Будущее транспортной отрасли мало будет отличаться от представлений фантастов, за исключением, пожалуй, путешествий во времени и между планетами. Уже вполне осязаемы беспилотники, управляемые через человеко-машинный интерфейс, всевозможные дроны-доставщики, летающие такси. Мечты же действующих представителей индустрии завязаны на решение текущих проблем. Как показала дискуссия «Цифровое будущее транспорта: переходный период», состоявшаяся в рамках X Digital Forum РБК, даже реализация концепции автономного транспорта и безбарьерных системы взимания платы — free-flow — имеет пока ряд ограничений.
Умные дороги и интеллектуальный транспорт
Весомая часть участников дискуссии видит будущее транспортной отрасли в тесной связи с технологиями обработки и анализа данных. Старший менеджер по развитию и продажам цифровых и ИТ-решений ПАО «ВымпелКом» Василий Мальцев считает, что именно за Big Data будущее индустрии, однако, чтобы оно стало реальным, в него надо инвестировать уже сейчас. Среди перспективных data-направлений на стыке с технологиями искусственного интеллекта — анализ с помощью нейросети пассажиропотоков и загрузки общественного транспорта для оптимизации его работы. Например, недавно Билайн представил алгоритм, подсчитывающий количество пассажиров в общественном транспорте и предлагающий варианты оптимизации движения автобусов, чтобы снизить скопления людей на остановках. Это дает возможность сэкономить до 20% топлива и замедлить износ и амортизацию транспорта до 10%. Кроме того, алгоритм способен анализировать, сколько пассажиров оплатили проезд, а сколько – нет. Пилотные проекты были запущены в ряде регионов России.
Заместитель начальника Управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС — начальник отдела транспортных интеллектуальных систем Валерий Пальчик уверен: «Наиболее целесообразно сейчас инвестировать в интеллектуальное управление дорогами. Город подал заявку и должен до конца года начать получать финансирование для того, чтобы полностью покрыть территорию города светофорами и подключить их к АСУДД [автоматизированной системе управления дорожным движением – ред.] и перейти к интеллектуальному ситуативному управлению. Это дало бы наибольший эффект параллельно с приоритетом общественного транспорта».
Ресурсная экономика
Заместитель директора макрорегионального филиала — директор по прикладным проектам МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Максим Ситников считает, что залогом успешного отраслевого будущего должны быть инвестиции в ресурсы. «Это и технологии, и образование, — поясняет он. — В настоящее время есть стратегия цифрового развития, есть понимание, к каким результатам мы должны прийти через несколько лет. Сейчас целесообразно разрабатывать методологию или внедрение тех или иных технологий, это позволит создать фундамент для их дальнейшего использования в разных отраслях. Биометрическая система — яркий пример: планировалось ее использовать в банковской сфере, но сейчас понятно, что сфера применения гораздо шире. В транспортной отрасли — это оплата проезда в метро, следующий шаг — зеленый коридор в аэропортах».
В АО «ГЛОНАСС» сейчас также делают ставку на технологическую часть. Директор коммерческой дирекции компании Леонид Парамонов полагает, что это позволит продвинуть отрасль вперед: «Мы понимаем, что сегодня актуальны проекты с позиционированием. С ростом уровня цифровизации возрастает зависимость работы важных инфраструктур от доступности и достоверности навигации. Поэтому мы уже создаем принципиально новую технологию — систему «Консул» [сокращенно от комплексированная навигационная система услуг локации – ред.], которая позволяет обеспечить позиционирование с точностью до 10 см. Это значит, что с ее помощью даже можно определить, в какой полосе двигается транспорт — эта перспективная технология будет использована и для работы беспилотников».
Еще одно направление, в которое стоит инвестировать прямо сейчас — мультимодальные перевозки и, в частности, микромобильность как их составная часть. «Микромобильность уже получила распространение в Петербурге и в стране в целом. Кикшеринг удобен для пользователей, потому что позволяет добираться до места назначения без использования общественного транспорта. Но пока кикшеринг недостаточно проработан — в этом направлении надо двигаться. Решение вопроса мультимодальных перевозок позволит довести современные цифровые технологии до граждан», — убежден Леонид Парамонов.
Важным компонентом индустрии будущего является инфраструктура, и в том числе ее телекоммуникационная часть. Директор по реализации проектов Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Петр Солодовник объясняет: «Например, учитывая огромный поток машин на ЗСД, мы постоянно мониторим, достаточно ли существующей сети для безопасного и комфортного передвижения жителей города. И мы понимаем, основываясь на данных о растущих потребностях пользователей, что важно продолжать инвестировать в это направление. Но развивать необходимо всю экосистему транспортной сети — как инфраструктуру, так и сервисы. В части телекома наряду с голосовой связью востребованы и высокоскоростные сервисы передачи данных. Показательны данные по другим дорогам, которые можно отнести к числу самых оснащенных цифровой инфраструктурой. В прошлом году мы покрыли сетью LTE трассу М-11, и за последние 3 месяца объемы интернет-трафика, которые генерируют абоненты на этой магистрали, стали сопоставимы с объемом интернет-трафика всех абонентов Ленинградской области за двухнедельный период».
Сам ЗСД тоже развивается. «Через 5 лет на ЗСД должно быть 98–99% распознавания пользователей, но пока технология недоступна нам, — отметил генеральный директор оператора трассы ООО «Магистраль северной столицы» Алексей Бнатов. — Система контроля движения изменится настолько, что станет возможно контролировать движение между полосами, и денежные барьеры [речь про штрафы за нарушение рядности движения – ред.] снизят количество ДТП настолько, что мы сможем принять еще 25–30% трафика».
Среди целей ЗСД также внедрение зеленых технологий: снижение шумовой нагрузки за счет размещения экранов, которые могут поглощать больше шума, чем сейчас, нового асфальтового покрытия и новых битумных технологий, которые позволят снизить шум от колес.
Искусство готовить цифровизацию
Еще одним фактором, без которого цифровое будущее транспортной индустрии не состоится, эксперты считают подготовку кадров, которые и будут цифровизацию «готовить». Генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани подчеркивает: «Надо инвестировать в людей. Ты можешь выстроить большие хранилища данных, но, если нет специалистов, результата не будет. Сейчас уже есть кадровый голод, стратегия импортозамещения и ряд других причин только стимулируют его. Поэтому сейчас необходимо как никогда много внимания уделять образованию: создавать центры компетенций, вести научную деятельность. Мы планируем выращивать специалистов совместно с госучреждениями. Это общий тренд цифровизации».
Согласен с необходимость инвестировать в человеческий капитал и директор по развитию ООО «Дорнадзор» Петр Атаев: «Цифра на транспорте — сфера новая, поэтому нет программ подготовки — они лишь разрабатываются. Пока этот процесс завершится и программы будут внедрены в учебные планы, пройдут годы. К сожалению, это направление отдано на откуп вузам, и лишь некоторые из них (только, пожалуй, Политех и ИТМО) развиваются в этой сфере. Так что надо помогать вузам или искать другие пути решения проблемы кадрового голода».
По мнению заместителя генерального директора — начальника управления развития транспортной инфраструктуры «Стройпроект» Виктории Калининой, сейчас остро стоит вопрос наличия достаточных компетенций в данной сфере. «Цифровизация — процесс сложный, требующий знаний и умений. И по-хорошему за внедрение ИТС и за строительство должны отвечать разные люди — каждый со своим набором компетенций, — говорит Виктория Калинина. — Кроме того, нужно понимать, что максимально высокий уровень цифровизации не везде нужен. Задел на перспективу это хорошо, но в ряде случаев сейчас достаточно применить локальные решения. Это понимание тоже приходит с определенным опытом».
Заместитель генерального директора — директор проектного офиса ООО «РЖД-Технологии» Наталья Ефремова резюмирует: «Есть большое количество направлений, в которые уже сейчас можно инвестировать. Но, чтобы понять, во что именно вкладывать деньги и силы, нужно заглянуть в послезавтра, комплексно оценить наиболее приоритетные сферы, одновременно обеспечивая подготовку кадров и развитие технологий. Это позволит достичь определенного баланса. Ведь если заниматься только разработкой технологии, можно потерять людей, и ее просто никто не сможет внедрить и поддерживать. Если сконцентрироваться только на обучении, технология уйдет в другую сторону и окажется, что необходимы другие знания и навыки».
Главный специалист Управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Владислав Самойлов согласен с тем, что только комплексный подход позволит не упустить цифровое будущее транспортной отрасли.
«Нельзя разрывать технологии и обучение тех, кто цифровые проекты будет воплощать в жизнь. Равномерное и сбалансированное внимание к обоим направлениям позволит сделать цифровое будущее индустрии реальностью», — заключает он.