Общий объем государственных закупок в России, включая закупки госкорпораций, в 2020 году превысил 30 трлн рублей. Это огромный рынок, где представители малого и среднего бизнеса имеют ряд привилегий, но как ими воспользоваться и какие инструменты помогают работать в системе госзакупок — в материале РБК+ Петербург.
Доля малого бизнеса
Государство активно стимулирует участие представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) в госзакупках. В соответствии 44-ФЗ и 222-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено конкурентное преимущество перед крупными предприятиями: заказчики обязаны устанавливать ограничения для иных претендентов, кроме компаний малого и среднего бизнеса.
С 1 января 2022 года доля закупок госорганами у МСБ будет увеличена до 25%, отмечает управляющий партнер юридической компании ЦПО групп Анна Коняева. Это должно дать возможность бизнесу активнее участвовать в тендерах и предлагать свои услуги. Так, в рамках 44-ФЗ с 1 января 2022 года лимит на долю закупок госорганами у предприятий МСБ увеличивается с 15% до 25% совокупного годового объема. В рамках 223-ФЗ - с 20% до 25%.
Кто подходит под критерии
Деление на малый и средний бизнес происходит исходя из численности персонала и объема выручки.
По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства, только в Петербурге по состоянию на сентябрь 2021 года, действует свыше 341 тыс. малых и средних предприятий. Однако участвуют в поставках товаров и услуг для государственного рынка лишь малая доля компаний. На всем Северо-Западе за прошлый год лишь 187 предприятий МСБ участвовали в госзакупках по 44 или 223-ФЗ.
Какие преимущества есть у малого бизнеса
У субъектов малого и среднего бизнеса есть ряд законодательно прописанных преимуществ. «В частности, если у МСБ есть опыт выполнения трех госконтрактов на протяжении трех лет и начальная (максимальная) цена закупки не превышает сумму исполненных контрактов, то такое предприятие освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ. Если же обеспечение все-таки необходимо, то предприятие может на свой выбор либо внести собственные денежные средства, либо предоставить банковскую гарантию», — отмечает заместитель управляющего Санкт-Петербургского филиала Промсвязьбанка Дмитрий Клоков.
При расчетах по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом МСБ срок оплаты должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке.
«Эти и другие принятые на государственном уровне меры по привлечению МСБ к государственным закупкам привели к увеличению доли малого и среднего бизнеса в общем объеме госзакупок с 16% в 2016 году до 30% в 2021 году», — говорит Дмитрий Клоков.
Региональная специфика
По словам аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексея Коренева, фактическое участие малых и среднийх предприятий в госзакупках очень сильно отличается от региона региону в силу специфики доминирующих в данном месте сегментов экономики, сложившейся экономической структуры и еще ряда факторов.
«В крупных агломерациях, где бизнес гораздо более диверсифицирован, добиться участия (причем участия успешного) в тех или иных госзакупках проще. В регионах, где местная промышленность ориентирована в основном на крупное производство, связанное, скажем, с добычей природных ископаемых, металлургией и т.д., участие малых и средних предприятий будет ограничиваться поставками лишь отдельных видов оборудования и комплектующих либо оказанием услуг», — поясняет эксперт.
В Петербурге как крупном научно-технологическом и производственном центре активность малого и среднего бизнеса в госзакупках заметно выше, чем в регионах отдаленных либо ориентированных на какое-то одно производство, говорит Коренев.
Препятствия к участию в госзакупках
Однако представители малого и среднего бизнеса хотели бы и большей прозрачности при участии в тендерах и аукционах на подряды, а также расширения перечня товаров и услуг, которые они могли бы поставлять госзаказчикам, улучшения условий кредитования, и снятия необоснованных административных барьеров.
Одно из главных препятствий сегодня — перечень требований к малым и средним предприятиям для их допуска к госзакупкам. Он крайне обширен и достаточно строг. «Скажем, пункт об отсутствии у потенциального соискателя недобросовестных поставщиков и контрагентов многих ставит в откровенно неравное положение — не всегда у малого предприятия имеется техническая возможность заранее проверить «добросовестность» того или иного поставщика», — приводит пример Алексей Коренев.
Другую проблему ранее озвучивал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин: «Стоит отметить еще и кардинальное отсутствие принципа равенства сторон: огромные штрафы и неустойки может предъявить заказчик поставщику (подрядчику), но не наоборот. Перекосы в ответственности: заказчик прописывает неустойку от 0,1 до 2 процентов за каждый день просрочки, а процент за несвоевременную оплату не прописывают. И, как следствие, за несвоевременную оплату поставщик (подрядчик) может предъявить в суде претензию лишь по ключевой ставке, что сегодня составляет 4,5 процента годовых».
Наличие ресурсов, указанное в требованиях, также ограничивает полноценный доступ МСБ к госзакупкам, ведь зачастую получить кредит можно лишь за счет банковской гарантии под уже заключенный договор или контракт. И таких подводных камней в работе МСБ достаточно много, добавляет Алексей Коренев.
Банковские инструменты
Часть вопросов закрывают банки, заинтересованные в сотрудничестве с МСБ. Основные инструменты, которые предоставляют банки для работы в рамках госзакупок — это тендерные гарантии и гарантии исполнения контрактов. Они позволяют МСБ не замораживать собственные средства на счету, используя банковские гарантии для обеспечения участия в закупке и исполнения договора.
Сами условия по банковским гарантиям в последнее время серьезно меняются в пользу бизнеса. Если раньше максимальные лимиты в сегменте МСБ по ним составляли 20-30 млн рублей на клиента, то теперь в разных банках могут увеличиваться до 150 млн рублей. Растет и скорость принятия решения по выдаче гарантии — с одного-двух дней она сократилась до нескольких часов и минут.
Для выполнения госконтрактов существуют и специальные программы кредитования по льготной ставке и зачастую без залога. Банки также участвуют в размещении денежных средств для обеспечения заявок при проведении конкурсов на электронных площадках. «Помимо льготных тарифов обслуживания этих счетов, банки начисляют проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Ставка таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки», — поясняет Дмитрий Клоков.
Также банки предлагают различные акции для участников госзакупок. Например, ПСБ в случае победы на торгах субъекта МСБ возвращает предприятию так называемую «комиссию победителя» — компенсацию оплаты выигравшего участника закупки торговой площадке.
В дальнейшем рост участия малого и среднего бизнеса в госзакупках можно ожидать при упрощении административных процедур, снижении ценового порога вхождения на рынок госуслуг и установлении ценовых преференций по аналогии с мерами поддержки российских производителей, заключает Анна Коняева.