебного и внесудебного урегулирований споров, а не чуть что сразу бежали бы в суд. Судебная система перегружена, невозможно приставить по отдельному судье каждому физическому или юридическому лицу», — уточнил Евгений Орловский.

«Медиация — это инвестиция в долгосрочные деловые отношения. Она позволяет сторонам эффективно и без репутационных последствий разрешить конфликт, а также сохранить партнерство, что особенно важно в бизнес-среде. Чем раньше компании осознают ценность переговоров, тем меньше времени и денег они потратят на разрушительные судебные тяжбы», — добавила сомодератор дискуссии, управляющий партнер Бюро юридических стратегий Legal To Business Светлана Гузь.

Новые монополисты
Тотальная цифровизация и внедрение технологий искусственного интеллекта напрямую влияют на развитие практик регулирования бизнеса, в том числе на изменение антимонопольного законодательства.
«Появление цифровых сервисов трансформирует многие рынки. В сфере антимонопольного регулирования это проявляется в том, что меняется список наиболее быстро развивающихся отраслей. Еще 15 лет назад топ-10 монополистов составляли сырьевые компании, производители нефти и газа — сейчас это только IT-компании. Более того, они начинают контролировать многие процессы, связанные с традиционными рынками», — отметил статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС РФ Сергей Пузыревский.

Он напомнил, что рост оборотов в электронной коммерции в прошлом году составил почти 40% к уровню 2023 года. «Цифровые платформы и сервисы уже ничем не отличаются от традиционных инфраструктурных монополий, поэтому эти рынки также подлежат антимонопольному регулированию», — добавил Сергей Пузыревский.
Ко всеобщей выгоде
Сергей Пузыревский указал, что вступивший в силу в 2023 году так называемый «пятый антимонопольный пакет» позволил ведомству оперативно принимать меры в отношении маркетплейсов и цифровых платформ.
Сейчас ФАС разрабатывает «шестой антимонопольный пакет», который будет направлен на отмену антимонопольных иммунитетов в сфере интеллектуальной собственности. «Действующие законодательные нормы защищают правообладателей от недобросовестной конкуренции, однако дают возможность злоупотреблений доминирующим положением самим правообладателям. На их товары, продукты или услуги антимонопольные нормы не распространяются. В итоге мы имеем своего рода легальную монополию», — пояснил Сергей Пузыревский.
«Как только мы юридическую категорию «легальная монополия» переводим в экономическую плоскость, из средства защиты интеллектуальной собственности она превращается в орудие контроля товарного рынка», — добавил он. Больше всего от этого страдает малый и средний бизнес, вынужденный вступать в неравную битву с цифровыми гигантами — лидерами рынка, подчеркнул Сергей Пузыревский. По его словам, обсуждение «шестого антимонопольного пакета» ведется, он может быть внесен в Госдуму уже в 2025 году.
Генеральный директор Фонда «Центр стратегических разработок» Павел Смелов подчеркнул, что «шестой антимонопольный пакет» разрабатывается в диалоге органов власти и бизнес-сообщества: «За полгода мы провели множество различных встреч с бизнесом, обсуждали каждую деталь и искали тот баланс, который позволил бы сохранить свободу предпринимательства в условиях дополнительных регуляторных мер. Мы не выпускаем ни одного документа, пока не сформируется единое понимание у всех заинтересованных сторон — и органов власти, и бизнеса».
«Мы не выпускаем ни одного документа, пока не сформируется единое понимание у всех заинтересованных сторон — и органов власти, и бизнеса»
Кроме того, новый закон «О платформенной экономике» коснется в первую очередь крупных цифровых платформ и маркетплейсов вроде «Яндекса» или Wildberries, пояснил Павел Смелов. «На более мелкие платформы действие закона пока не стоит распространять, дабы не нарушать конкуренцию и позволить им свободно развиваться», — указал он.

По мнению Максима Бесхмельницына, правовое и, в частности, антимонопольное регулирование рынков, «завязанных» на цифровые технологии, всегда будет отставать от развития самих технологий. «Это логично и правильно — технологии развиваются быстрее, чем нормотворчество, их регулирующее. В противном случае инновации были бы в принципе невозможны», — добавляет он.
Закупки и тарифы
Еще одним важным направлением деятельности ФАС в этом году остается совершенствование антимонопольного регулирования в сфере госзакупок и тарифов на коммунальные услуги, отметил Сергей Пузыревский. Он напомнил, что в феврале 2025 года Госдума в первом чтении приняла законопроект, регламентирующий правовое обеспечение ГИС «Антикартель», сейчас различные ведомства обсуждают особенности и тонкости функционирования системы. «Особенность ГИС в том, что в основу ее работы положены технологии искусственного интеллекта, позволяющие быстро анализировать параметры огромного количества государственных закупок на предмет возможных рисков картельных соглашений или необоснованного ценообразования», — рассказал эксперт.
В качестве решения вопросов в сфере тарифного регулирования Сергей Пузыревский подчеркнул важность принятия единого базового закона о государственном регулировании тарифов.
«Экономические правила и принципы едины для всех, и сфера ЖКХ не должна быть исключением. Необходимо устранять тарифную дискриминацию, уходить от перекрестного субсидирования, делать ценообразование прозрачным», — уверен Сергей Пузыревский.
Работать вместе
Развитие диалога бизнеса и власти стало одним из направлений трансформации правового поля в последние годы, отметили участники дискуссии.

«Взаимодействие развивается, и участники диалога открыто говорят о своих ожиданиях и вызовах, а также совместно ищут решения — участвуют в своего рода медиативном процессе. Итогом становятся договоренности, определяющие жизнь и развитие экономики и общества на долгосрочную перспективу. Медиаторами этого процесса являются профессиональные юристы, представляющие интересы как бизнес-субъектов, так и государства», — резюмировала Светлана Гузь. Она подчеркнула, что новые стратегические функции накладывают на всех участников юридического сообщества огромную ответственность. Сформировать же взвешенную позицию позволяют площадки, где такой открытый диалог возможен. Одной из них стала премия Legal to Business Awards, где обсуждение ключевых вопросов взаимодействия бизнеса и власти продолжится.