«Наше государство еще несколько лет назад взяло курс на цифровизацию системы здравоохранения, и это вполне оправдано, как показал опыт последней пандемии коронавируса. И, по замыслу властей, все медицинские учреждения — как государственные, так и частные — должны быть интегрированы в единый цифровой контур системы здравоохранения. Для небольших учреждений это уже становится серьезной проблемой.
Нормативными актами правительства РФ и Минздрава РФ предусматривается необходимость подключения к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и передаче сведений с 1 сентября 2021 года. Эта норма ориентирована на решение очень важной задачи и для самих клиник, и для их пациентов — на обеспечение преемственности и непрерывности процессов оказания медицинской помощи конкретному человеку. Проще говоря, интеграция с ЕГИСЗ позволит врачу получать необходимые медицинские данные о том, какое лечение уже получал пациент, даже если он перешел из одной клиники в другую, переехал в другой город или субъект РФ. И это будет информация из клиник от врачей, а не записанная со слов пациента, который может что-то забыть, перепутать или даже скрыть какую-то часть критически важной информации.
Частных клиник в стране много — несколько десятков тысяч, и это в разы больше, чем государственных медучреждений. И сейчас часть из них рискует подвергнуться штрафам и приостановлению деятельности из-за невыполнения требований нового порядка лицензирования медицинской деятельности. Для кого-то, возможно, это станет причиной прекращения деятельности.
Дело в том, что информационное взаимодействие с ЕГИСЗ должно осуществляться с помощью информационных систем учреждения. Т.е. в клинике должна быть как минимум медицинская информационная система (МИС). В крупных медицинских организациях, как правило, МИС уже давно внедрены, их руководители понимают важность данного процесса и его влияние на эффективность деятельности, они уже передают данные в ЕГИСЗ или находятся в процессе реализации интеграции. Для небольших учреждений это может стать проблемой. Кроме того, есть пробелы в информированности руководителей, есть кадровые сложности: в клинике может просто не быть сотрудника, способного изучить и реализовать задачу. Влияет на ситуацию и финансовая составляющая: выполнение предписаний требует вложиться в собственную цифровизацию.
При этом надо понимать, что под действие постановлений попали представители сегмента косметологии, пластической хирургии, стоматологии, где есть очень небольшие частные клиники-кабинеты. Среди них наблюдается высокий процент недооснащенности клиник МИС, в лучшем случае используется обычная CRM-система, ну, а в худшем — учет ведется в Excel. Таким организациям выполнить требования Минздрава РФ сложнее всех, а штрафы могут оказаться и вовсе летальными для бизнеса.
На текущий момент есть три способа подключения к ЕГИСЗ: подключение через региональную ГИС, передача данных напрямую из МИС клиники в ЕГИСЗ и подключение через оператора иной информационной системы (ИИС), такой как платформа N3.Health. Первые два способа сопряжены с высокими трудовыми, финансовыми и временными затратами: требуются специалисты с соответствующей квалификацией, необходимо выполнить требования к безопасности передачи данных, обеспечить аттестацию системы защиты данных по требованиям ФСТЭК. Стоимость реализации данных мер составит порядка 1,5 млн рублей.
Выходом для небольших клиник может стать подключение через оператора ИИС. Такой оператор отвечает за безопасность, берет на себя все затраты по ее обеспечению, следит за изменениями в законодательстве, при этом самой клинике не приходится увеличивать штат ИТ-специалистов. Такой подход позволяет минимизировать не только организационные и технические сложности, но и финансовые затраты. Но к выбору такого оператора нужно подойти внимательно.
Для частных медорганизаций последние годы — не самое легкое время. И я уверен: не стоит добавлять сложностей с регулятором там, где их можно избежать. К тому же интеграция с ЕГИСЗ может стать отправной точкой для развития».