От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Выход на гражданку

Евгений Власов, генеральный директор АК «Ригель»
Евгений Власов, генеральный директор АК «Ригель» (Фото: АК «Ригель»)
Генеральный директор Аккумуляторной компании «Ригель» Евгений Власов — о выходе оборонных технологий производства аккумуляторов на рынки гражданского сектора экономики.

Несмотря на зависимость от импортных материалов и нехватку квалифицированных специалистов, отечественная аккумуляторная промышленность предлагает решения как для оборонного заказа, так и для высокотехнологичных гражданских отраслей. О том, с какими вызовами сталкивается отрасль сегодня и какие перспективы имеет, рассказал в интервью РБК+ генеральный директор Аккумуляторной компании «Ригель» Евгений Власов.

Автономность во всем

— Ваш основной заказчик на сегодняшний день — Военно-Морской флот в лице тех или иных представителей. Какие факторы сегодня определяют развитие отечественного кораблестроения, и как на эту отрасль повлияла пандемия?

— Действительно, мы работаем, в основном, именно с кораблестроителями и являемся стратегическим поставщиком и разработчиком батарей для ВМФ. Главное направление развития — это постоянное повышение тактико-технических характеристик кораблей и судов, что существенно зависит от их энерговооруженности. Военная доктрина Российской Федерации включает в число приоритетов использование автономных и беспилотных объектов, повышение их автономности, скрытности. Для нас, как для компании-поставщика энергетических решений, это новые задачи, которые мы готовы решать.

Влияние пандемии мы, безусловно, заметили. Ряд работ пришлось завершать с некоторым отставанием из-за локдауна смежников и поставщиков. Однако, надо отметить и готовность нашего коллектива работать ударными темпами, и готовность акционеров дополнительно финансировать выполнение работ.

— Говоря об аккумуляторном производстве, какие основные проблемы отрасли вы можете выделить на сегодняшний день?

— В первую очередь, отсутствие отечественных материалов. Наша компания практически с нуля изготавливает аккумуляторы, которые находят применение в самой различной технике специального назначения. И для нас важно — в первую очередь, с точки зрения энергетической и экономической безопасности — чтобы применяемые материалы также были отечественными.

Мы над этим работаем: ведем постоянный поиск, закупаем тестовые образцы. Но пока предложения отечественных поставщиков — это лабораторные объемы с неустойчивым уровнем качества.

Еще одна проблема — отсутствие достаточных стандартов разработки аккумуляторов и аккумуляторных батарей. ГОСТов недостаточно. Нет также механизмов регулирования исполнения заказа в нашей достаточно узкой сфере. Мы сталкиваемся с тем, что на серьезные работы, в том числе по созданию техники специального применения, выходят компании без опыта и зачастую просто закупают аккумуляторы зарубежом.

Мы сталкиваемся с тем, что на серьезные работы, в том числе по созданию техники специального применения, выходят компании без опыта и зачастую просто закупают аккумуляторы зарубежом.

— А как обстоят дела с трудовыми ресурсами?

— Кадровая проблема стоит крайне остро. У нас есть долговременные договоры с вузами, но найти студента-электрохимика, который хочет работать в промышленности по специальности, сегодня крайне сложно. Приходят хорошие электронщики, программисты — с этим проще. Хорошие платформы по работе с новыми технологиями созданы и в Санкт-Петербургском государственном университете, и в Политехническом университете, но речь идет о внутренних коллективах, которые выполняют для нас различные подрядные работы, и этих специалистов явно недостаточно. Неплохие группы по электрохимии есть также в Казани и в Уфе. Но на сегодняшний день рынок требует в разы большего количества специалистов. И не только электрохимиков, но и технологов, техников, эксплуатантов.

— Вы нашли для себя решение?

— В 2013 году «Ригель» открыл собственный учебно-испытательный центр, задача которого — подготовка и обучение профессионалов в части разработки, изготовления и эксплуатации наших батарей. Там же мы проводим испытания батарей при участии специалистов от организаций, где батареи будут эксплуатироваться. Это существенно снижает риски, связанные с человеческим фактором. В этом же центре мы проводим занятия для студентов вузов-партнеров, отбираем «алмазы», которых принимаем на практику в расчете на будущие кадры.

Экспансия «на гражданку»

— Около полутора лет назад в вашей компании сменился состав акционеров. Какие итоги вы можете подвести за это время?

— Смена собственников компании всегда стресс для менеджмента, да и для всего персонала. Нашей команде повезло, новые собственники серьезные игроки рынка промышленных инвестиций.

С самого начала были сделаны шаги по стабилизации компании «Ригель»: компенсирован разрыв по заработной плате, сформирована программа восстановления производства серийной продукции, форсирован процесс выполнения текущих опытно-конструкторских разработок.

— Какие планы на будущее?

— Мы остаемся на рынке энергетики специального применения, но понимаем, что надо выходить на рынок гражданской продукции. Мы смотрим как на «соседние» рынки, так и на те, которые не являются соседними и понятными. Это, опять же, отдельный бюджет акционеров. Год назад мы инвестировали в разработку аккумуляторов для маломерных пассажирских судов. У нас есть решения для систем связи, которыми заинтересовались мобильные операторы. Есть решения для портативной энергетики — носимая электроника, обеспечивающая энергопотребление одного специалиста. Решения для транспортной энергетики. Мы сейчас находимся в диалоге с производителями электромобилей и понимаем, что наши компетенции позволят нам комфортно себя чувствовать на этом рынке.

Мы сейчас находимся в диалоге с производителями электромобилей и понимаем, что наши компетенции позволят нам комфортно себя чувствовать на этом рынке.

— С какими разработками вы выходите на международный салон Армия 2021?

— Мы покажем решения не только для Военно-Морского флота, продемонстрируем новые подходы к обеспечению безопасности, которые по эффективности, пожалуй, обгоняют все существующие на сегодняшний день.

На Армии 2020 мы назвали свою экспозицию «Ригель. Снова в строю», чтобы показать, что наше предприятие вернулось в строй с поддержкой новых акционеров. На Армии 2021 наш слоган «Ригель. Следую своим курсом», и наш курс — решение инновационных задач, направленных на развитие как оборонных, так и гражданских отраслей в кооперации с ведущими научными и производственными организациями.

— Какие тренды, на ваш взгляд, будут определять развитие аккумуляторной отрасли в ближайшем будущем?

— В современной независимой энергетике специального применения два основных тренда. Это механизмы повышения энергоемкости и обеспечение безопасности. Наше предприятие внедряет системный подход, где и обеспечение энергоемкости, и обеспечение безопасности ложится не только на аккумулятор и аккумуляторную батарею, но и на окружающие его инженерные системы и устройства, и на эксплуатирующих его людей. Сейчас это новаторский подход, который мы обсуждаем в узкой среде специалистов, но мировая тенденция будет именно такой.

Справка:

АО «Аккумуляторная компания Ригель» — один из старейших разработчиков и производителей аккумуляторных элементов и батарей. Компания работает преимущественно по гособоронзаказу. В апреле 2020 года 100% акций компании приобрел холдинг «Теллус Групп», инвестиционным партнером холдинга выступила компания «Евроинвест», возглавляемая Андреем Березиным.

Содержание
Закрыть