Последние годы рынок ландшафтного дизайна переживает изменения, обусловленные в первую очередь запросами клиентов. Покупатель загородной недвижимости становится более взыскательным к тому, что видит за окном, и вместе с тем не хочет тратить лишнее время и деньги на уход за садом. О том, чем живет сфера ландшафтного дизайна сейчас, и как его игроки готовы реагировать на новые вызовы, обсудили участники дискуссии РБК Петербург.
Типизация vs индивидуализация
За последние месяцы внушительное количество состоятельных клиентов покинули Россию. Но те, кто остались, хотят обустроить быт внутри страны на том уровне, к которому привыкли за границей, а это автоматически повышает уровень их требований, говорит гендиректор и управляющий партнер ландшафтной студии L.BURO Валерий Федотов.
Во втором квартале 2022 г. в Санкт-Петербурге и Ленобласти было продано 1900 коттеджей, что на 34% меньше показателя первого квартала. Эти данные подтверждают сокращение спроса, с одной стороны, с другой — Федотов констатирует, что все чаще клиент хочет видеть готовые решения как в части недвижимости, так и ее ландшафта.
«Поэтому мы здесь и продолжаем работать несмотря на то, что запрос клиента стал взыскательнее, а реализовывать его стало сложнее. Логистические цепочки нарушены, на рынке есть сложности с поставкой растений, систем автополива и других систем и материалов, но несмотря на это, мы по-прежнему держим качество проектов на высоком уровне», — подчеркивает Валерий Федотов.
Говоря о трендах, которые сложились в премиальном сегменте загородного рынка и влияют на ландшафтный дизайн, главный архитектор L.BURO Петр Лари отметил:
«Мы видим, как поменялась архитектура, она тяготеет к открытости в экстерьере, в ней много стекла. Это увеличивает требования к тому, что создано за окном. Поэтому архитекторы часто подключаются и работают с нами, еще только создавая проект будущего дома, на стадии первых переговоров с клиентом. Вопросы посадки дома, уместности сохранения растительности на участке — все это поводы к обсуждению еще на уровне формирования ТЗ от клиента к архитектору и ландшафтному архитектору», — говорит Петр Лари.
Руководитель бюро AN-Design Алеся Нестяк, напротив, отмечает стремление многих клиентов премиального сегмента к типизации. Они покупают дома, созданные по типовому проекту, которые потом нужно апрегрейдить, в том числе и для того, чтобы создать там сады, пояснила она.
«В коттеджных поселках абсолютно идентичные дома, это отсутствие индивидуализации. Это готовый продукт, клиенты действительно готовы его приобретать, готовы платить за него огромные деньги», — подчеркивает Алеся Нестяк.
По мнению бренд-куратора корпорации «Русь» Светланы Невелевой, клиенты стремятся к типизации, стараясь избежать в будущем стихийности и разношерстности застройки. Это более рациональный вариант, даже если он будет без особой фантазии, для сохранения рыночной стоимости объекта и прогнозируемого внешнего вида готовой для проживания среды.
«Как правило, покупка загородной недвижимости — эмоциональная, она крайне редко хладнокровно продумана. Поэтому те люди, которые либо уже совершали эти ошибки, либо не хотят их делать — выбирают готовые решения», — считает Светлана Невелева. Вместе с тем, девелоперам, по ее словам, стоит искать баланс, чтобы предлагать потребителю не одинаковое, а созвучное и сочетаемое — тогда в результате получится не «шанхай» и не «военный городок», как крайности, а архитектурный ансамбль.
Нехватка синергии
Хотя рынок готов отвечать на возросшие требования клиентов, есть большой диссонанс между архитектурой индивидуального дома и качеством среды вокруг здания, убежден Петр Лари. По его мнению, причина дисгармонии кроется в отсутствии обсуждения проектов с другими экспертами, например, с дендрологом, который сможет более глубоко рассмотреть участок и еще на начальном этапе оценить, переживут ли стройку существующие деревья. С этим согласился архитектор Дмитрий Мудроголенко. По его мнению, на загородных участниках дендролог и геодезист должны быть первыми, кто приезжают на объект с архитектором.
«Чтобы понять, что рубить — что не рубить? Инженерка, ландшафт и архитектура в загородном строительстве, конечно, два сапога пара. Одно без другое представить вообще невозможно», — подчеркивает эксперт.
Девелоперы не всегда прибегают к помощи ландшафтных бюро, хотя такая связка необходима, отметила Светлана Невелева. Она указала на случаи, когда после покупки участка встает необходимость подсыпки грунта, но при этом не учитывается риск нанести вред деревьям, растущим на территории.
«Если мы берем какой-то уникальный природный массив, задача девелопера сберечь то, что есть. Но потом приходят клиенты, и начинаются удивительные вещи. Конкретный кейс — человек покупает участок, где стоят порядка 60 сосен, начинает строительство, прокладывает сети, теряет часть сосен, дальше он сам решает, что остальные тоже попадают, и не советуясь ни с кем из специалистов практически под покровом ночи спиливает их», — рассказывает она.
По словам Валерия Федотова, архитектор и ландшафтный дизайнер, безусловно, должны создавать продукты одинакового уровня и в одной стилистике. Это принцип преемственности, которого придерживается в работе их студия. Обычная практика L.BURO — получение проектов именно по рекомендации, их объем составляет более 70% заказов, подчеркнул он.
Запрос на практичный сад и разработка новых стандартов
По словам Петра Лари, в последние годы запросы клиентов все чаще звучат как «хочу лес», «сад, требующий минимального ухода, и чтобы был практичный и технологичный». Ответом на это стала популярность природных садов, но с четким функциональным зонированием и учетом всего необходимого для комфортной жизни», — пояснил специалист.
«Авторский ответ нашей студии — Скандинавские сады. Мы подходим к созданию такого сада максимально рационально. Ключевое, чем мы руководствуемся, — как человек хочет ощущать себя в саду? Какое времяпрепровождение близко ему и его семье? На начальном этапе изучаем территорию, смотрим на почву, на окружающую застройку, понимаем, какая здесь экология. Определяем функциональное зонирование и планируем логистику на участке. Далее наступает этап закладки дизайн-кода, это уже напрямую тандем с архитектором, продолжение тех идей, которые он заложил в архитектуру», — говорит Петр Лари.
По мнению архитектора Игоря Гурова, для дальнейшего развития концепции Скандинавского сада требуется разработка стандарта.
«Вся мировая архитектура так и развивается. Вырабатывается определенный стандарт, который захватывает рынок, и уже в рамках этого стандарта развивается нечто индивидуальное. А что такое отработанный стандарт? В стандарте должны быть понятные пункты», — поясняет Игорь Гуров.
Валерий Федотов в ответ заметил, что L.BURO ведет такую работу. Сам термин «скандинавские сады» в бюро придумали 2,5 года назад, затем шла углубленная проработка этой темы. А буквально месяц назад бюро получило соответствующее свидетельство о регистрации товарного знака в России.
Гендиректор группы компаний «Зеленая стрела» Дмитрий Баранов отметил, что развитие российской ландшафтной отрасли соответствует европейскому пути. В перспективе на рынке будут оставаться только компании, которые нашли свой авторский стиль, и работают в определенном стиле.
«Либо это будут компании, которые разрабатывают свои простые стандарты, как конструктор Lego, и будут по ним выполнять проект. Такие наборы, кубики-конструкторы. Это будет перспективно. А мелкие компании, которые будут искать путь на рынке, чтобы заработать, если они не дотянутся до премиального уровня L.BURO, скорее всего, растворятся в небытие или смогут найти какой-то заход в город, в работу с девелоперами городскими и девелоперами, которые застраивают коттеджные поселки. Рынок будет меняться и будет меняться серьезно», — говорит Дмитрий Баранов.
Валерий Федотов в заключение отметил еще один тренд. По его словам, их бюро столкнулось с тем, что в компанию все чаще стали приходить потенциальные клиенты еще до того, как они пришли к архитекторам. Этот тренд усиливается, и в нем есть потенциал для партнерств, заключил Валерий Федотов.