Три года назад в Санкт-Петербурге стартовал проект «Цифровая образовательная среда». За это время высокотехнологичное оборудование уже получили более 650 школ и колледжей, к началу нового учебного года это количество увеличится еще на 10%, отмечают в Комитете по образовнаию Смольного. Параллельно на базе школ открываются высокотехнологичные лаборатории, которые позволяют учащимся получать первые профессиональные компетенции. Что такое цифровая образовательная среда с точки зрения школьника и педагога и в чем преимущества обучения в «цифровой школе» — в материале РБК Петербург.
Передовая среда
В 2018 году в России был разработан нацпроект «Образование», одной из составляющих которого стал федеральный проект «Цифровая образовательная среда», стартовавший по всей стране 1 января 2019 года. Его цель — к 2024 году создать в образовательных организациях современную и доступную цифровую образовательную среду и оптимизировать школьное образование. В процесс обучения должны быть внедрены новейшие технологии, что, однако, не предполагает отказа от традиционной «офлайновой» классно-урочной системы и треугольника школа-ребенок-родители.
Цифровизация образования неизбежна, она продиктована самой жизнью и ее реалиями — современные школьники живут в цифровой реальности. «Но есть также и вечные «аналоговые» ценности, которые цифровая среда воспитать не сможет, например, уверенность в собственных силах или навыки работы в коллективе. Поэтому цифровая среда должна быть одним из многих инструментов образования, но никак не единственным», — уверена директор ГБНОУ «Академия талантов Санкт-Петербурга» Ингрид Пильдес.
В итоге классическая школа и система образования остаются фундаментом для формирования общества, а его базовые ценности закладываются в школе педагогом-наставником, уверена эксперт. А цифровизация — это технологии, которые поддерживают учителей и преподавателей, а не заменяют их, поясняет CPO образовательной платформы «Учи.ру» Константин Турчанников.
«С активным развитием нейросетей и чат-ботов все чаще поднимается вопрос о том, что искусственный интеллект может заменить живых специалистов. Однако переживать не стоит: несмотря на множество преимуществ онлайн-образования, доказано, что процесс обучения наиболее эффективен в смешанном формате», — уточняет Турчанников.
Много гаджетов
В состав цифровой образовательной среды входит несколько компонентов. Это комплекс образовательных информационных ресурсов, в том числе электронных, материально-техническая база — компьютеры, средства связи и другое информационно-комммуникационное оборудование, а также педагогические технологии, с помощью которых и происходит обучение в современной образовательной среде.
Сам состав и количество оборудования, входящего в комплект для оснащения школ определяется методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ. Так, в него вошли: ноутбуки, МФУ, интерактивные комплексы, тележки для зарядки ноутбуков, телевизоры с функцией Смарт-ТВ, видеокамеры — рассказали РБК Петербург в Комитете по образованию Санкт-Петербурга. Гаджетами в рамках федерального проекта оснащаются школы и организации среднего профессионального образования, а также создаваемые центры цифрового образования детей.
По данным Комитета по образованию, в 2019-2022 годах на эти цели в Петербурге было выделено 1,8 млрд руб., включая средства федеральной субсидии, в 2023 году — 224 млн руб. На эти деньги будут оснащены 46 школ и создано 4 центра цифрового образования детей. «По состоянию на 1 июля 2023 года оборудованием для внедрения цифровой образовательной среды оснащено 665 школ и колледжей Санкт-Петербурга, к 1 сентября 2023 года это число вырастет до 712 образовательных организаций», — отметили в пресс-службе.
Основное предназначение оборудования — создать условия в школах и колледжах для использования в образовательной деятельности всех возможностей ФГИС «Моя школа», уточнили в Комитете. Как с ним работать, педагогических работников учат по методикам, разработанным Минпросвещения, Федеральным институтом цифровой трансформации образования (ФИЦТО), а также Академией Минпросвещения.
Однако формирование цифровой образовательной среды не должно ограничиваться лишь установкой техники и обучением. «Цифровая среда и цифровые компетенции — это не только наличие в школе компьютерного класса. Цифровая образовательная среда обеспечивает более глобальный уровень погружения, вовлечения и взаимодействия ученика и учителя. Коммуникативная, информационная, медиакомпетентность, умение использовать функционал соцсетей также приобретаются в цифровой среде», — поясняет Ингрид Пильдес.
Шаг в профессию
Благодаря проекту «Цифровая образовательная среда» с 2021 года петербургские школьники также получают возможность познакомиться с профессиями и специальностями. Этому способствуют создаваемые на базе школ предпрофессиональные классы и высокотехнологичные учебные лаборатории. С 2021 года в Санкт-Петербурге на эти цели выделено 2,5 млрд руб., что позволило открыть на базе 154 школ Санкт-Петербурга 240 лабораторий по различным направлениям. Наиболее востребованными у школьников города, по данным петербургского Комитета по образованию, являются гуманитарно-технологическое, инженерное, химико-биологическое, медицинское, и педагогическое направления, сфера IT и цифровых систем, Курчатовские классы, кадетские и медиаклассы.
«Дети, которые включены в процессы высокотехнологичных разработок, как правило, впоследствии более успешны как в вопросах поступления в вуз, так и в профессии, — отмечет Ингрид Пильдес. - Они, в отличие от сверстников, уже понимают свою ближайшую зону развития и более спокойны за свое будущее, так как у них уже сформированы как базовые профессиональные, так и цифровые компетенции».
Эксперт приводит в пример школьников, обучающихся в медиклассах: «Не все, кто развивает медиакомпетентность, впоследствии выбирают журналистику. Многие становятся дизайнерами — это тоже медиакомпетенция. Им проще в проектной деятельности, ведь алгоритм написания статьи и разработки проекта один и тот же: выбор темы, осознание ее актуальности, сбор информации, доказательства своего предположения. Навыки те же, а продукт совсем другой».
Индивидуальная траектория
Внедрение современных цифровых технологий позволяет индивидуализировать процесс образования, уверены эксперты. С помощью цифровых технологий учителя могут создавать персонализированные программы обучения, учитывая уровень знаний и потребности учеников, подчеркивает Константин Турчанников.
Цифровые технологии позволяют обучающемуся выстроить свой образовательный маршрут максимально индивидуально, согласна Ингрид Пильдес. «Как правило, речь идет о дополнительных образовательных программах, своего рода надстройке над тем базисом, который дает ребенку общеобразовательная школа. Благодаря возможностям цифровой среды школьник учится искать нужную информацию, анализировать ее», — поясняет она.
Распространение цифровых сервисов в данном случае «на руку» и педагогам, указывает Константин Турчанников. «Образовательные цифровые платформы используют системы, призванные снизить когнитивные нагрузки на учителей. Боты на базе ИИ теперь помогают педагогам в разработке уроков, оценке и выставлении оценок за задания», — говорит он. В качестве примера эксперт приводит популярный у педагогов сервис «Якласс», который автоматически проверяет домашние задания и составляет отчеты об успеваемости школьников. И таких инструментов будет появляться все больше.
Продолжится и техническое переоснащение школ. Несмотря на то, что все плановые значения в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» будут достигнуты в Санкт-Петербурге уже в начале нового учебного года, цифровая трансформация системы образования на этом не остановится, заявляют в городском Комитете по образованию. Ее направления определяются федеральной повесткой, а также экономическими особенностями Санкт-Петербурга, поясняют чиновники. Так, в наступающем 2023/2024 учебном году в семи школах, находящихся в ведении администраций районов города, будет продолжена реализация проекта по открытию профильных предпрофессиональных классов для обучающихся 10-11 классов по направлению «Инженерные судостроительные классы» с углубленным изучением физики и математики.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.