«Тенденция к ранней профориентации набрала хорошую инерцию, если сравнивать с показателями пятилетней давности. Сегодня появилось много федеральных и региональных проектов, способствующих профессиональному самоопределению подростков в узкоспециальном и широком понимании.
Например, мы с командой «Центра опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга» запустили в 2023 году программу для развития проектных навыков для школ и колледжей. Ребята учатся по программам Startup Junior и «Я-Стартап», а педагоги и менеджеры школ и колледжей параллельно с ними учатся запускать проекты. Такие симбиотические программы позволяют запускать у подростков навыки, тренируемые только ролевыми моделями, ведь проще всего научиться на своем опыте. Таким образом мы переходим от классической, «лекционной» модели обучения к практикоориентированной форме передачи навыков и умений.
Например, подростки учатся находить идеи для последующей реализации, вовлекать сверстников и взрослых в свои команды и, используя современный инструментарий проектного управления, доводить свои идеи до реализации. Палитра проектов очень широкая — от благоустройства школьного пространства до IT-стартапов. Параллельно с этим, взрослые менеджеры школ и колледжей привлекают ресурсы в виде грантов или субсидий с регионального и федерального уровней и грамотно управляют этими внешними инвестициями, используя тот же проектный инструментарий. Такое вот «взаимное опыление».
При этом меняется ценность средне-специального образования. Студенты колледжей сегодня нарасхват. Если бы меня спросили — как разумно распорядиться образовательной траекторией в 16 лет, я с уверенностью сказал бы — отправляйте подростка в колледж, заканчивать полное среднее. В школах делать до 11 класса нечего, лучше инвестировать эти два года в получение базовой профессиональной специализации. К изучению доступны почти все профессии и направления. Я не наблюдаю дефицита в образовании, которое дает государство. Могут быть вопросы к качеству и формам, но с точки зрения объема — всего достаточно.
Другой вопрос — выбор самого направления. Мы видим, что запросы работодателей не совсем коррелируют с тем, чему идут учиться. Работодатели почти во всех сферах испытывают кадровый голод в сегменте линейного персонала. Это касается многих сфер — и обслуживания, и строительства, и гостеприимства — не хватает рабочих рук, и рынок готов поглотить почти все, что ему предлагают. Но школьники не всегда понимают, куда идти, для этого и нужна профориентация. Когда выбор сделан, обучение пройдено, но каких-то навыков не хватает, дополучить их можно уже за счет услуг частного сервиса. Но как я уже говорил, эффективна только практика в реальном рынке. Именно этот критерий также будет показателем эффективности обучения.
В будущем, на мой взгляд, мы увидим больше работодателей в сфере образования. Если сначала эта тенденция была видна только на уровне крупного бизнеса, то сейчас мы наблюдаем качественный перелом в сторону среднего и малого бизнеса. Кадры добывать все труднее и труднее, поэтому модели наставничества, практики на предприятиях с последующим трудоустройством будут расти по экспоненте. К примеру, студенты колледжей, уже на этапе обучения становятся лидерами франшизных модулей в сфере автомеханики, общественного питания или торговли. Так, колледж «Локон» выпускает уже готовые команды для салонов красоты, куда могут входить управленец, маркетолог и команда исполнителей. Этот подход экстраполируется и на другие учебные заведения».
Центр опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга (ЦОПП) — это площадка-агрегатор образовательных ресурсов региона, оказывающая содействие в подготовке кадров, поиске оптимальных условий обучения, в подборе места обучения и преподавателей, а также в обеспечении логистики и оценке качества подготовки.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.