Развитие цифровых технологий, социальные и культурные изменения трансформируют учебный процесс. Меняется и система обеспечения безопасности в школах. О том, какие инструменты применяются, и что учебным заведениям еще предстоит сделать — в материале РБК Петербург.
Главный приоритет
Вопросы безопасности школ были и остаются в числе приоритетных. Случаи с нападениями на учебные заведения и внутришкольными конфликтами всякий раз подчеркивают их актуальность. «Этот вопрос постоянно должен быть в поле зрения руководства школ и Комитета по образованию. Родители, отправляя ребенка в школу, должны быть уверены, что он там в полной безопасности», — подчеркивал губернатор Петербурга Александр Беглов.
По данным на 2021 год, профессиональной физической охраной были обеспечены 100% петербургских школ. За безопасность детей и взрослых отвечали сотрудники 93 частных охранных предприятий. Кроме того, в 100% школ работали кнопки тревожной сигнализации и ручные либо стационарные металлодетекторы, системы видеонаблюдения и системы контроля доступа.
Безопасность школы включает в себя комплекс мер: обеспечение пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, инженерно-технического оснащения (требования к ограждению территории, установке оконных и дверных проемов, замков специального назначения, контрольно-пропускных пунктов и. т. д.), информационной безопасности, а также мероприятия по противодействию идеологии терроризма и экстремистских проявлений среди несовершеннолетних.
Согласно проекту городского бюджет, в 2024 году на обеспечение системы безопасности социнфраструктуры запланировали выделить 1,7 млрд руб. На эти средства оснастят 454 объекта, среди них — школы, детские сады, больницы, учреждения культуры и спорта. Такие данные приводил ранее вице-губернатор Станислав Казарин.
Техническое оснащение учебных заведений должно отвечать ряду установленных требований. Кроме того, у школ должны быть актуальные паспорта безопасности. Данное правило, как отмечал занимавший ранее пост зампредседателя городского Комитета по образованию Михаил Пучков, установлено постановлением правительства № 1006 от 2019 года. «Наша задача, чтобы рамка металлоискателя была всегда включена, а турникет работал. Это комплексная часть, она работает тогда, когда каждое звено выполняет свои функции и контролируется», — пояснял Михаил Пучков.
Эти документы и реализацию указанных в них положений на практике проверяют на постоянной основе. Техническое обследование комплексных систем обеспечения безопасности проводят каждый месяц.
Безопасность vs скорость
«В школах на сегодняшний день устанавливаются и с каждым годом улучшаются все системы безопасности, — отмечает руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов. — Работают рамки металлодетекторов, видеонаблюдение, сигнализация и реагирование. До «предполетного досмотра», конечно, доходить не нужно, иначе [на входных группах] будет не избежать столпотворение. Да и в принципе это было бы излишне».
Оценку гипотетическому оснащению пропускной системы школ в стиле аэропортов ранее давал и директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев: «Допустим, у нас в школе стоит пропускная система в стиле аэропорта. Какова пропускная способность одного блока, где есть ассистент, наблюдатель и досмотрщик, — допустим, 2 человека в минуту. Школа 10 классов, 5 классов в параллели по 20 человек — это уже 1 тыс. На досмотр через один блок понадобится 500 минут, то есть без малого 10 часов». По мнению специалиста, подобная идея — скорее из области фантастики, и не только в России.
Вместе с тем, как подчеркивает Дмитрий Курдесов, несмотря на достаточность технического оснащения школ и рост качества обеспечения безопасности учебных заведений, важно понимать, что нужно учитывать изменения и не ослабевать контроль в сфере безопасности. «И люди, которые отвечают за безопасность, работают над этим, — говорит Дмитрий Курдесов. — Когда мы говорим о рисках извне, есть, конечно, над чем еще работать, чтобы предотвращать проникновения. Но, повторюсь, на сегодняшний день школы защищены от проникновения третьих лиц».
Усиление базовой системы
Как отметили в пресс-службе Комитета по образованию Санкт-Петербурга, для усиления мер безопасности в школах проводится модернизация и дооснащение комплексными системами обеспечения безопасности, а также замена систем, выработавших свой эксплуатационный ресурс. С 2021 года дооснащение социальных объектов Санкт-Петербурга системами безопасности ведется на основании адресного перечня, формируемого Комитетом по информатизации и связи, уточнили в ведомстве. Исполнительными органами государственной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, подаются заявки для включения в адресный перечень дооснащения системами безопасности в СПб «Городской мониторинговый центр». В 2023 году государственным образовательным учреждениям в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели предусмотрено более 1 млрд. руб.
В 2023 году на цели дооснащения системами безопасности социалиных учреждений предусмотрено более 1 млрд. руб.
Но возможно усиление существующих охранных мер и по инициативе школ. В Петербурге есть такие примеры выхода за рамки базового набора инструментов безопасности. Речь при этом вовсе не идет о предполетном досмотре. Одно из учебных заведений, которые пошли по этому пути — Инженерно-технологическая школа № 777 (ИТШ) Приморского района.
В этой школе действует пропускной режим уже на внешнем периметре. Чтобы попасть на территорию, нужно пройти через пост охраны, а уже в здании школы — снова приложить специальную личную карточку к считывателю. Данные о передвижениях детей сразу отображаются в «электронном дневнике». Но на этом проверка не заканчивается — после этого нужно пройти металлоискатель и прибор автоматической термометрии. Еще один инструмент для повышения уровня безопасности в школе — система распознавания лиц.
Директор ГБОУ «Инженерно-технологическая школа 777» Санкт-Петербурга Вера Князева отмечала ранее, что для внедрения такой системы безопасности потребовалось время, целесообразность такого оснащения сначала приняли не все. Звучала критика, что у родителей нет свободного доступа в школу. «Но только после трагедии в Казани родители осознали, для чего это было сделано. Поэтому важным элементом в построении системы безопасности школы является работа с родителями», — указывала Вера Князева.
Общий вопрос
Диалог с родителями важен не только в контексте оборудования школы, отмечает руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов. Это необходимо в том числе и для того, чтобы снижать и по возможности исключать случаи внутришкольных конфликтов, которые также несут опасность для здоровья и безопасности детей. «Мы с вами должны понимать, что внутришкольные конфликты между детьми ни рамки, ни сигнализация, ни охранник решат. Воспитанием детей должны заниматься социальные педагоги, завучи, классные руководители. Необходим этот треугольник «родители — ребенок — учитель», — говорит Дмитрий Курдесов. — Тогда ребенок будет чувствовать какую-то ответственность и контроль за собой. Ведь по большому счету все конфликты среди детей происходят от своего чувства, ну там какого-то детского чувства ложной безнаказанности».
По оценке председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, на сегодняшний день ни школы, ни учителя совершенно не готовы к противодействию любым формам проявления организованного насилия внутри учебных заведений. «Справедливости ради надо сказать: чаще бывает, что учителя выходят с проблемой на директора, а дальше процесс стопорится. Ровно до тех пор, пока не случится трагедия и она не станет серьезным информационным поводом, который вызовет широкий общественный резонанс», — подчеркивал Кирилл Кабанов.
Систему образования, по его мнению, пора менять с учетом новых вызовов и угроз распространения насилия, и не оставлять школы наедине с этой проблемой. В качестве решения Кабанов указал выстраивание нормальной профилактической работы и системы предотвращения случаев нарушения порядка. «Главное, что все должны знать о неизбежности и суровости наказания», — выразил уверенность эксперт.
Дмитрий Курдесов подчеркивает, что работу с детьми для предотвращения конфликтов и драк должны вести профильные специалисты с психологическим образованием, а не тот или иной учитель. «Есть случаи, когда этим занимается учитель физкультуры или учитель труда, условно говоря, на полставки, потому что у школы нет бюджета содержать штатного специалиста, социального педагога. Получается формальность, а как таковой работы с детьми не происходит, — поясняет руководитель общественного движения «За безопасность». — Поэтому важно выделять финансы и на социальных педагогов, которые смогут помогать с решением проблем детей и будут поддерживать диалог с их родителями».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.