#11 Бизнес и право, Вчера, 14:38
Инструменты⁠, Санкт-Петербург и область ,
0

Не доводить до суда: как кредиторы могут спасти бизнес должника

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Длительная и сложная экономическая ситуация вкупе с грядущей налоговой реформой чреваты новыми потерями для бизнеса. Как их не допустить — в материале РБК Петербург

До половины российских компаний в ближайшее время будут испытывать проблемы с платежеспособностью, прогнозируют эксперты. Однако долги — это комплексная проблема, влияющая на всю цепочку взаимоотношений в бизнесе: от самого должника до его кредиторов, поэтому эффективная коммуникация между всеми сторонами, форматы реструктуризации и медиация сегодня становятся всеобщим интересом. Как работать с кредиторами в кризисных условиях, как минимизировать риски и сохранить устойчивость компаний — обсудили юристы, представители банков и руководители компаний из разных отраслей и сфер бизнеса на круглом столе РБК Петербург в рамках премии Legal to Business Awards.

Кто в группе риска

Наибольшие финансовые сложности, по наблюдениям участников дискуссии, сейчас испытывают компании из строительной отрасли и транспортной логистики. Также в группе риска компании, предоставляющие аутсорсинговые услуги, а также те, кто осуществляет импортные операции. Между тем, констатирует региональный директор по правовым вопросам Health&Nutrition Дмитрий Шин, сотрудничество с компаниями из этих отраслей неизбежно. «Для обеспечения непрерывности производственного процесса, мы продолжаем работать с организациями из этих высокочувствительных отраслей, и, естественно, сталкиваемся с рисками их неплатежеспособности. Для того, чтобы их минимизировать, мы акцентируем внимание на раннем выявлении «проблемного» контрагента», — пояснил Дмитрий Шин.

Дмитрий Шин, Health&Nutrition
Дмитрий Шин, Health&Nutrition (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

При этом, по мнению руководителя направления по урегулированию убытков и правовому сопровождению трудовых правоотношений Monopoly.Online Виктории Цапиной, крупному бизнесу сложнее справляться с финансовым кризисом. «Во-первых, для малых и средних предприятий разработаны и действуют многочисленные государственные программы поддержки — для крупного бизнеса таких программ поддержки меньше. Во-вторых, от крупной компании и ожидания больше, и лежащая на ней ответственность, например, перед своими сотрудниками, выше», — отметила Виктория Цапина.

Виктория Цапина, Monopoly.Online
Виктория Цапина, Monopoly.Online (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

В сегодняшней экономической ситуации даже добросовестные компании могут оказаться в трудной ситуации, добавляет председатель правления ПАО «Балтинвестбанк» Елена Кондратюк.

 Елена Кондратюк, ПАО «Балтинвестбанк»
Елена Кондратюк, ПАО «Балтинвестбанк» (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

Спасти рядового клиента

По состоянию на 1 октября 2025 года остаток исполнительных производств по взысканию с юридических лиц — должников в пользу юридических лиц — взыскателей в Санкт-Петербурге составил менее 62 тыс., за аналогичный период прошлого года — почти 75 тыс. «То, что данный показатель не имеет тенденции к росту, означает, в том числе, и эффективную работу судебных приставов», — подчеркнул начальник Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленобласти Евгений Орловский. В то же время, уверен он, основной задачей и бизнес-сообщества, и контрольно-надзорных, и судебных органов является использование всех доступных инструментов финансового оздоровления компаний и помощь им в выходе из кризисных ситуаций, а «не доведение до суда и принудительного взыскания долгов».

Евгений Орловский., Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленобласти
Евгений Орловский., Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленобласти (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

Такой же позиции придерживаются и крупные банки. «Банк всегда должен идти навстречу клиентам, причем как юридическим, так и физическим лицам — каждый может оказаться в непростой ситуации. Банк поддерживает добросовестных заемщиков, которые столкнулись с временными финансовыми трудностями, и готов менять условия погашения кредита, чтобы снизить финансовую нагрузку на клиентов», — подтверждает директор юридического департамента Северо-Западного банка Сбербанка Ольга Сафронова.

Ольга Сафронова, Северо-Западный банк Сбербанк
Ольга Сафронова, Северо-Западный банк Сбербанк (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

Любой банк заинтересован в сохранении заемщика и в том, чтобы он мог функционировать, согласен вице-президент-директор дирекции по правовым вопросам Банка «Санкт-Петербург» Сергей Данейкин.

Сергей Данейкин, Банк «Санкт-Петербург»
Сергей Данейкин, Банк «Санкт-Петербург» (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

Одним из эффективных инструментов сохранения бизнеса является медиация — досудебное урегулирование споров, основанное на добровольном согласии сторон. Медиация востребована все большим числом компаний: например, Сбербанк за 9 месяцев 2025 года добился 520 медиативных соглашений, что в 10 раз превышает показатель 2023 года. «Сейчас медиативные соглашения составляют значительную часть всех соглашений о реструктуризации задолженности, которые банк проводит в отношении юрлиц. Особенно важно, что процент нарушения таких договоренностей минимален», — констатирует Ольга Сафронова.

По мнению Сергея Данейкина, медиация действительно может помочь находящемуся в трудной ситуации заемщику. «Банк всегда готов идти навстречу бизнесу и обсудить тот или иной план выхода из кризиса. Главное, чтобы этот план был реалистичен», — говорит Сергей Данейкин. В медиации, безусловно, заинтересован и бизнес. «Но выявлять и договариваться нужно на ранней стадии кризиса, чтобы у должника была возможность выполнить соглашение. Это идеальный вариант решения проблемы», — согласен Дмитрий Шин.

«Мы в большинстве случаем стараемся не доводить дела до суда, предпочитая переговоры, или если все же дошло до судебного разбирательства заключать мировые соглашения», — отмечает Виктория Цапина.

Переговорный процесс, диалог между предпринимателями и банками зачастую является единственным способом не довести «ситуацию до точки невозврата», подтверждает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области Елена Рулева. «В структуре бизнеса Ленобласти преобладает малый и микробизнес, в том числе индивидуальные предприниматели. Они обращаются ко мне в Аппарат за восстановлением своих прав, и если речь идет о взаимодействии с финансовыми институтами, то мы организуем переговорную площадку, диалог между предпринимателем и банком, чтобы стороны могли договориться и совместно найти взаимовыгодное решение», — рассказала Елена Рулева.

Елена Рулева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области
Елена Рулева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

Готовность к медиации и переговорам с должниками способствует укреплению деловой репутации компании-кредитора, говорит заместитель генерального директора по правовым вопросам АО «Русские самоцветы» Екатерина Бовть. «Одна из важнейших функций корпоративного юриста заключается в том, чтобы обеспечить возможность бизнеса договариваться и выходить из спорных ситуаций на взаимовыгодных условиях, сохраняя деловую репутацию и деньги», — поясняет она.

Екатерина Бовть, АО «Русские самоцветы»
Екатерина Бовть, АО «Русские самоцветы» (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

Но есть и случаи, когда медиация априори неэффективна. Так происходит в случае, если одна из сторон принципиально не хочет договариваться, а также в случае споров с органами власти, подчеркивает директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business Татьяна Грушко.

Татьяна Грушко, Legal to Business
Татьяна Грушко, Legal to Business (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

Кредиторов много, а должник один

Дальнейшие развитие института медиации, по мнению Татьяны Грушко, находится в плоскости построения коммуникации должника сразу с несколькими кредиторами. «В подавляющем большинстве случаев у компании, попавшей в кризисную ситуацию, не один, а несколько кредиторов. Медиативные соглашения можно заключать с каждым из них, а можно, по аналогии с синдицированными кредитами, сразу со всеми», —полагает Татьяна Грушко. Однако для того, чтобы этот инструмент работал, необходима готовность банков, которые, как правило, выступают мажоритарными кредиторами, к субординированию своих требований к текущим «хозяйственным» кредиторам должника, считает Татьяна Грушко.

Сбербанк уже реализует такой подход, отмечает Ольга Сафронова. «При спасении клиента мы, также находясь на позиции кредитора, пытаемся остальных кредиторов консолидировать», — пояснила она.

Синдицированная реструктуризация — эффективный, но пока труднодостижимый способ урегулирования финансовых споров, уверена Дарья Филина, партнер, руководитель практики «Недвижимость и строительство» бюро юридических стратегий Legal to Business. В качестве примера она привела историю одной строительной компании, оказавшейся в кризисе. «У компании были три крупных кредитора — банка, и они были готовы заключить межкредиторское соглашение для реструктуризации задолженности. Но два других кредитора — поставщик стройматериалов и заказчик строительных работ — не захотели вступить в эту коалицию. В итоге должник находится в процедуре банкротства около 10 лет, и, скорее всего, ни один из кредиторов не получит ничего», — привела пример Дарья Филина.

Дарья Филина, Legal to Business
Дарья Филина, Legal to Business (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

Помогите советом

По мнению Елены Кондратюк, банкам стоит активнее развивать инструмент бизнес-консультирования, так как он позволяет компании вовремя предупредить возможные проблемы в бизнесе: «Очень многие банки используют бизнес-консультирование в отношении крупных компаний. И этот диалог взаимовыгоден обеим сторонам, — поясняет Елена Кондратюк. Наиболее актуален такой подход, по ее мнению, для малых и средних предприятий, которые не могут себе позволить на регулярной основе проходить регулярный финансовый консалтинг.

Евгений Орловский считает, что в рамках развития бизнес-консультирования можно было бы создать государственную службу «бесплатной экономической помощи — консалтинга» по аналогии с бесплатной юридической помощью, ориентированную, прежде всего, на самозанятых, малый бизнес и начинающих предпринимателей.

Малые и средние предприятия действительно заинтересованы в получении сторонних экономических и юридических консультаций, подчеркнула Виктория Цапина. Она отметила, что в 2025 году небольшие перевозчики впервые стали обращаться к юридическому сервису «Монополии» за помощью в разрешении вопросов с лизинговыми платежами и возвратами взятых в лизинг транспортных средств.

Участники дискуссии
Участники дискуссии (Фото: Валерий Васильев/РБК Петербург)

Предупредите кризис

Антикризисная коммуникация — более широкое понятие, чем переговорный процесс по реструктуризации задолженности, в нее входят и превентивные меры для предотвращения кризиса. Среди них — внутренние и внешние аудиты, мастер-классы и стресс-тесты, в рамках которых юридические и экономические службы компании «отрабатывают» различные нештатные ситуации вроде визита ОБЭП, хакерской атаки, утечки персональных данных, перечисляет Дарья Филина.

Сегодня корпоративный юрист должен быть не только юристом, но и медиатором, и психологом, и бизнес-консультантом, считает Екатерина Бовть. «Внезапно не умирает ни один бизнес. Команда инхаус-юристов для этого и нужна — чтобы сопровождать деятельность всей компании, всех ее подразделений таким образом, чтобы бизнес в условиях турбулентности был устойчив», — говорит она.

Бизнес и корпоративные юридические департаменты в обязательном порядке должны применять риск-ориентированный подход, согласен Евгений Орловский. «Юристы должны работать на стадии проработки решений, подготовки проектов документов, потому что многие факторы риска можно исключить заранее», — поясняет он. По его мнению, сегодня в задачу корпоративного юриста входит не только «обработка конечного результата — соглашения, контракта, документов для суда», но и обеспечение законности деятельности предприятия и донесение до руководства компании объективной ситуации и рекомендации по принятию решений, соответствующих требованиям действующего законодательства. «Корпоративный юрист — совесть компании. Это риск-менеджер № 1», — резюмировал Евгений Орловский.

От первого лица Новые риски: к чему готовиться бизнесу в 2026 году
Содержание
Закрыть