От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Задача — сделать так, чтобы непопулярных школ в Петербурге не было»

Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург
Фото: Юлия Лисняк/РБК Петербург
Вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина — о ранней профориентации, ликвидации дефицита школ и об управлении «социальным лифтом»

Летом 2023 года уровень кадрового дефицита в промышленности установил новый рекорд. На нехватку работников жаловались 42% предприятий. Как подсчитали в лаборатории конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Гайдара, это максимальный показатель с 1996 года. Одной из причин эксперты называют непрестижность рабочих специальностей. В Петербурге для решения кадрового вопроса в школах создаются профессиональные лаборатории, которые дают возможность школьникам попробовать себя в разных специальностях — от генетика, биолога, морского исследователя до конструктора. Колледжи тем временем активно выстраивают работу с предприятиями промышленности. Впрочем, ранняя профориентация — далеко не единственная задача в фокусе городских властей. По-прежнему актуальна нехватка мест для первоклассников в густонаселенных кварталах и слабая инфраструктура отдельных школ. Как Северная столица решает эти задачи и как будет меняться система образования — в интервью РБК Петербург рассказала вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина.

Как ускорить «социальный лифт»

— Какие задачи стоят перед правительством Петербурга в сфере образования на текущий год?

Одна из основных задач, которую сейчас решает город, — в максимально короткие сроки ликвидировать дефицит мест в школах и детских садах. Вторая задача, не менее сложная, — решить не только количественный, но и качественный запрос на образование.

Совершенно отдельная задача, над которой мы работаем уже третий год, это предпрофессиональная подготовка. Большинство родителей рассматривают школу не только как место, где ребенку хорошо здесь и сейчас, а как социальный лифт, который позволит ему быть успешным, когда он вырастет. И эта будущая успешность формируется в школе.

— Как этого можно достичь?

— В 2021 году мы начали создавать в городе предпрофессиональные лаборатории. И это не просто качественные лаборатории физики или биологии — это именно лаборатории, ориентированные на востребованные профессии: генетики, робототехники, энергетики. Там и старшеклассники делают большие «взрослые» исследования, и первоклассники вовлечены в исследовательскую работу. Малыши, например, изучают аквакультуру, а не просто кормят рыбок. У ребенка, который живет в такой богатой, с точки зрения образования, среде, другие стартовые условия в профессии. Увлеченность рождается, когда ты что-то делаешь руками. Наша задача, чтобы таких школ в городе было не 154, как сегодня, а хотя бы половина. Пусть сами лаборатории будут не очень большими, но доступ к ним должны получить большинство детей.

— Как сегодня выстроен процесс взаимодействия школ и предприятий?

154 школы выиграли лаборатории в рамках грантового конкурса. Но податься на этот конкурс можно было только вместе с партнером. Самостоятельно школа вряд ли сможет организовать полноценную работу лаборатории генетики, например. Чаще всего со школой взаимодействуют сразу несколько партнеров — вузы, предприятия, колледжи в соответствии с выбранным профилем.

— Как школа выбирает профиль?

— У кого-то выстроены дружеские отношения с Политехом и «Алмаз-Антеем», у кого-то — с медицинскими вузами и каким-то медицинским центром. Например, школа дружит с Корабелкой [Санкт-Петербургский государственный морской технический университет – ред.]. Они вместе проработали образовательную программу, выбрали необходимое оборудование. Университетские преподаватели активно принимают участие в дополнительных занятиях, школьники приезжают на уроки прямо в вуз. Партнеры очень активно встроены в образовательный процесс. Мы поддерживаем школы, которые открывают двери для преподавателей из колледжей, вузов и предприятий.

— Сами предприятия охотно идут в школы? Много ли у городских школ таких партнеров?

— Таких компаний в городе уже больше сотни, и еще около 30 вузов. Есть школы, которые работают совместно с «Ростелекомом», «Яндексом», они обустроили ИТ-классы. «Россети Ленэнерго» открыли в этом году несколько энерго-классов. «Биокад», РЖД и «Геоскан» выступают партнерами сразу нескольких школ.

— Как город обосновывает необходимость открытия профильных классов?

— Сегодня структура экономики нашей страны существенно меняется. Технологическая независимость — это когда корабли, самолеты, лекарства, станки мы умеем делать сами. Для этого нужны инженеры и конструкторы, которые будут создавать прорывные решения. А еще нужны квалифицированные рабочие кадры, которые обеспечат выпуск соответствующей продукции. Коллеги из промышленного блока просят нас увеличить количество бюджетных мест по некоторым рабочим специальностям в колледжах в четыре раза! Значит важно детям еще в школе рассказывать и показывать, какие бывают рабочие профессии, дать им возможность себя в них попробовать. Сегодня, например, в педагогическом колледже 12 человек на место, в медицинском — 10, а на рабочие профессии — по два человека на место, потому что они не так популярны. Но при этом сами рабочие профессии сегодня совсем не такие, как были еще 10-20 лет назад. Это и беспилотные системы, и аддитивные технологии.

Мы понимаем, что корабли, самолеты, лекарства и станки должны делать сами. Для этого нужны инженеры и конструкторы, которые будут создавать прорывные решения. 

— Ранее власти Петербурга анонсировали открытие образовательного полигона. Что это за проект и какова его судьба?

— Чтобы кратно увеличить подготовку рабочих кадров, нужны дополнительные площади, оборудование, мастера производственного обучения. Возможности наших колледжей по расширению приема уже исчерпаны. Новый суперколледж, который уже проектируется и начнет строиться в следующем году, откроется не раньше 2026 года. А квалифицированные кадры нужны уже сейчас. Единственный вариант нарастить объемы подготовки — создавать образовательные полигоны прямо на площадях предприятий. Мы прорабатываем такую возможность с нашими промышленными гигантами: с Петербургским тракторным заводом, Объединенной судостроительной корпорацией. Петербургские предприятия готовы выделять по 3-5 тыс. метров — под образовательный полигон, чтобы туда могли приходить на производственную практику студенты разных колледжей.

Новые школы и проблемные районы

— Как бы вы оценили дефицит школ в шаговой доступности с учетом ввода новых объектов в этом году? Когда и как удастся закрыть нехватку мест?

— Уже в 2024 году город выходит в решении этого вопроса на финишную прямую. В 2019 году Петербургу не хватало примерно 100 школ и 200 детских садов. За 4 года было построено и введено 68 школ и 164 детских сада. Только в этом году начали работать 24 новых школы. Это абсолютный рекорд — так много школ в один год не открывалось никогда. 22 новые школы приняли петербургских школьников 1 сентября, еще две были введены в первом полугодии. Вместе они дают более 20 тыс. новых мест. А всего система образования получила с 2019 года 60 тысяч новых школьных мест.

— А что дальше?

— С 2025 года строительство образовательных объектов будет вестись в плановом режиме. Сдается новый квартал — и одновременно с ним сдаются в соответствии с нормативами школы и детские сады. При этом за четыре года мы сформировали в Петербурге золотой стандарт качества петербургской школы.

— Поясните, что входит в этот стандарт?

— Практически у каждой новой школы — два бассейна, несколько высококлассных спортивных залов, большой актовый или театральный зал, оборудованный современной техникой. В районе традиционной застройки создать такую школу непросто. Но если территория позволяет, то и в центральных районах города строим школы нового стандарта. 1 сентября такие школы появились в Петроградском и Адмиралтейском районах. В последние два года мы не только рекордно строим, но и ремонтируем — чтобы золотой стандарт приходил и в школы, построенные давно.

— И все-таки, возвращаясь к дефициту школ, сейчас он в городе не закрыт. Каких районов города он касается?

— Не закрыт пока дефицит в районах самой интенсивной застройки — Приморском, Красносельском, остаются отдельные кварталы в Невском, Выборгском. Но даже сейчас этот дефицит остается в отдельных микрорайонах, а иногда и в отдельных кварталах. Основная задача — обеспечить шаговую доступность для начальной школы. Родителям первоклашек важно, чтобы школа была максимально близко к дому. По количеству заявлений в конфликтную комиссию этим летом уже четко видно, что проблема решается.

Основная задача сейчас — обеспечить шаговую доступность для начальной школы.

— Летом в СМИ активно освещали очередь в конфликтную комиссию Приморского района, которая достигала 200 человек…

— Если из потребности в 100 школ построено 68, очевидно, что вопрос пока решен не во всех районах.

Большая школа с большими возможностями

— Вы говорили, что помимо количественного вопроса с нехваткой школ, решаете вопрос качества. Что вы имели в виду?

— Есть школы, в которых набрали 15 первых классов и очередь стоит, а есть школы, в которых всего два первых класса, и даже они не укомплектованы полностью. То есть, какие-то школы у родителей популярны, а какие-то нет. Наша задача, чтобы непопулярных школ в Петербурге не было. Все школы должны давать хорошее качественное образование.

Наша задача сделать так, чтобы непопулярных школ в Петербурге не было.

— Как происходит процесс укрупнения?

— Самый яркий пример — 56 Академическая гимназия, с которой и началось создание школьных комплексов. В нее выстраивались очереди — а в соседнюю нет, хотя вроде бы школы почти одинаковые. Сначала к 56 гимназии одну школу присоединили, чтобы удовлетворить запрос родителей, потом другую — сейчас там учится больше 3 тыс. детей. И такие примеры стали появляться в разных районах города. Если есть сильная школа, сильный директор — есть смысл расширить их возможности. Сегодня в Петербурге больше 120 школьных комплексов: в каком-то 5-6 зданий, в каком-то 2-3.

— Можно сказать, что цель укрупнения — подтянуть слабые школы?

— Скорее, дать больше простора сильной школе. Приведу такую аналогию — большая школа отличается от маленькой так же, как мегаполис от небольшого городка. В большой школе, если десять классов в параллели, один можно сделать инженерным, другой химико-биологическим, третий педагогическим и так далее. В ней есть возможности для полноценного дополнительного образования. Школьному комплексу проще реализовать «школу полного дня», на которую сейчас большой запрос. Потому что для этого есть инфраструктура.

— Есть ли родители и педагоги, которые выступают против объединения школ?

— Один из петербургских педагогов говорил мне: «2000 детей — это завод. Я даже не запомню, как зовут моих коллег, а уж тем более детей». К школе, где работает этот учитель, недавно присоединили только что построенное современное здание — соответственно, масштаб вырос сразу более чем в два раза. Недавно побывала в этой школе: таким счастливым я своего коллегу раньше не видела — столько новых возможностей появилось. Можно сопротивляться чему-то новому и непривычному. Но практика показывает: большие школы радуют и педагогов, и родителей.

— Что происходит с руководством школы, которую присоединяют?

— По-разному бывает. Бывает, что в момент присоединения у образовательного учреждения нет директора. В других случаях директор остается в своем же здании, но, например, на позиции завуча. У нас большой запрос на педагогические кадры — мы к ним относимся крайне бережно. И при любой реорганизации стараемся найти решение, которое всем идет на пользу.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Компетенция «Мы увидим больше работодателей в сфере образования»
Содержание
Закрыть