От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Коллаборации — быстрый и простой путь для развития интернет-торговли»

Дмитрий Прудников, Boxberry
Дмитрий Прудников, Boxberry (Фото: Boxberry)
Заместитель директора Boxberry в Петербурге Дмитрий Прудников — о том, почему компании предпочитают партнерство поглощению, и какие логистические задачи это позволяет решить на рынке интернет-торговли.

Рынок интернет-торговли в России, по данным АКИТ, только за прошлый год вырос на 58,5%, а его объем впервые превысил 3 трлн рублей. Бенефициарами стали маркетплейсы, которые в условиях пандемии активно наращивают долю продавцов за счет небольших компаний и производителей. Какие тренды это формирует на рынке интернет-торговли, как меняется подход к доставке и какие инструменты появляются для небольших продавцов — в интервью РБК+ рассказал заместитель директора Boxberry в Петербурге Дмитрий Прудников.

Ключевые тренды

— Как рынок интернет-торговли чувствует себя по итогам 10 месяцев 2021 года? Какие тренды оказывают на него влияние?

— Российский рынок интернет-торговли очень активно растет, в том числе из-за пандемии. С одной стороны, многие продавцы, которые до 2020 года не воспринимали онлайн как серьезный канал продаж, после локдауна пересмотрели приоритеты. И теперь они диверсифицируют каналы продаж, чтобы снизить риски. Также на рынок напрямую выходят производители, начинающие продавать D2C [direct-to-consumer — напрямую потребителю], без помощи посредников. С другой стороны, мы видим, что растет количество малых и средних продавцов — самозанятые, мастера хендмейд и т.п. Эти продавцы влияют на развития сегмента Social commerce — продажи в социальных сетях, мессенджерах.

— Какая специфика рынка проявилась в Петербурге?

— Жители Санкт-Петербурга стали больше покупать в других регионах, мы видим интерес не только к крупным интернет-магазинам, но и к региональным. Петербуржцы охотно покупают в Нижнем Новгороде, на Урале, в магазинах центральной полосы. То есть там, где есть быстрая доставка, хорошие цены и/или уникальные товары.

— Как меняется ситуация в самих регионах?

— За последние пару лет регионы активизировались. Если раньше центром развития e-commerce были Москва и Санкт-Петербург, то сейчас во многих областных центрах растет число как покупателей, так и интернет-магазинов. По данным АКИТ: если раньше вклад регионов был меньше 1% в общем объеме рынка e-commerce, то сейчас регионы очень быстро растут. По итогам первого полугодия 2021 года Самарская область и Краснодарский край заняли по 8% в общем объеме интернет-торговли, Нижегородская, Свердловская, Ростовская по 7%, Татарстан — 6%.

По статистике Boxberry (если не брать Москву и Санкт-Петербург — абсолютных лидеров по числу покупателей и ИМ), больше всего получателей интернет-заказов живет в Новосибирске, Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Казани.

— С чем это связываете, насколько это долгосрочный тренд?

— Развивается межрегиональная интернет-торговля, а вместе с тем сокращаются сроки доставки из региона в регион. Торговые площадки, в свою очередь, начали активно привлекать продавцов. Крупнейшие маркетплейсы масштабно наступают на рынок и очень быстро увеличивают свои доли.

Обычно предпринимателям, которые раньше не продавали в сети, сложно освоить онлайн. Но маркетплейсы предлагают им обучение и готовое решение для быстрого выхода в сеть с большой платежеспособной аудиторией. Они создают новые возможности для магазинов и производителей: это касается и доставки, и фулфилмента, и продвижения товаров. Обратная сторона для продавца — зависимость от маркетплейса, когда он может оказаться в ситуации, в которой не сможет повлиять даже на цену своего товара. Маркетплейсы — это сложный продукт, при всей своей привлекательности он требует взвешенного подхода и постоянной работы.

Партнерское развитие

— Как в этих условиях развиваются службы доставки?

— Чтобы обеспечить быстрорастущие потребности рынка, службы доставки начинают объединяться. Коллаборации позволяют совместно использовать инфраструктуру, расширять покрытие и усиливать сервис на этапе «последней мили». Например, партнерство Boxberry и служб такси в крупных городах дает клиенту выбор — получить посылку в отделении службы или заказать доставку на дом с помощью такси.

Партнерство с PickPoint позволило нам увеличить сеть на 2 тыс. точек за счет постаматов. В итоге мы довели общее число пунктов выдачи до 6,1 тыс. За счет такого партнерства удалось увеличить зону покрытия в крупных городах и расширить географию присутствия: теперь доставка осуществляется в населенные пункты, где не было отделений компании.

— Насколько охотно компании идут на такое партнерство?

— Подобные партнерства — один из ярких трендов рынка e-commerce в этом году. Отрасль развивается так стремительно, что даже крупные компании не успевают наращивать мощности. При этом поглощение мелких игроков не дает лидерам нужного эффекта: покупка предполагает достаточно продолжительный период встраивания новой компании в общие процессы, адаптацию персонала к новой корпоративной культуре и технологиям. Коллаборации — путь куда более быстрый и простой, поэтому в ближайшие несколько лет взаимовыгодное партнерство будет развивать логистику для интернет-торговли.

Отрасль развивается так стремительно, что даже крупные компании не успевают наращивать мощности. При этом поглощение мелких игроков не дает лидерам нужного эффекта.

В интересах продавца

— Как активный рост маркетплейсов — только Ozon увеличил число продавцов в три раза за год — отражается на рынке доставки, какие новые услуги и опции появляются?

— У многих появилась потребность выйти со своими товарами в онлайн из-за риска закрытия или ограничений работы офлайновых точек. Именно за счет этого растут маркетплейсы. Мы видим прямо сейчас, как быстро меняется ситуация и какие риски несет офлайн-бизнес.

Сам же рост числа небольших продавцов рождает потребность в удобных точках приема товаров. У Boxberry, например, более 4 тыс. точек приема для интернет-магазинов. Когда у вас 2-3 заказа в неделю, проще сдать их в пункт около офиса или дома, чем вызывать курьера ли везти на терминал в промзоне.

Также небольшим интернет-магазинам нужны готовые IT-решения для автоматизации работы со службой доставки. Поскольку чаще всего у них нет собственного программиста или времени, чтобы доработать сайт. Понимая это, мы разработали «Boxberry Web Services. Интернет-магазинам» («BWS. Интернет-магазинам»). Это пакет решений, который позволяет автоматизировать информационный обмен, легко управлять заказами, искать пункты выдачи и рассчитывать стоимость доставки, а также, имеет дополнительные сервисы интеграции в CMS интернет-магазинов и API-интерфейс для программного взаимодействия с нашими сервисами.

— Как, на ваш взгляд, в дальнейшем будет развиваться рынок доставки?

— Маркетплейсы будут занимать все большую долю рынка. Конкуренция на площадке между производителями и продавцами будет расти. Производители в этом случае окажутся в более выигрышных условиях, т.к. смогут предложить самую низкую цену, поэтому будут больше внимания уделять собственным каналам продаж. Логисты поддержат их, предложив более гибкие условия доставки.

Вообще логистических продуктов для продавцов станет больше, вариативность будет подстраиваться под регионы и объемы клиентов. Возможность просто и быстро подключить доставку по всему миру даст малому бизнесу хороший старт для развития.

Российские предприниматели уже проявляют интерес, а в ближайшие пять лет будут активно осваивать новые для себя рынки, тестировать продажу в страны СНГ, Европы и США, учиться работать на весь мир.

Российские предприниматели уже проявляют интерес, а в ближайшие пять лет будут активно осваивать новые для себя рынки, тестировать продажу в страны СНГ, Европы и США, учиться работать на весь мир. В этом им понадобится мощная информационная поддержка от партнеров. Поэтому рынок логистики будет развиваться за счет коллаборации. Мало у кого из игроков хватит сейчас средств для того, чтобы в одиночку отвечать на все запросы клиентов. Так что тот, кто захочет удержать свою долю, вынужден будет объединять усилия с другими.

Инновации Big data для киловатта
Содержание
Закрыть