«Одним из сдерживающих цифровизацию факторов в нашей стране все еще является существующее недоверие к подобного рода разработкам и технологиям — причем как на уровне отдельных граждан, так и в сфере бизнеса. К тому же мы постоянно слышим рассказы о том, что идти в цифровую трансформацию мешают регулирование, импортозамещение или какие-то другие внешний факторы.
Конечно, можно улучшить многое, но давайте признаем: на сегодняшний день созданы практически все условия для цифровой трансформации большинства отраслей. Во-первых, есть стратегия цифрового развития и, соответственно, понимание того, к каким результатам различные индустрии и страна в целом должны прийти в обозримой перспективе. Во-вторых, уже создана достаточно развитая телекоммуникационная инфраструктура: по всей стране активно строятся линии связи, обеспечивающие широкополосный доступ в интернет, а также запущены мощные дата-центры. И в-третьих, есть множество отраслевых решений, ряд из которых уже прошел апробацию и доказал свою эффективность.
Поэтому ждать, когда создадутся еще более идеальные условия, точно не стоит: сейчас основная задача — разработка методологий, выбор и внедрение наиболее подходящих для решения конкретных задач решений. Выбор уже достаточно большой, даже если смотреть исключительно на отечественные разработки — это важно для многих секторов экономики.
Я убежден, что будущее за новейшими технологиями в сфере нейронных сетей и искусственного интеллекта — именно сюда стоит смотреть сегодня в первую очередь, если предприятие или организация хочет идти в авангарде цифровизации. Сферы применения этих технологий безграничны, они не привязаны к отдельным индустриям, хотя, безусловно, их применение имеет отраслевую специфику.
Например, уже сегодня «Ростелеком» применяет собственные разработки в сфере транспорта и общественной безопасности — разумеется, не ограничиваясь только ими. В сфере транспорта наиболее актуальны интеллектуальные транспортные системы, которые на основе математических моделей и алгоритмов, а также поступающих в онлайн-формате данных с различных датчиков позволяют распределять нагрузку транспортных потоков, регулировать работу светофоров, определять свободные парковочные места, приоритетно двигаться общественному транспорту. Это позволяет создавать систему интеллектуального анализа дорожной сети, которая в режиме реального времени определяет качество дорожного полотна, необходимость ремонта, изношенность дорожных знаков, опор, разметки и ряд других параметров.
Помимо этого, есть результативные внедрения в сфере мониторинга метеорологических условий и качества дорожного покрытия — анализируются такие явления, как наличие льда, снега, слякоти, воды, реагентов и т.д. Также существуют системы мониторинга уборочной техники с целью определения качества работ. Почти все эти сервисы преследуют сразу несколько целей: они призваны увеличить скорость перемещения жителей и снизить аварийность и травматизм, тем самым оказать позитивное влияние на качество жизни людей.
Эффект от внедрения цифровых систем появляется в моменте. Но все же стоит отметить, что системы необходимо постоянно модернизировать и масштабировать ввиду увеличения количества личного транспорта, спроса на аналитику, повышения требований к обеспечению безопасности.
Пилотные же проекты позволяют не только апробировать то или иное решение, но развеять сомнения, так как пользователи и бизнес с воодушевлением видят и принимают результаты. Так что я уверен: в скором времени ситуация с цифровизацией в нашей стране улучшится. Изменить положение вещей позволит, на мой взгляд, готовность к изменениям и желание сделать жизнь будущих поколений более комфортной и удобной».