Россияне практически полностью компенсировали отсутствие иностранных путешественников в южных регионах страны, на севере ситуация обстоит иначе — заменить весь мир не удастся, отметил в ходе пленарного заседания межрегионального туристического форума «Интурмаркет. Открытый Крым» председатель комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев. Однако время закрытых границ стоит использовать для создания комплексного туристического продукта, совмещающего разные виды отдыха и впечатлений. В будущем такой подход будет полезен и при продвижении России среди иностранных туристов.
Три кита туриндустрии
Курортные регионы в этом году чувствуют себя довольно уверенно за счет внутреннего туризма. «В Крыму за первую неделю ноября [она была объявлена нерабочей] отдохнули больше 130 тысяч гостей. Это на 33% выше, чем в 2020 году, когда никаких дополнительных ограничений не было», — привел данные в ходе открытия форума министр курортов и туризма республики Крым Вадим Волченко. Всего с января по октябрь 2021 года полуостров посетили 8,7 млн туристов, что на 25% больше, чем за такой же период рекордного для Крыма 2019 года.
Аналогичные данные приводит врио министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Мария Золотухина: в рекордном для края 2019 году регион принял более 17 млн туристов, сегодня Краснодарский край посетило уже почти 16 млн туристов. В зимний период регион рассчитывает принять еще порядка 2 млн гостей. Другие регионы-участники форума «Интурмаркет. Открытый Крым» также говорили о росте внутреннего туризма — Алтайский край +6% в 2021 году, заметно прибавил Калининград.
«Только от предприятий туристической сферы за 10 месяцев 2021 года в бюджет поступило 3,5 млрд рублей, а мультипликативный эффект от смежных с туризмом отраслей, по экспертной оценке, составляет 25-30% совокупного дохода региона», — отметил Вадим Волченко.
По данным вице-президента Российского Союза Туриндустрии Дмитрия Горина, в отличие от внутреннего туризма, который очень быстро восстанавливается, во въездном туризме проблем гораздо больше. «В прошлом году мы зафиксировали падение туристических поездок иностранцев в Россию на 97%, в этом году цифра существенно не улучшилась — минус 95%. Это показатели, которые наносят ущерб туроператорам по въездному туризму», — отметил он.
В выездном туризме ситуация схожая. «В прошлом году мы зафиксировали падение на 85%, в этом году падение значительно сократилось — это в среднем минус 60%. Есть направления, которые быстрее восстанавливаются — Турция, ОАЭ, Египет и ряд других стран», — добавил Дмитрий Горин.
Для полноценного восстановления въездного и выездного туризма требуется принятие целого ряда мер. Среди них взаимное признание вакцин, поэтапное возвращение электронных виз для иностранных туристов, синхронизация информирования об ограничениях, сохранение программ субсидирования перевозок и активизация чартерных перевозок, а также снижение НДС для отелей в рамках пакетных туров.
«До 60% оборота туристской сферы Петербурга до пандемии давал иностранный туристский поток», — отметил Сергей Корнеев.
«Только развитие трех видов туризма — внутреннего, въездного и выездного позволит стабилизировать ситуацию выхода туриндустрии из кризисных явлений», — уверен Дмитрий Горин.
Событийный и деловой туризм
Такое сокращение иностранных туристов, а также введение ограничений на количество участников мероприятий, отразилось на деловом и событийном туризме. «В 2019 году Крым был самым событийным регионом РФ — больше 200 мероприятий проходило здесь только в течение летнего сезона. В прошлом году их было всего несколько, в этом — еще меньше», — отметил Вадим Волченко.
Делового туриста в количественном отношении заместил пляжный. «Если говорить в абсолютных числах, то в отрасли произошла компенсация, — говорит Мария Золотухина. — Да, мы не скажем, что из-за отмены деловых мероприятий у нас какие-то статистические провалы, но для отрасли в целом и для этого сегмента, очень необходимого нам, безусловно, просадка есть».
Так же как и иностранный, деловой турист и индустрия MICE вносят существенный вклад в экономику регионов. Как отмечал ранее Сергей Корнеев, даже небольшие семинары и конгрессы приводят в город от $200 тыс., а доход от крупных событий исчисляется миллионами. Поэтому власти и бизнес заинтересованы в скорейшем восстановлении въездного и делового туризма.
Только повышение уровня вакцинации и уровня коллективного иммунитета позволит нам путешествовать более свободно, единогласны участники форума. «Мы уверены, что все политические разногласия должны уйти в прошлое, их сметет экономика или экономика сметет того, кто эти политические препоны создает, — сказал Вадим Волченко. Поэтому сегодня мы должны говорить о том, какие требования к проведению массовых мероприятий у нас должны быть, чтобы они могли состояться. Тот самый covid-free формат, который пытаются внедрить сейчас. И здесь нам нужно объединить усилия, чтоб эти события все-таки проходили, хоть в усеченном формате, гибридном, но проходили, и мы постепенно двигались к восстановлению».
В подтверждение тезиса о преодолимости ограничений, исполнительный директор АНО «Проектный офис MICE», основатель федерального проекта «Всероссийский День MICE в регионах» Наталья Евневич привела пример с недавней выставки в Дюссельдорфе, где организаторы принимали сертификаты о вакцинации «Спутником». «Как пояснил один из организаторов MICE Дюссельдорф: в рекомендациях было отмечено, что все участники должны быть вакцинированы, но не уточнялось какой именно должен быть сертификат, а все, что не запрещено — разрешено», — привела Наталья Евневич аргументацию представителя площадки.
Поэтому сейчас самое главное — определить правила игры. «Мы начали формировать регламенты для проведения деловых мероприятий, — добавила Наталья Евневич. — Мы должны работать на опережение, формируя регламенты проведения по протоколу 2G (переболевшие и вакцинированные) или 3G (+ПЦР)». Учитывая гибкость бизнеса и желание работать, представители MICE надеются на скорейшее утверждение регламентов и активное проведение мероприятий на территории России.
Новые направления
Пока же закрыты границы, туриндустрия использует время для развития новых и усиления уже существующих направлений. Среди перспективных в рамках форума «Интурмаркет. Открытый Крым» названы сельский, эко и яхтенный туризм.
Регионы активно договариваются о совместных программах, которые за последний год стали заметным трендом в туриндустрии. Так, Петербург с 2021 года развивает совместную программу с Москвой — «Два города — миллион впечатлений», а в рамках форума Сергей Корнеев и Вадим Волченко договорились обсудить проведение совместной гастрономической недели в декабре 2021 года: крымской кухни в Санкт-Петербурге, балтийской кухни — в Крыму.
«Мы очень активно работаем со всеми регионами, стараемся формировать большой конструктор путешествий, предлагая новые сценарии туристских поездок и в Петербурге, и в комбинации с другими городами Серебряного ожерелья России, — отметил Сергей Корнеев. — Эти перекрестные программы с Москвой и регионами Северо-Запада доказывают, что мы все вместе формируем новые сценарии путешествия по России всесезонно — ровно то, что сейчас делает республика Крым», — заключил Сергей Корнеев.
Справка
Международная туристическая выставка «Интурмаркет» и ежегодный форум «Открытый Крым» объединены впервые. Мероприятия проходят в режиме онлайн. Участниками форума стали более 40 регионов от Калининграда до Приморского края, приглашены 70 отраслевых спикеров для обсуждения стратегии развития туризма в России в диалоге с представителями власти курортных регионов России, бизнеса, профессиональных сообществ, общественных организаций. В числе участников — представители Белоруссии и ФРГ.