С начала 2022 года рынок страхования несколько раз пересматривал прогнозы — от падения до роста в 20% по отдельным сегментам. В интервью РБК+ Петербург генеральный директор страховой компании «Капитал-полис» Алексей Кузнецов рассказал о главных тенденциях и ожиданиях рынка 2022 года, рисках сокращения социальных расходов и ДМС для бизнеса в текущих условиях и о новом тренде на рынке автострахования.
Осторожный рост
— Как бы вы охарактеризовали состояние рынка на текущий момент?
— Пока рынок страхования чувствует себя неплохо. Анализ данных ЦБ за первое полугодие показывает, что добровольное страхование в целом практически не выросло в деньгах, КАСКО выросло на 15,2% в Петербурге. Некоторые виды имущественного страхования подросли на 20%. В общем и целом ситуация пока более-менее стабильная.
— Ожидаете ли вы роста сборов в сегменте автострахования?
— В целом, рынок автострахования вырос. Но этот рост связан с инфляцией. Анализ нашего портфеля показывает, что КАСКО выросло за 9 месяцев на 32%. В тоже время по количеству застрахованных автомобилей мы остались практически на том же уровне. Так что инфляционная составляющая имеет здесь большое значение.
— В марте вы говорили, что цена на КАСКО будет увеличиваться в связи с дефицитом деталей, что сейчас происходит?
— Автомобили дорожают, а значит, люди хотят застраховать их на большую сумму, чем раньше. В связи с этим растет и страховая премия. В количественном выражении рынок сейчас не растет или растет очень медленно, хотя это уже неплохо. Мы предполагали, что он может начать падать. Ведь главная проблема сегодня даже не в том, что стоимость некоторых запчастей выросла на сотни процентов. Проблема в том, что их нет на рынке или ждать нужно месяцами. В этом случае разумно купить страховку, чтобы не оставаться один на один с проблемой, если случится ДТП.
Спрос на годные остатки
— Как наличие КАСКО может повлиять на время ожидания ремонта?
— Есть такой термин «годные остатки». У автомобиля в случае ДТП не все приходит в негодность, есть некоторые детали, которые можно использовать повторно. Сегодня идет полемика: кто-то говорит, что б/у детали не должны использовать ни в коем случае, что это очень плохо. Однако очень многие детали, такие как кузовные элементы или детали салона, вполне можно использовать.
Мне кажется, к этому вопросу нашим потребителям стоит относиться проще. Если предлагается вариант, который не ухудшает ситуацию и позволяет быстро отремонтировать авто, на это сегодня можно пойти.
— Каким образом регламентируется вторичное использование?
— В моем понимании, это можно внедрять уже сейчас. Принцип «годных остатков» существовал всегда. А сегодня, когда огромное количество деталей выбрасывается на помойку, засоряя окружающую среду, не лучше ли их использовать на дело?
— Сколько средств это могло бы сэкономить? Есть ли какие-то расчеты?
— Естественно, цена такой запчасти будет существенно ниже. Но, на мой взгляд, значимым фактором является еще и время. Если вы попали в ДТП и не можете отремонтировать машину полгода, ждете запчастей и ничего с этим сделать не можете, более разумно использовать б/у детали, которые уже есть в наличии.
ДМС и грузы
— Как сегодня обстоят дела с сегментом страхования грузов, который вы развиваете?
— Услуга достаточно востребована. Страховая премия в нашей компании за 9 месяцев немного просела, но это не критично. Объем страхования примерно на том же уровне, что и в прошлом году. Сегодня грузовые потоки переориентировались с запада на восток, с Европы на Азию, но сами грузы как шли, так и идут. Их нужно страховать.
— Растет ли стоимость такой страховки?
— Остается на том же уровне.
— Поговорим о рынке ДМС. По данным Центробанка, в первом полугодии рынок ДМС в России вырос на 10,1%. На ваш взгляд, насколько это ожидаемые результаты и какие факторы влияют на отрасль?
— Если говорить о Петербурге, то рост составил 8,8%, это немного ниже, чем в целом по стране. Но результат достаточно неожиданный на фоне массового оттока IT-компаний и иностранных предпринимателей в начале года. Все это должно было повлиять на рынок, но в деньгах мы видим, что не только не повлияло, но и страховые премии выросли. Во многом здесь сказался рост цен на медицинские услуги.
— Какой прогноз строите до конца года?
— Если рынок ДМС вырастет на 10% по итогам года, я считаю, что это будет неплохой результат. Сегодня рост цен на медуслуги составляет от 10 до 20%. Это тенденция, с которой мы ничего не можем сделать. В начале года мы вели активную работу с партнерами и медицинскими учреждениями, призывали не поднимать цены. В целом, это получилось — резкого скачка не произошло, но ползучая инфляция к концу года заметна.
— Ушли иностранные компании, российские постепенно начинают резать бюджеты и экономить. Как оцениваете перспективы сегмента ДМС?
— Пока оттока количества застрахованных нет. Это для нас большая радость. Кроме того, рынок труда — это рынок соискателя. А последние события и релокация привели к тому, что рынок труда сузился еще сильнее. В этой ситуации специалисты высокого уровня становятся на вес золота. Исследования же показывают, что для 80% работников такая опция, как ДМС, является существенной и важной. Сегодня работник рассуждает так: «если там отрезали, тут урезали, то у компании дела плохи. Нужно валить». В этом смысле урезание социальных расходов и ДМС — не лучшее решение.
Экосистема здоровья
— Как развивается ваш проект по цифровизации компании?
— Мы разработали и начали внедрять SMART-экосистему «Здоровье» в HR-кабинеты, доступ к которым имеют все застрахованные компании. Это специальный портал, на котором происходит взаимодействие наших страхователей-предприятий с кураторами по договору. Он позволяет взаимодействовать быстрее, эффективнее и качественнее. Теперь в HR-кабинете есть отдельный раздел, где можно выбрать дополнительные сервисы и возможности для своей компании. Также в разработке мобильное приложение.
На сегодняшний день порядка 25-30% компаний активно пользуются HR-кабинетом. Мы рассчитываем, что в ближайшие год-два доведем долю до 70%.
— В следующем году компании «Капитал-полис» исполняется 30 лет. Какие перспективы отрасли вы видите сегодня для себя? Какие цели ставите перед компанией?
— Что касается отрасли, то мы стоим перед серьезными вызовами. Спрогнозировать, в каком направлении все будет развиваться, достаточно сложно. Может быть, будут локальные проблемы или снижение темпов роста. Но в целом, я уверен, что отрасль будет развиваться. Мы — средняя компания, не монстр отрасли с огромными оборотами и штатом. Это наше основное преимущество, которое позволяет быть гибкими и оперативными. Сегодня в рамках наших основных линий бизнеса: и в ДМС, и в страховании грузов, и в КАСКО, самое главное — это сохранение наших клиентов.