Госдума отклонила во втором чтении законопроект о едином операторе цифровых рекламных конструкций. По мнению петербургских экспертов, инициатива ставила под угрозу не только существование рынка наружной рекламы, но и культурное наследие города. После многочисленных обсуждений и консультаций против инициативы проголосовали члены всех фракций.
Угроза рынку
Законопроект предполагал передать цифровую наружную рекламу, рекламные конструкции и объявления частных лиц в руки одной компании — единого оператора. Автор инициативы, депутат «Единой России» Артем Кирьянов, предлагал таким образом нивелировать последствия введенных против России санкций, защитить национальные интересы страны и избежать распространения фейков на фоне угрозы кибератак и хулиганства.
Однако бизнес увидел в этом не возможность защиты, а угрозу всему рынку в целом. «Если бы закон был принят, рынка наружной рекламы больше не существовало бы в том виде, который есть сейчас. Все остальные компании, помимо единого оператора, прекратили бы свое существование, поскольку самый развивающийся сегмент в наружной рекламе сегодня — цифровая реклама. Например, в формате 3х6 доля цифровой рекламы уже превышает 50%. Как следствие, прекратились бы налоговые поступления компаний в бюджет Петербурга, люди потеряли бы рабочие места», — отметил гендиректор компании «Реклама-Центр» Максим Черняк.
Петербургский аспект
Помимо бизнеса, законопроект мог нанести ущерб культурному наследию регионов, полагают эксперты — из единого центра невозможно учесть всю местную специфику. Как напомнил депутат Госдумы от Петербурга Михаил Романов, в Северной столице далеко не везде разрешено размещение рекламных конструкций — в центральной части города много исторических памятников и охраняемых законом панорам, которые запрещено заслонять рекламой. «Многочисленные консультации и общественные слушания с участием экспертов, профессионалов рынка, экономистов и правоведов, сначала заставили парламент приостановить рассмотрение законопроекта, а затем — принять решение о его отклонении», — сказал депутат.
Исполнительная власть Петербурга также поддержала отмену законопроекта. «Этот шаг позволит сохранить тысячи рабочих мест, налоговые поступления в бюджет и высокую конкуренцию на рынке. Все эти факторы создадут условия для его активного роста, развития и технологического совершенствования», — подчеркнул председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Владимир Рябовол.
Глава комитета отдельно отметил роль Петербурга в принятии этого решения. «Обращения бизнес сообщества, депутатского корпуса Санкт-Петербурга получили правовую оценку и были поддержаны Губернатором города. В конечном итоге — решение стало хорошим примером открытого и честного взаимодействия власти и бизнеса, не на словах, а на деле демонстрирующим усилия, направленные на поддержку экономики субъектов РФ на самом высоком уровне государственной власти», — сказал Рябовол.
История вопроса
Спорный законопроект был внесен в Госдуму в июле. Он был принят в первом чтении, однако вызвал целый ряд возражений как у бизнеса, так и у государственных органов: ФАС, Минцифры, МВД. Так, ФАС отмечала противоречия инициативы антимонопольному законодательству, а МВД (как сообщал Михаил Романов по итогам консультаций с ведомством) — нарушение ГОСТов по безопасности дорожного движения.
Законопроект был передан на рассмотрение совета Госдумы. В течение месяца после принятия в первом чтении заинтересованные ведомства должны были предложить свои поправки, однако этот срок несколько раз переносился.
В августе в распоряжении РБК оказался проект поправок ФАС, в котором ведомство предлагало отказаться от понятия «единый оператор цифровых конструкций», а также вывести из-под регулирования онлайн-классифайды, социальные сети и другие интернет-сервисы, где может распространяться реклама.
Осенью, по данным источника «Ведомостей», документ велели «вынести быстрее на второе чтение, чтобы отклонить». Второе чтение состоялось 8 ноября. «По мнению всех фракций, законопроект должен быть отклонен», — заявил по итогам рассмотрения председатель ГД Вячеслав Володин.