Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петербургский бизнес — о перспективных нишах и шансе для начинающих

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
РБК+ опросил петербургских предпринимателей — участников фотопроекта ПСБ «Бизнес в объективе» о секретах роста в кризис и окне возможностей для начинающих.

Предпринимательский ландшафт в России меняется. Коронакризис — с одной стороны, уменьшил количество участников рынка, с другой — открыл новые возможности для оставшихся. Как предприниматели расширяли бизнес, и какие возможности для развития и запуска новых направлений есть сегодня на рынке — в подборке РБК+ Петербург.

Федор Соколов, президент компании ООО «Фавор-Гарант»:

Фото: проект ПСБ «Бизнес в объективе»
Фото: проект ПСБ «Бизнес в объективе»

«Бизнес компании начинался 25 лет назад с размещения рекламы. Тогда мы обнаружили, что существующие и поставляемые в город рекламные конструкции ненадежные, некрасивые и недешевые. Решили разрабатывать и выпускать их сами. На сегодняшний день производство насчитывает 14 тыс. кв. м, а объем выпускаемой продукции — 18 тыс. единиц в год. И это не только конструкции для размещения рекламы.

По мере развития компетенций мы диверсифицировали бизнес. Сейчас производство рекламоносителей занимает порядка 25-30% от общего объема, еще порядка 30% — элементы благоустройства. Например, создание станций для зарядки электробусов в Москве, умных остановок, скамеек и тумб. Еще 10-15% — это технологические проекты. Например, сани-волокуши для арктических экспедиций и системы докования для маломерных судов. Остальное — товары народного потребления от лестниц до парников.

В прошлом году было два ключевых фактора, повлиявших на наш бизнес. Первый — пандемия. Мы поддерживали своих сотрудников в этот период и выплачивали зарплату. В этом нам помог ПСБ: мы брали два беспроцентных кредита — на поддержку бизнеса и выплату зарплат. Сохранение численности сотрудников позволило нам не выплачивать эти займы.

Второй фактор — рост цен на металл. Он по-прежнему очень силен и оказывает влияние на бизнес. Все конкурсы и аукционы, где закладывались бюджеты, корректировались. Мы долго работали фактически в ноль.

Есть и положительные моменты. Пандемия сократила число игроков на рынке. Здесь сложились несколько факторов: рост цен, ограничения и ужесточение налоговой политики. В пандемию легальный бизнес оказался в более выгодных условиях. В будущем наличие грамотных специалистов и большого опыта позволяет нам рассматривать для себя выход в смежные производственные отрасли».

Константин Бажулин, генеральный директор ООО «ФМ Сервис»:

Фото: проект ПСБ «Бизнес в объективе»
Фото: проект ПСБ «Бизнес в объективе»

«Наша компания была создана в 2015 году, хотя к рынку мы начали присматриваться еще с 2013 года. Сегодня мы оказываем весь спектр услуг по управлению инфраструктурой объектов недвижимости, включая: техническую эксплуатацию, клининг и иные сервисные услуги. За шесть лет мы накопили большой опыт управления эксплуатацией коммерческих, промышленных и административных объектов и сегодня представлены в 27 городах России.

Прошлый год оказал сильное влияние на экономику страны в целом, и на нашу отрасль в частности. Пандемия спровоцировала уход слабых игроков и перераспределение объемов, а также активизировала автоматизацию многих процессов. Во многом нам помогли программы господдержки и банка — мы привлекали и зарплатный заем, и заем на поддержку бизнеса. Это позволило сохранить рабочие места, а также запустить новые проекты, не останавливать развитие.

За прошлый год мы существенно приросли во всех сегментах и сделали большой шаг вперед: расширили число контрактов по управлению коммерческой недвижимостью и торгово-развлекательными центрами, а развитие онлайн-торговли и логистических парков позволило нам выйти на новый для нас рынок складской недвижимости. Особо значимым стал контракт на предэксплуатацию с последующим управлением большого логистического парка в Новосибирске. Наше преимущество как компании среднего бизнеса — гибкость и скорость принятия решений. Эти факторы сегодня становятся ключевыми для большинства заказчиков.

Наши планы — это укрепление своих позиций в уже имеющихся сегментах рынка, а также привлечение заказчиков из новых для нас сегментов. Сейчас мы уделяем особое внимание таким направлениям, как автоматизация процессов, повышение энергоэффективности объектов, получение «зеленого» статуса. Думаем о выходе на рынок ближнего зарубежья — стран СНГ, для начала вместе с нашими действующими заказчиками».

Сергей Лобанов, генеральный директор сети клиник «Стоматологический центр города»:

Фото: проект ПСБ «Бизнес в объективе»
Фото: проект ПСБ «Бизнес в объективе»

«Первый наш центр был открыт еще в 2004 году, и за 17 лет накоплен колоссальный опыт. Однако текущий кризис мы чувствуем сильнее, чем предыдущие. В 2020 году все ждали, что появятся вакцины и все пойдет на убыль, но кризис все еще здесь, хоть острая фаза и пройдена. Думаю, что его причины более фундаментальны — падение спроса населения и высокий уровень заболеваемости.

Несмотря на это, в прошлом году мы открыли два новых центра, расширившись до сети из восьми клиник. Это не следствие пандемии, а задел прошлых лет. Все было готово и лицензировано, а в 2020 году мы просто реализовали свои планы. В ближайшие два года будем делать акцент на освоении новых технологий и модернизацию подходов к лечению.

Рынок за последние 10 лет сильно изменился. Возросла стоимость материалов, а импортная составляющая в стоматологии высока — до 90%. Выросли издержки по коммунальным услугам и аренде, а также фонд оплаты труда.

Совокупность всех этих факторов приводит к сокращению числа игроков на рынке. Сейчас многие готовы продать действующий бизнес. Для эконом-сегмента — это предложения клиник с лицензией в пределах 3 млн рублей. Получается, что кризис дает неплохой шанс тем, кто рассматривает для себя открытие медицинского бизнеса. Открыть центр с нуля будет точно на порядок дороже. Здесь важно обдуманно подойти к созданию бизнес-плана. Период сейчас может и не самый удачный, но именно на фоне спада зачастую рождаются хорошие стартапы».


«Бизнес в объективе» — совместный проект ПСБ с «Опорой России». Он был запущен банком в 2014 году с целью популяризации роли предпринимательства в социально-экономическом развитии страны. За время его существования было проведено более 200 фотовыставок от Владивостока до Калининграда, в которых приняло участие свыше 1 тыс. предпринимателей.

Цель ПСБ как организатора экспозиции — тиражировать истории успеха российского бизнеса, вдохновлять молодых предпринимателей и мотивировать их. Сейчас фотовыставка является частью программы поддержки бизнеса «ПСБ для МСБ», которую банк реализует для поддержки предпринимателей в новых экономических условиях. В этом году героями выставки стали представители малого и среднего предпринимательства. Она объединила несколько десятков историй о том, как бизнес создает новые рабочие места, формирует новое качество жизни и вносит свой вклад в экономику.

Компетенция Как устроена система безопасности в петербургских школах
Содержание
Закрыть