![Фото: Петербургский международный газовый форум](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/27/296359390699272.jpg)
Потребность в целевом обучении кадров для компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) выросла на 75% за 2020 год, до 3 тыс. мест, сообщила в ходе Петербургского международного газового форума заместитель министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко. Но, несмотря на дефицит, у региональных властей нет понимания, зачем нужен механизм целевой подготовки кадров, отмечают в правительстве. В чем причина, а также пути оптимизации подготовки сотрудников для нефтегазовой отрасли и успешный опыт вузов в материале РБК+ Петербург.
Региональный разрез
От региона к региону потребность в квалифицированных кадрах для ТЭК меняется, но есть территории, где дефицит наиболее ощутим. Например, Тюменская область, которая является крупнейшим нефтегазовым регионом России. «В Тюменской области у отраслевых компаний есть потребность в целевой подготовке 70 специалистов. При этом власти Тюменской области объявили об отсутствии потребности в целевом приеме абитуриентов на специальности ТЭК. Нам это кажется странным», — отметила Анастасия Бондаренко в ходе своего выступления на Петербургском международном газовом форуме.
![Анастасия Бондаренко, Министерство энергетики РФ заместитель](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/0/58/296359432541580.jpg)
Другой пример — Якутия. Спрос на квалифицированных специалистов здесь растет из года в год. Так, в 2020 году в топливно-энергетическом комплексе Республики Саха (Якутия) было задействовано 46 тыс. человек, а в 2021 году — уже более 50 тыс. В сфере добычи полезных ископаемых трудилось в 2020 году 76 тыс. жителей республики, а в 2021 — уже 81 тыс. человек.
Но местные образовательные учреждения покрыть все потребности рынка не могут. Причем речь идет не только о численности молодых специалистов, но и о качестве образования. «Все хорошие студенты к окончанию обучения уже распределены, их уже ждут на предприятиях. А есть специальности, которые не нужны, но этих студентов продолжают обучать. Чтобы не было такого перекоса, колледжи или вузы должны быть готовы оперативно изменять процесс обучения, исходя из нужд потенциальных работодателей», — отметил министр промышленности и геологии Республики Саха-Якутия Максим Терещенко.
![Максим Терещенко, министерство промышленности и геологии Республики Саха-Якутия](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/73/296359485010732.jpg)
Комплексный подход
В Петербурге подошли к решению вопроса подготовки кадров для нефтегазовой отрасли комплексно. Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ) в 2011 году стал опорным вузом для ПАО «Газпром», а в 2014 году была открыта специализированная кафедра. Это позволяет не только развивать кадровый потенциал компании, но и проводить исследования, поднимать престиж и узнаваемость отрасли.
«Социально-экономические направления подготовки остаются для вуза приоритетными, однако на протяжении последнего десятилетия нефтегазовый «вектор» стал одним из определяющих в деятельности и стратегическом развитии нашего университета. С 2011 года СПбГЭУ является опорным вузом ПАО «Газпром» — сформирована многоуровневая система подготовки кадров для нефтегазовой отрасли и создан ряд научно-образовательных структур данного профиля», — говорит ректор Санкт-Петербургского экономического университета Игорь Максимцев.
![Игорь Максимцев, Санкт-Петербургский государственный экономический университет](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/10/296359389565109.jpg)
В рамках системы взаимодействия с компанией и ее дочерними организациями вуз реализует научно-исследовательские и консалтинговые проекты, корпоративные программы повышения квалификации и переподготовки, магистерские программы, научно-практические конференции, совместные имиджевые мероприятия. «За период с 2008 по 2020 год у нас прошли подготовку более 4000 руководителей и специалистов ПАО «Газпром», — добавляет Игорь Максимцев.
![По данным Санкт-Петербургского экономического университета](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/67/296359387278671.jpg)
Привлечь молодежь
Главной задачей для компаний и вузов является привлечение молодежи. Министерство энергетики видит решение проблемы в детализации квот на целевое обучение. Программа стартовала в 2021 году. По ней за конкретным абитуриентом закрепляется бюджетное место в вузе под определенного работодателя. Этот механизм, по словам Анастасии Бондаренко, позволит выпускнику поступить на профильную специальность по проходным баллам ЕГЭ и гарантированно получить трудоустройство на 3 года в своем регионе.
Но целевое обучение не будет эффективным без предварительной профориентации школьников и студентов, считает врио заместителя генерального директора по управлению персоналом ПАО «Россети» Юлия Кузнецова. Компания привлекает младших школьников в энергокружки для знакомства с отраслью, а старших готовит к поступлению в профильные вузы в энергоклассах. Аналогичная инициатива действует у «РусГидро», волонтеры которой готовят к ЕГЭ школьников из отдаленных регионов.
![Целевые кадры](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/6/04/296359487862046.jpg)
Профориентацией студентов и школьников занимается Санкт-Петербургский экономический университет. Как опорный вуз ПАО «Газпром», он является куратором профиля «Экономика» двух Олимпиад «Газпрома»: школьной и студенческой. В 2020/2021 году университет в пятый раз проводил на своей площадке очный тур отраслевой олимпиады школьников «Газпрома» для учащихся 9-11 классов по профилю «Экономика». По словам Игоря Максимцева, эта работа позволяет увидеть и привлечь в вуз заинтересованных и талантливых студентов.
При этом эксперты уверены, что именно целевое обучение в будущем поможет привлечь более качественный персонал. Текучесть целевых кадров в компании — 25%, а привлеченных через прямой маркетинг — 33%, поделилась данными в ходе круглого стола по кадрам в рамках Петербургского международного газового форума руководитель корпоративного университета ООО «Сибур» Марина Деревлева. С 2022 года «Сибур» планирует ежегодно нанимать около 500 человек и рассчитывает, что потребность в кадрах поможет покрыть целевой набор.
Крупнейшие целевые квоты от государства в 2021 году:
Московский энергетический институт — 93 места;
Уфимский государственный нефтяной технический университет — 67 мест;
Университет нефти и газа имени И.М. Губкина — 60 мест.
Обучение после пандемии
Для сохранения мотивации и успешного обучения важно привлекать учащихся к студенческим и междисциплинарным проектам, предоставлять возможность научных и производственных стажировок, уверены представители вузов.
Один из таких примеров — Молодежный день Петербургского газового форума, который проводится СПбГЭУ с 2015 года. Это международный проект, в рамках которого проходит виртуальная академия — трехмесячная образовательная онлайн программа по энергетической тематике, состоящая из разных модулей, занятия в которых проводят эксперты из компаний-партнеров. Лучшие участники приглашаются на очные мероприятия Молодежного дня Петербургского международного газового форума.
«Молодежный день — это уникальный международный проект, востребованный как со стороны ведущих энергетических компаний, так и со стороны талантливой и одаренной молодежи. За семь лет существования в проекте приняло участие более 1500 студентов из 65 стран мира, которые получили новые знания и уникальный опыт прямого диалога с экспертами и топ-менеджерами энергетических компаний — признанных лидеров отрасли», — отмечает проректор по дополнительному профессиональному образованию СПбГЭУ Яна Клементовичус.
![Яна Клементовичус, Санкт-Петербургский государственный экономический университет](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/88/296359390141884.jpg)
Вопрос стажировок на время эпидемии «ковида» были поставлен на паузу. «Когда пандемия закончится, нас, несомненно, ждет взрывной рост мобильности как студенческой, так и профессорско-преподавательского состава (ППС), как входящей, так и исходящей», — уверен Игорь Максимцев. При этом изменится география мобильности — страны, не слишком успешно справившиеся с пандемией, будут менее привлекательны для стажировок, а некоторые, возможно, даже не сразу откроют свои границы.
«Наша задача быть готовыми к новой волне, переосмыслить цели и задачи мобильности. Потребуется значительная стипендиальная поддержка для наших студентов и ППС. Также нужно делать стажировки более сфокусированными, например, поддерживать в первую очередь научные стажировки и производственную практику за рубежом, сократить периоды обучения от семестра/года до нескольких недель/месяцев. Конечно, нужно будет искать баланс между онлайн и офлайн обучением», — заключает Максимцев.