Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Обойдемся без суда: когда с государством лучше не спорить

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Повышение роли государства сказалось на взаимоотношениях бизнеса как с регулятором, так и с партнерами

Значительная часть работы корпоративных юристов теперь посвящена взаимодействию именно с государством и его институтами — либо напрямую, либо опосредованно, через необходимость адаптации работы компании к многочисленным законодательным новеллам. При этом, отмечают юристы, принципы взаимодействия бизнеса и власти претерпевают серьезную трансформацию: из непримиримого оппонента государство превращается в полноценного партнера, готового к диалогу. Какие способы коммуникации с государством сегодня наиболее эффективны и как минимизировать судебные издержки — обсудили участники круглого стола «Государство — партнер и оппонент», организованного РБК Петербург в рамках в рамках премии Legal to Business Awards-2025.

Непрерывные изменения

Российское правовое поле последние несколько лет серьезно меняется. «Ушедший год был особо «плодородным» с точки зрения законодательных нововведений, и все эти изменения были очень важны для бизнеса», — уверена управляющий партнер Legal to Business Светлана Гузь. Среди наиболее значимых для бизнеса нововведений участники дискуссии отмечают так называемую «налоговую реформу», изменения в трудовом, миграционном и корпоративном законодательстве, усиление роли нотариата, новые санкционные и контрсанкционные ограничения.

Светлана Гузь, Legal to Business
Светлана Гузь, Legal to Business (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Все законодательные изменения серьезно затронули строительную отрасль. «Мы напрямую ощутили на себе практически все изменения и налогового законодательства, и роста ключевой ставки, и повышения госпошлин за обращение в суд», — подтвердил руководитель юридической службы «Инжиниринговой корпорации «Ирбис» Антон Басов.

Антон Басов, «Инжиниринговой корпорации «Ирбис»
Антон Басов, «Инжиниринговой корпорации «Ирбис» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Ушедший год прибавил работы и юридическим департаментам финансово-кредитных организаций. Среди наиболее значимых изменений в данной сфере юристы выделяют законодательство о цифровых финансовых активах. «Центральный банк постоянно придумывает новые способы взаимодействия с бизнесом, в 2024 году это вылилось в бурное развитие института цифровых финансовых инструментов. Коммерческие банки, как регуляторы и организаторы взаимодействия между эмитентами и потребителями ЦФА, изучали новые законы и нормативные требования с тем, чтобы новый инструмент как можно быстрее и корректнее появился на финансовом поле, принеся пользу и рынку, и банку, и клиенту. И вся эта работа легла на плечи корпоративных юристов», — рассказал руководитель регионального юридического центра Северо-Западного региона АО «Альфа-Банк» Дмитрий Юдин. «Теперь мы все ждем появления цифрового рубля — для банков это будут интересные новации во взаимодействии с регулятором», — добавил он.

Дмитрий Юдин,   региональный юридический центр Северо-Западного региона АО «Альфа-Банк»
Дмитрий Юдин, региональный юридический центр Северо-Западного региона АО «Альфа-Банк» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

В 2025 году бизнесу придется адаптироваться к изменениям. Так, впервые за восемь лет, в 10-15 раз увеличился размер государственных пошлин за разрешение споров в судебном порядке. Теперь, отмечает Светлана Гузь, каждому предпринимателю, который ранее активно защищал свои интересы в судах, придется серьезно анализировать целесообразность каждого отдельного судебного разбирательства.

Новый партнер

Несмотря на усиление регуляторного воздействия на бизнес, последнему стало легче взаимодействовать с государством — оно все больше готово к диалогу, констатировали участники дискуссии. «В новых реалиях происходит тотальное сближение целей и бизнеса, и государства — всем надо как-то адаптироваться и вырулить из сложной ситуации. И сегодня бизнес, который обращается в тот или иной орган госвласти с той или иной проблемой, при наличии грамотно сформированного предложения по решению этой проблемы может рассчитывать на взаимопонимание и эффективный диалог», — говорит директор Тихоокеанско-Евразийского делового альянса Мария Чернобровкина.

Мария Чернобровкина,  Тихоокеанско-Евразийский деловой альянс
Мария Чернобровкина, Тихоокеанско-Евразийский деловой альянс (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«Государство видит и слышит бизнес, понимает его логику и все чаще соглашается с ней, адаптируя предложения и пожелания бизнеса под требования законодательства с учетом общественных и государственных интересов», — подтверждает операционный директор компании «Монополия» Кирилл Каликин.

Кирилл Каликин, «Монополия»
Кирилл Каликин, «Монополия» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

По мнению партнера, руководителя практики «Недвижимость и строительство» Legal to Business Дарьи Филиной, новая тенденция зародилась еще во времена пандемии. «Именно тогда государственные органы стали проявлять большую клиентоцентричность по отношению к бизнесу, стали давать возможность бизнесу и рассказывать о проблемах, и вносить предложения и решения по их устранению», — пояснила она.

Дарья Филина, Legal to Business
Дарья Филина, Legal to Business (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Один из ярких случаев такого взаимодействия бизнеса и власти относится к марту 2022 года: «Когда вся логистика встала, бизнес предложил Федеральной таможенной службе целый ряд вариантов решения проблемы. Госорган отреагировал практически моментально, таких быстрых внесений изменений в законодательство я не помню. Например, сфера документооборота нормально заработала всего за неделю», — вспоминает Мария Чернобровкина.

И тренд на повышение качества диалога бизнеса и государства — долгосрочный, уверен начальник Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Евгений Орловский. «Если раньше государство больше выступало контролером бизнеса, то сегодня смысл взаимодействия поменялся. Да, государство остается регулятором соответствующих экономических процессов, но в то же время стремится стать и партнером для бизнеса», — пояснил он.

Евгений Орловский, Минюст России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Евгений Орловский, Минюст России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

В качестве примера клиентоцентричного подхода при оказании государственных услуг Евгений Орловский привел лояльную к заявителям позицию Министерства юстиции в сфере регистрации некоммерческих организаций. Если заявитель представил некорректный или неверно составленный пакет документов, то Главное управление может, не отказывая в регистрации, вернуть документы на доработку. «Наша позиция — стараться максимально помочь заявителю. Наши сотрудники объясняют, в чем ошибки, что нужно исправить, чтобы в дальнейшем подать уже корректно составленные документы. Это — партнерский подход», — пояснил Евгений Орловский.

Реформа в плюс

Меняется и отношение бизнеса к государственным реформам: компании и предприниматели понимают, почему и для чего вводятся те или иные изменения. Так, с точки зрения представителя платформы «Монополия», вступившая в силу с 1 января 2025 года налоговая реформа в части УСН может помочь добросовестным грузоперевозчикам, так как одна из целей реформы — равные конкурентные условия для все участников. «Изменения в налоговом законодательстве в части внедрения прогрессивной шкалы уплаты НДС для налогоплательщиков на УСН (в зависимости от размера дохода) будут способствовать выходу из серой зоны недобросовестных участников рынка, сделают конкуренцию между игроками честной и прозрачной», — полагает Кирилл Каликин.

Такой результат стал возможен благодаря диалогу при подготовке законодательных инициатив. «Активная позиция бизнеса в части взаимодействия с государством, особенно на этапе обсуждения или подготовки изменений в законодательство, приносит существенные плоды. Более того, бизнес в итоге может стать бенефициаром этих изменений и извлечь из них максимальную пользу для себя и своей отрасли в целом», — считает Светлана Гузь.

В итоге, даже несмотря на возрастающий объем государственного регулирования, компании видят положительное влияние на рынок. «Рост регулирования, с одной стороны, ведет к увеличению нагрузки на бизнес, что тяжело. Но мы стараемся позитивно смотреть на этот процесс, так как понимаем, что он необходим прежде всего для очистки рынка и приведения его в цивилизованный формат. В итоге на рынке аудита останутся сильнейшие компании, ответственно выполняющие свои задачи. Также повысится и ответственность заказчиков, которые все больше будут действовать исключительно в рамках допустимого правового поля», — отметил представитель аудиторской компании «Юникон» Юрий Голик.

Мощный союз

Наиболее эффективный диалог между бизнесом и властью сегодня возможен через различные бизнес-объединения, отраслевые союзы и ассоциации, подчеркивают участники круглого стола. Так, представители технических заказчиков в строительной отрасли на рубеже 2023-2024 годов создали собственную ассоциацию — «Национальное объединение технических заказчиков и иных организаций в сфере инжиниринга и управления строительством» — НОТЕХ. «Я уже вижу первые результаты. Например, Минстрой уже задает нам вопросы, предлагает разработать ту или иную концепцию, предложить инициативы, касающиеся законодательного регулирования роли и места технического заказчика в проектировании и строительстве», — подчеркивает Антон Басов.

Бизнесу стоит отслеживать и подключаться к обсуждению законопроектов в своей отрасли на самых ранних стадиях, высказывать свое мнение и предложения, иначе «за вас вашу отрасль обсудит кто-то другой, и не факт, что решение вас устроит», — предостерегает Дарья Филина. В качестве примера она привела проактивную позицию сообщества рестораторов Санкт-Петербурга, которое вовремя подключилось к разработке так называемого «закона о наливайках». «Благодаря совместным усилиям юристов, которые вели проект, и рестораторов до государства удалось донести, что первоначальный вариант закона принес бы колоссальные убытки. Государство было готово к диалогу и услышало нас», — приводит пример Дарья Филина.

Не довести до суда

Между тем, несмотря на партнерскую позицию органов власти в отношении бизнеса, последнему становится все сложнее отстаивать свои интересы в спорах с государством в судах. «Когда государство вводит какие-то законодательные новации, то сначала все они прорабатываются на разных уровнях, и оспорить их после принятия очень сложно. Конечно, есть откровенные ошибки, и вот их можно и нужно оспаривать», — считает партнер аудиторской фирмы «Юникон» Алексей Даранов. Однако оспаривать локальные действия госорганов, например, таможенные доначисления и штрафы, пусть даже они были неправомерно наложены, особенно когда государство уже взыскало деньги с ответчика, практически бесполезно, подчеркивает эксперт. «Шансы на то, что компания потеряет время на судебный спор с отрицательным для себя его исходом, велики. Здесь все зависит от бизнеса и от ситуации, оспаривать можно, но это становится все сложнее», — уточняет он.

Алексей Даранов, «Юникон»
Алексей Даранов, «Юникон» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Прежде чем вступить в тот или иной спор с государством, нужно тщательно взвесить все плюсы и минусы, говорят юристы. «Выход в суд бывает оправданным, а есть случаи, когда судиться не стоит. Особенно принимая во внимание возросшие госпошлины — нужно ли платить 350-500 тыс. руб., чтобы через 2-3 года получить отказное решение?» — рассуждает Антон Басов. Кроме того, исполнительская дисциплина ответчиков становится все хуже, и зачастую получить от них «выигранные» суммы становится невозможно, добавляет он.

Исполнительская дисциплина хромает, согласен Евгений Орловский. По его данным, в 2024 году в производстве у Службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу находилось исполнительных документов на взыскание просроченной задолженности по налогам на сумму свыше 5,5 млрд руб., из которых реально удалось взыскать лишь порядка 1,2 млрд руб.

Выходом из такой ситуации, полагает Дарья Филина, может стать досудебное урегулирование споров с государством.

Универсальный юрист

Под влиянием законодательных и правоприменительных изменений роль корпоративных юристов также трансформируется. «Сейчас все заказчики требуют в отчетах наличия специального раздела — определения и описания рисков тех или иных дальнейших действий. В этом активно участвует корпоративная юридическая служба — мы уже не просто обеспечиваем деятельность компании, но в какой-то степени формируем риски для бизнеса при реализации проектов нашими заказчиками», — говорит Антон Басов.

Усиление роли нотариата существенно усложнило процессы взаимодействия с бизнесом для финансово-кредитных учреждений. «После принятого Верховным судом 14 августа 2024 года определения о недействительности одной из сделок на основании того, что она прошла без присутствия нотариуса, банки вынужденно поменяли стратегию и подходы к экспертизе сделок», — вспоминает Дмитрий Юдин. «Это усложнило многие бизнес-процессы, как внутренние, так и внешние, однако, с другой стороны, позволило снизить риски и для банков, и для клиентов», — уверен он.

В последние годы расширяется тенденция к привлечению корпоративных юристов к финансовой ответственности в рамках банкротных процедур как лиц, принимающих решения. В связи с этим корпоративные юристы выполняют еще и функцию контролера, стремясь обезопасить от потенциальных рисков субсидиарной ответственности не только руководство своей компании, но также и себя, напоминает Алексей Даранов.

В условиях ужесточения налоговой политики часть компаний, стремясь адаптироваться к новым реалиям, могут пытаться «как-то оптимизировать свою деятельность». «Это сложная ситуация для юриста. С одной стороны, нужно помочь заказчику, а с другой — не дать ему уйти в какие-то полукриминальные области. Здесь роль корпоративного юриста уже больше профилактическая», — добавляет он.

В итоге современный корпоративный юрист все больше превращается в надежного партнера для бизнеса. «Он не только держит «руку на пульсе» при сопровождении деятельности компании, своевременно изучает и реагирует на изменения действующего законодательства, но и стремится защитить бизнес от потенциальных рисков в будущем. Поэтому все чаще корпоративные юристы участвуют в формировании или даже кардинальном изменении внутренних бизнес-процессов. И эта роль будет усиливаться», — резюмировала Светлана Гузь.

Инструменты Курс на медиацию
Скачать Содержание
Закрыть