«Через ландшафтный дизайн в город вернется архитектура», — предположил архитектор Валентин Коган на дискуссии «Архитектура и ландшафт. Как современный девелопмент меняет города», организованной РБК Петербург и ландшафтной студией L.Buro. Действительно, ландшафтный дизайн — самый заметный способ облагородить пространство рядом с жилым комплексом или коммерческим объектом. Сады, скверы, реже — бульвары и набережные — становясь частью девелоперских проектов, приучают покупателя к тому, что он приобретает нечто красивое, а не только квадратные метры, кладовки и паркинги. Эта приобретаемая привычка — очень важна. Какие архитектурные и ландшафтные решения предлагают петербургские девелоперы уже сегодня, как они меняют городскую среду и что можно будет увидеть в жилых дворах и городских пространствах в будущем — в материале РБК+ Петербург.
Видимое преимущество
Любое вложение девелопером средств в благоустройство дает коммерческий результат, констатируют участники круглого стола. По их оценкам, сейчас в Санкт-Петербурге затраты на эти цели составляют в среднем 1-2% от общей стоимости девелоперского проекта, и эти вложения окупаются. По словам генерального директора ландшафтной студии L.Buro Валерия Федотова, «два концептуально одинаковых жилых комплекса, один с благоустройством, другой без, могут иметь в глазах потребителя разницу в цене в 14-15%».
Поэтому в качественных проектах расходы на благоустройство будут только расти, уверены эксперты. Отчасти это обусловлено нехваткой земельных ресурсов для новой застройки, из-за чего девелоперы стараются использовать по максимуму возможности уже имеющихся в их распоряжении участков. «В Санкт-Петербурге большая проблема с земельными участками, особенно хоть сколько-то подготовленными к строительству в востребованных для жизни районах — Адмиралтейском, Московском, Петроградском и Василеостровском. Поэтому каждый квадратный метр этой земли бесценен, и экономить на ландшафте, на внешнем облике зданий просто кощунственно. Кроме того, хороший проект благоустройства — гарантия того, что квартиры в таком проекте будут продаваться дороже», — отмечает управляющий директор компании Fizika Development Александр Кравцов.
И такие примеры уже есть на рынке. Основным фактором быстрой продажи квартир в жилых комплексах GloraX в Новоселье и Парголово стало тщательное продуманное благоустройство их территорий, уверена руководитель отдела продукта и аналитики GloraX Мария Кукса. «Мы делали опросы первых покупателей, и практически все они отмечали, что «клюнули» на благоустройство. То есть именно комфортная жилая среда стала основополагающей при выборе проекта», — добавляет она.
Благоустройство становится обязательным не только для высококлассных жилых проектов, но и для массовой застройки. «Застройщики, работающие в сегменте комфортного жилья, стараются переломить устоявшиеся тренды и больше вкладываются в средовые решения, благодаря чему концепции проектов меняются в лучшую сторону», — отмечает руководитель ООО «Лидер» Сергей Гусев. Он также напоминает о необходимости учета будущих затрат на последующее обслуживание благоустроенных территорий: «это очень важно, потому что позволяет поддерживать нужную атмосферу жилого комплекса».
В масштабе человека
«Все сегодня серьезно озабочены комфортной средой мегаполиса — удобной логистикой, современной инфраструктурой. Мы говорим о том, что город должен быть красивым, и это верно. Но давайте вспомним о конкретных жителях этого города. Все эти ощущения и эмоции — удобство, комфорт, гордость за свой город и любовь к нему — испытывают горожане. А они живут в конкретном доме, в конкретном жилом комплексе, в котором формируются и трансформируются их впечатления и отношение к городу и оценка качества городской среды», — говорит Валерий Федотов.
Такой гуманистический подход постепенно меняет отношение девелоперов к пятну застройки. «Благоустройство — последний этап девелоперского проекта, он очень быстрый, то есть на этой стадии можно показывать изменения. Это поняли все, и уже не стоит разговор, стоит ли вкладываться в благоустройство», — отмечает городской планировщик, руководитель проектного бюро МЛА+, преподаватель Института дизайна и урбанистики ИТМО Яна Голубева.
Вопрос в том, как это благоустройство можно реализовать. И тут участники рынка отмечают еще один тренд — повышение роли архитектурных бюро и студий ландшафтного дизайна, которые превращаются в полноценных участников девелопмента. «Заказчики понимают ценность благоустройства. Если еще десять лет назад они ставили перед ландшафтниками задачу типа «посадите вот тут три елки», то сейчас ландшафтных архитекторов приглашают на самых ранних стадиях проектов», — констатирует Яна Голубева.
Идеальный вариант взаимоотношений ландшафтных архитекторов и девелоперов — это как раз участие первых в проекте еще с этапа «задумки», согласен Валерий Федотов. «В этом случае мы можем формировать идеологию благоустройства, разработав ее так, чтобы человек чувствовал себя дома максимально комфортно», — поясняет он.
«Удачное благоустройство — это прежде всего идея, которая резонирует с окружающим контекстом и аудиторией жителей будущего жилого комплекса. Задача архитектора — понять этот контекст и образ этой аудитории и соединить их в своих решениях. Только тогда может появиться подходящая именно этому конкретному проекту идея благоустройства и станут понятны инструменты ее реализации», — полагает архитектор, генеральный директор ООО «Бюро В» Владислав Валовень.
В итоге это уже не просто двор, а пространство, создающее особую атмосферу и отношение к проекту. «Современный двор — это не про конкретные кусты, деревья и камни, а про состояние, которое человек там переживает. Может ли он ассоциировать это место с собой, и захочет ли он туда возвращаться и там жить, или недвижимость станет для него только коммерческой инвестицией, и он выставит ее на продажу?» — отмечает управляющий партнер L.Buro Петр Лари.
Разработка идеи благоустройства — самый сложный и неоднозначный этап данного процесса, и ряд девелоперов, особенно работающих с проектами застройки больших территорий, предпринимают для этого нестандартные шаги. Например, в структуре GloraХ год назад создана GloraХ Lab, в которую приглашены известные психологи, аллергологи, педиатры, нейробиологи и нейропроектировщики, рассказала Мария Кукса. «Мы решили подойти к вопросу благоустройства с другой стороны и отойти от парадигмы «мы девелоперы, мы знаем, что нужно жителям». Потому что даже сам человек часто не знает, что он хочет видеть в своем дворе для того, чтобы испытывать там ощущение счастья. Поэтому мы целенаправленно собирали команду профессионалов не из среды девелопмента, чтобы она помогала нам делать пространство, в котором человек будет чувствовать себя счастливым», — поясняет она.
Выход в город
Осваивая внутренние пространства, благоустройство постепенно выходит за рамки отдельных проектов. Например, в центральных районах города девелоперы интегрируют создаваемые ими внутренние дворы с окружающей исторической застройкой, добиваясь эффекта синергии. «Девелоперы не только что-то делают в своих внутренних проектах, но и выходят в город. Мы реализуем в самых разных городах России городские проекты: создаем бульвары, площади. Такая разноплановость — правильный тренд. Девелоперы стремятся применять свой опыт так, чтобы создаваемая ими городская среда впоследствии работала на их проекты», — отмечает Яна Голубева.
Этот подход можно встретить в крупнейших мегаполисах и туристических центрах мира, например, в Голландии, Англии, США, говорят участники дискуссии. Есть подобные проекты и в Петербурге. Так, участники дискуссии называют проект апарт-отеля Yes на Социалистической улице и Well на Обводном канале, ЖК BauHouse в Московском районе, благоустроенный участок набережной Карповки, парки 300-летия Санкт-Петербурга и Лахта-центра, ЦПКиО Зеленогорска.
Одним из последних удачных с точки зрения благоустройства участники круглого стола назвали новый городской сад в квартале Hideout между набережной канала Грибоедова и проспектом Римского-Корсакова. «Заказчик хотел создать концептуально новое для Петербурга место. Однако сама локация не простая: рядом здание налоговой, окружающая застройка представлена простыми фасадами, кроме того, проектом предусматривалась парковка на 50 мест. В итоге решили создать двор в концепции «анти-Питер». Остановились на модели «джапанди», смеси японского и скандинавского ландшафта, с использованием геопластики и парящих дорожек. Также смогли визуально состыковаться с находящимся в зоне видимости собором Иоанна Кронштадского», — рассказал Петр Лари.
Креатив в старых рамках
Развитие ландшафтного дизайна оказывает влияние и на архитектуру зданий. «Свобода творчества в области ландшафтной архитектуры в перспективе 10 лет будет способствовать возрождению и выходу на новый этап развития архитектуры зданий. Это особенно актуально для Петербурга, где она испытывает большое давление со стороны культурного наследия не только в визуальном плане, но и в плане огромного числа запретов и ограничений», — полагает руководитель архитектурного бюро ООО «Слои Аркитектс» Валентин Коган.
В создании благоприятной городской среды участвуют не только девелоперы, но и местные власти, согласен генеральный директор инновационно-строительной компании Formula city Юрий Грудин. «В Санкт-Петербурге очень негибкие, инертные правила, и это тормозит появление и реализацию новых архитектурных и ландшафтных проектов. Девелоперы ограничены рамками Генплана, ПЗЗ и 820-м городским законом о границах охранных зон, все эти нормы редко корректируются. Да, мы стремимся, чтобы было красиво и комфортно, но упираемся в непреодолимые ограничения. В результате мы вынуждены ориентироваться на законодательство, а не развивать город в соответствии с запросами жителей, пытаемся уложить новый креатив в старые законы», — объясняет Юрий Грудин.
Еще одна сдерживающая причина — это стоимость элементов благоустройства, в частности, посадочного материала, отмечает сооснователь, генеральный директор культурного пространства «Третье место» Ольга Звагольская.
«При такой богатой флоре нашей страны, казалось бы, что ландшафтный дизайн должен быть не роскошью, а приятной нормой. Но, к сожалению, у нас нет достаточно большого рынка посадочного материала, нельзя вот так просто пойти и купить те или иные виды растений, которые были на референсе твоего архитектора. Особенно сложно с деревьями — крупномерами. В России не сформировался этот рынок, потому что раньше все это покупали у европейских поставщиков из Голландии, Германии, Польши. Сейчас рынок собственного российского посадочного материала активно развивается, и это — хорошо», — объясняет она.
Вопрос поставок крупномеров действительно стоит очень остро, и быстро эта проблема не решится, подтверждает Владислав Валовень. Большое дерево за год не вырастет ни в одном питомнике. Стоит обратиться к послевоенному опыту восстановления городов, когда для их озеленения деревья выкапывали в близлежащих лесах, отметил один из участников дискуссии.
Третья природа
По мнению участников дискуссии, в будущем запрос на благоустройство со стороны горожан лишь усилится, и ответом на него станут «серьезные с точки зрения ландшафтной архитектуры, сложные пространства».
Яна Голубева считает, что сохранит силу тренд на возврат к дикой природе. Это продиктовано как мировыми тенденциями, ярко проявленными в ландшафтной архитектуре, например, Голландии, так и чисто петербургскими особенностями. «Логично ожидать увеличение числа проектов редевелопмента и реновации, особенно в «сером поясе». В ходе его освоения мы вплотную столкнемся с таким явлением, как «третья природа» — с природой, захватившей заброшенные территории. И нам придется учиться с ней работать, причем так, чтобы и ее сохранить, и обеспечить эмоцию удивления от благоустройства у будущих пользователей этих земель», — полагает Яна Голубева.
Ольга Звагольская считает, что must have проектов благоустройства станут элементы современного искусства: паблик-арт проекты, поп-ап инсталляции, художественное оформление общественных пространств, иными словами, все виды вовлечения современных российских художников. «Все чаще культурные пространства и застройщики интегрируют искусство в ландшафтный дизайн — это идеальное сочетание. Созерцание природных элементов успокаивает человека, снимают стресс, а взаимодействие с искусством дарит эмоции, вызывает рефлексию — и это то, в чем нуждается современный житель мегаполиса», — добавляет эксперт.
Однако изменится отношение к ним прежде всего со стороны управляющих компаний: будущее — за friendly-средой, а для ее создания необходимо отменять все запреты «руками не трогать» и «по газонам не ходить», наоборот, стимулировать горожан к коммуникации с элементами благоустройства, уверена Мария Кукса.
Благоустройство будущего — это прежде всего гармоничное сочетание всех элементов проекта и четкое следование концепции жилого дома, полагает Александр Кравцов. В качестве примера такого проекта он приводит один из жилых комплексов своей компании, который изначально планировался как «несемейный». «В нем нет детской площадки. Но ради тех, кому она все-таки понадобится, мы организовали ее на взятом специально для этого соседнем участке. Так мы соблюли интересы абсолютно всех жителей дома», — рассказывает Александр Кравцов.
Но самым важным элементом в проектах благоустройства будущего останется идея. «Очевидно, что девелоперский проект точно выигрывает от инвестиций не только в «квадратные метры», но и в красивый, но утилитарно бесполезный воздух и в декоративные «излишества». Главное, чтобы все это соединялось одной сквозной идеей», — заключает Владислав Валовень.