В октябре 2021 года датская компания ROCKWOOL анонсировала инвестиции в размере 17 млрд рублей в новую линию на своем заводе в Выборге. На что пойдут данные средства, а также о том, как применяется принцип декарбонизации производства в России и в мире — в интервью РБК+ Петербург рассказала генеральный директор ROCKWOOL Russia Марина Потокер.
Новая линия
— С чем связано решение компании о запуске новой линии в Выборге?
— В строительстве наблюдается настоящий бум, и спрос на продукцию ROCKWOOL очень высок. Наращивание производства позволит удовлетворить растущие потребности в каменной вате наших клиентов из Северо-Западного и Центрального федеральных округов, а также в Финляндии.
— Увеличится ли при этом число рабочих мест?
— Штат российского подразделения ROCKWOOL увеличится более чем на 70 человек. Из них около 50 человек будут трудиться непосредственно на производстве, а еще 20 — заниматься продажами и поддержкой клиентов. Эти сотрудники будут находиться в петербургском и московском офисах компании.
— Инвестиции в производство в Выборге за 15 лет составили 5,8 млрд, при этом до 2024 года вы планируете вложить в новую производственную линию 17 млрд рублей? В чем ее принципиальное отличие? Какие технологии будут здесь применены?
— На новой линии будет использоваться современная технология электрического плавления, разработанная центром инжиниринга ROCKWOOL и протестированная в лаборатории в Дании. Для работы строящегося участка будут предусмотрены возобновляемые источники энергии. за счет инновационных технологий и использования альтернативных источников энергии, суммарные производственные выбросы предприятия будут сокращены на 50% в сравнении с 2020 годом.
— Насколько передовыми являются данные технологии? Реализованы ли они уже на других площадках компании в мире?
— В настоящее время это один из самых передовых проектов на производственных площадках отрасли не только в России, но и в мире. Технология электрического плавления с 2020 года используется на заводе компании ROCKWOOL в норвежском городе Мосс, успешный опыт группа компаний собирается постепенно внедрять и дальше, на действующих и новых предприятиях. Так, летом 2021 года группа компаний ROCKWOOL подтвердила строительство завода на севере Франции, где для производства тепло-, звукоизоляции и огнезащиты из каменной ваты будет также использоваться низкоуглеродистая электрическая плавильная технология.
— Можете подробнее рассказать о новой установке электроплавки? На праздновании 15-летия завода в Выборге было объявлено о завершении этапа прототипирования. Какие задачи решает установка?
— Принципиальное отличие новой установки от используемых на производстве коксовых печей — высокая производительность при низком энергопотреблении, а также возможность интеграции с возобновляемыми источниками энергии. Положительные результаты от инвестиций, направленных на технологию плавления, на предприятиях ROCKWOOL заметны уже сейчас.
Ожидается, что после запуска новой линии за счет комбинации технологии электрического плавления и использования возобновляемых источников энергии для всего завода, суммарные выбросы углерода предприятия уменьшатся вдвое.
— Какая продукция будет выпускаться на новой линии?
— На новой линии, как и на уже действующей, будет выпускаться широкий ассортимент продукции из каменной ваты ROCKWOOL. В частности, это будут профессиональные продукты для фасадов и кровель, включая уникальные плиты двойной плотности, а также продукция DIY-сегмента, включая материалы с компрессией. Это запатентованная технология, аналогов которой нет на рынке. Ноу-хау обеспечивает высокую компрессию продукта, что позволяет перевозить в автотранспорте в несколько раз больше плит в сравнении со стандартными решениями. При этом все потребительские характеристики материалов сохраняются. Также на предприятии выпускается широкая линейка звукоизоляционных материалов из каменной ваты, в том числе эксклюзивный продукт компании — плиты толщиной всего 27 мм.
Тренд на декарбонизацию
— В этом году заводу компании в Выборге исполнилось 15 лет. Как изменился за это время российский рынок, подход к производству и сам покупатель?
— Трендами стали экологичность, безопасность и энергоэффективность. Стоимость энергоресурсов растет каждый год, и для владельцев как коммерческой, так и жилой недвижимости, становится критичным, сколько они будут платить за коммунальные услуги через 5, 10, 15 лет. Кроме того, современные материалы поддерживают концепцию Well being, когда в помещениях формируется здоровый микроклимат.
Также сейчас в России активно развивается эко-сертификация зданий. Если 15 лет назад особенно известны были стандарты BREEAM и LEED, то сейчас к ним прибавились WELL Building Standard, Green Zoom, ECOGREENOFFICE. В нашей стране есть национальная система добровольной экосертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты». На рынке определенно присутствует запрос на эко-здания, покупатели недвижимости обращают все больше внимания на этот аспект. Отвечая на потребности меняющегося рынка, в 2017 году наша компания получила Экологическую декларацию продукции (EPD), наличие которой необходимо для использования материалов в зданиях, строящихся по «зеленым» стандартам.
В целом же, производители реагируют на изменения рынка, предлагая новые продукты, совершенствуя производственные процессы и представляя инициативы по устойчивому развитию. Последнее особенно важно.
— Какие инициативы реализует ваша компания?
— Мы так много говорим о сохранении окружающей среды и сбережении ресурсов в процессе эксплуатации зданий и редко затрагиваем процесс строительства. Но можно ли считать объект абсолютно экологичным, если, допустим, образовавшиеся строительные отходы вывезли и захоронили на полигонах? Чтобы строительство стало более устойчивым, компания ROCKWOOL запустила проект по возврату в производственный процесс остатков каменной ваты, образующихся в процессе строительства и реконструкции. Завод в Выборге уже год принимает на переработку обрезки фасадных и кровельных плит с крупнейших строительных площадок Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также утилизирует материалы, образовавшиеся в процессе демонтажа на проектах реконструкции. Для строительных компаний возможность переработки отходов выгодна: это значительная экономия финансовых и временных затрат на вывозе строительных отходов на полигоны. Кроме того, это огромный вклад в сохранение окружающей среды.
Естественно, мы совершенствуем и свое производство. В частности, строительство новой производственной линии в Выборге. Как я уже отмечала, на ней будут применяться низкоуглеродные технологии.
— Возможно ли, на ваш взгляд, достичь углеродной нейтральности в рамках отдельно взятого предприятия?
— Достижение абсолютной углеродной нейтральности — долгосрочная перспектива. На данный момент компании прощупывают почву, ставят цели по декарбонизации, снижению выбросов. Например, план декарбонизации ROCKWOOL включает сокращение абсолютных выбросов парниковых газов на предприятиях на 38% к 2034 году и сокращение выбросов парниковых газов, не связанных с производством, в абсолютном выражении на протяжении всего жизненного цикла продукции на 20% к 2034 году [все цифры берутся в сравнении с базовым 2019 годом].
— Какие шаги компания предпринимает для этого?
— Поставленные цели дополняют существующие инициативы в области устойчивого развития. Так, компания планирует к 2034 году сократить выбросы CO2 на треть на всех стадиях жизненного цикла каменной ваты: от добычи сырья и производства до переработки и утилизации. Компания собирается и дальше снижать углеродоемкость производства, то есть сокращать выброс углерода на одну тонну выпущенной продукции. Демонстрируя, что энергоемкая производственная компания может достичь этих целей, группа компаний ROCKWOOL надеется вдохновить и другие корпорации на действия, которые помогут создать более экологичное и устойчивое будущее.
— Что с точки зрения бизнеса дает такой подход?
— Такой бизнес-подход позволяет нам удовлетворять требования наших клиентов. Завод ROCKWOOL в Выборге одно из немногих предприятий, которое работает в том числе и на экспорт, отправляя продукции в Финляндию и другие страны Европы. У ЕС есть план, в соответствии с которым к 2035 году планируется достичь углеродной нейтральности, то есть выбросы углекислого газа, появляющиеся в процессе производственной деятельности компании, должны быть сведены к нулю или же компенсироваться за счет других эко-проектов. Согласно заявленным осенью 2021 года федеральным планам, в России также есть цель достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Все это говорит о том, что и дальше будут чрезвычайно популярны энергоэффективные и экологичные решения, сберегающие окружающую среду не только в процессе эксплуатации, но и в процессе производства и утилизации.
— Что это дает с точки зрения потребителя?
— Уменьшая выбросы, мы снижаем углеродный след предприятия, а, значит, и нагрузку на окружающую среду: воздух становится чище, регулируются климатические изменения, людям комфортнее жить.
— Какие еще шаги, на ваш взгляд, способствовали бы расширению практики устойчивого производства в России?
— Мы убеждены, что для внедрения практики устойчивого производства, необходимо очень широко смотреть на вещи, стараясь развивать эко-идеи на всех уровнях. Нужно учиться мыслить экологично. Кроме того, ответственность компаний — работать над новыми технологиями, внедряя лучшее для будущих поколений. Большое значение придается обучающим программам, что позволяет успешно реализовывать практики устойчивого производства в России.
Мы стремимся доносить важность устойчивого развития до школьников и студентов, проводя тематические вебинары. Благодаря подобным мероприятиям, ребята видят, как можно решать важнейшие задачи в сфере экологической безопасности: от энергопотребления и шумового загрязнения до нехватки водных ресурсов. Молодые люди действительно вдохновляются, когда узнают, насколько серьезно крупные предприятия подходят к вопросам регулирования производственных выбросов.
— Какие еще проекты компания развивает в России?
— Инициативы компании выходят за пределы строительной и промышленной отраслей. Так, с 2020 года штаб-квартира ROCKWOOL поддерживает парусную регату SailGP. Это первый климатически-позитивный чемпионат на катамаранах — восемь команд из разных стран состязаются в парусном спорте на самых захватывающих водных трассах мира. В этом году российское подразделение присоединилось к инициативе. Устойчивое развитие — это содержание и главная цель нашего бизнеса, который направлен в том числе и на достижение глобальных целей в улучшении климата. Парусный спорт близок к природе и в этом смысле идеально вписывается в ценности компании. Деятельность ROCKWOOL направлена на достижение амбициозных целей в области устойчивого развития и масштабирование накопленного опыта.