«В ближайшие несколько месяцев рост криптоактивов будет продолжаться и может оказаться многократным. В долгосрочной перспективе цифровые активы будут расти более медленными темпами и будут испытывать высокую волатильность и меньшую скоррелированность.
Отчасти это связано с самой природой цифровых валют, наиболее популярными из которых считаются Ethereum и Bitcoin. Мы постоянно считаем фундаментальные математические модели по этериуму и биткоину, и общим фактором роста для них является потеря покупательской способности валюты домашней страны: периоды высокой инфляции в США, как правило, совпадают с периодами роста стоимости этих криптовалют, и наоборот. Однако у каждой криптовалюты есть и индивидуальные особенности.
Так, ценообразование биткоина идентично ценообразованию золота, а инфляция запрограммирована: за каждый блок майнерам выплачивается вознаграждение в фиксированном размере, который снижается вдвое каждые 4 года. Таким образом, каждые 15 минут, затрачиваемые на создание блока, создается все меньший процент биткоинов, инфляция снижается, и это подталкивает фундаментальную стоимость монет вверх.
Цена этериума с момента появления очень хорошо предсказывалась по формуле Фишера, которая используется для вычисления стоимости денежной массы как нормы запаса стоимости, необходимой для обмена. Иными словами, этериум с самого основания был и остается валютой, а цена эфира прямо пропорциональна количеству ежедневных транзакций и обратно пропорциональна количеству коинов в обращении. Технологические нововведения в 2020-2021 годах привели к снижению эфира в обращении за счет блокирования их в майнинг-контракте для работы POS (Proof of stake — доказательство доли владения), а сжигание части эфиров в рамках предложения об улучшении EIP-1559 резко снизило инфляцию. В итоге она даже стала отрицательной. Сейчас количество эфира в обращении снижается. Кульминацией этих изменений, как ожидается, станет переход на POS в декабре 2021. Это приведет к резкому росту пропускной способности этериума и, соответственно, росту фундаментальной цены эфира.
По нашим расчетам, цена от текущего уровня за 2022 год может подняться более чем в 5 раз. Темпы роста будут зависеть от того, как быстро участники рынка будут осваивать транзакционную мощность сети. Рынок уже давно готовится к этому событию. Фактически сейчас идет скупка эфира, которая предвосхищает предстоящий технологический прорыв. Если что-либо помешает переходу на POS, цена эфира, скорее всего, снизится более чем в 4 раза и вернется к уровню 700$.
Если говорить о ноу-нэйм монетах, которые каждый день листингуются в большом количестве, то факторы их роста те же, что и в любом бизнесе на ранней стадии. Капитализация монеты зависит в большей степени от успехов бизнеса, а также маркетинга на торгах. Я бы сказал, что если по умолчанию исключить скам-проекты [мошеннические инвестиционные проекты - ред.], все остальные можно анализировать как обычные венчурные инвестиции.
Рассматривать вложения в криптовалюту следует квалифицированным инвесторам, которые уже имеют подушку безопасности и профинансировали свои финансовые цели на ближайшие 7 лет. При этом надо помнить, что криптовалюта — это инструмент, который обязательно нужно сочетать с покупкой других активов, позволяющих создать необходимое для реализации долгосрочных финансовых целей соотношение риска и доходности.
Такой подход позволит обезопасить от целого ряда рисков, присущих цифровым активам. Основной из них пока лежит в области макроэкономики. Сейчас ведущие страны мира высказывают намерение о возврате к жесткой монетарной политике. Если это случится, то будут расти ставки, снижаться инфляция, следовательно, криптовалюты потеряют в стоимости.
Немаловажен и регуляторный риск. До сих пор большинство центробанков и служб финансового контроля, включая российские, не могут определиться в своей позиции: ввести цифровые активы в оборот как средство платежа, как имущество, либо полностью или частично запретить. Это делает положение даже законопослушных инвесторов шатким, так как в любой момент они могут оказаться вне закона со всеми вытекающими последствиями, которые могут ударить еще и ретроспективно. Сюда же я бы отнес и налоговые риски, особенно для россиян.
В России цифровые финансовые активы запрещены как средство платежа, но признаются имуществом, которое разрешено приобретать и продавать. Граждане обязаны информировать ФНС о наличии криптовалюты, если за год сумма сделок превысила 600 тыс. руб. При этом до сих пор нет четкого разъяснения: как выявлять теневых владельцев криптовалют, как определять рыночную стоимость криптоактива, в какой момент фиксировать и как рассчитывать налогооблагаемую базу.
Существует также риск того, что запрет криптовалют и блокирование сделок произойдет не только в той или иной стране — что мы наблюдаем и сейчас, но и в мире в целом. Чисто теоретически такой апокалиптический сценарий приведет к мгновенному обесцениванию цифровых активов. Технически это почти недостижимо, поскольку требует полного контроля над возможностями пользователя по выходу в интернет. Кроме того, есть страны, в которых биткоин уже легализован как средство платежа — Сальвадор. Но полностью я бы даже такой вариант пока не исключал.
Технологические риски, включая кибератаки, случаются редко, но могут ударить очень больно. Например, в этериуме это происходит, когда большая часть пользователей выбирает кошелек одного производителя. Если хакеры найдут в кошельке уязвимость, пользователи могут потерять средства на этих кошельках. В лучшем случае их своруют, в худшем — монеты окажутся заблокированными навечно. Так, в кошельках Parity в 2017 году были заблокированы эфиры более чем на 300 млн.долл».