«За последние 12 лет нефтегазовая отрасль перенесла три кризиса. Будучи достаточно зарегулированной и консервативной с точки зрения адаптации цифровой повестки отраслью, нефтегаз слабо отреагировал на кризисные 2009 и 2016 годы. Третий же обвал цен сопровождался пандемией, глобальным гуманитарным кризисом и, как следствие, снижением спроса на энергоносители. Это явилось серьезным стимулом для оптимизации производства и повышения его рентабельности.
Кроме того, одним из драйверов цифровизации нефтегаза является удешевление производства возобновляемой энергии. Направление это относительно новое, поэтому при строительстве используются последние технологические разработки. Так, в Европе при проектировании ветряных ферм учитываются затраты на внедрение сети 5G для подключения всех турбин в единую защищенную сеть для оптимального управления и своевременного обслуживание парка. Аналитики также прогнозируют переход в сторону производства электромобилей. Это естественным образом повлияет на общую тенденцию потребления топлива в мире.
Как результат — стагнация спроса на углеводороды и его устойчивое падение после 2035 года. На рынке останутся только те нефтегазовые проекты, которые имеют низкую себестоимость в результате внедрения новых технологий, в частности концепции цифрового месторождения.
Поэтому сегодня нефтяные компании создают департаменты по цифровизации, которые могут дать фору ведущим IT-игрокам. Отрасль понимает, что высокие технологии — это не роскошь, а шанс одержать победу в борьбе за рынок как с прямыми конкурентами, так и косвенными.
Важно и повышение эффективности цепочки добавленной стоимости производства углеводородов. Например, при добыче основной акцент нефтегазовые компании делают на скорости и безопасности процесса. В первом случае можно говорить о внедрении перспективных аналитических систем и датчиков для оперативной передачи информации о состоянии породы при бурении и т.д. Также это инвестиции в «подключенных» работников или мобильных обходчиков, позволяющих получать информацию об их местонахождении, физическом состоянии, давать рекомендации и инструкции в AR [augmented reality, AR — дополненная реальность, ред.].
Важной задачей является и логистика углеводородов. За последние несколько лет мы увидели, каковы последствия разливов нефтепродуктов для бизнеса. Поэтому операторы по транспортировке углеводородов уделяют особое внимание организации мероприятий по предотвращению аварий и связанных с ними загрязнений среды. Для инспекции нефте— и газопроводов многие стали использовать дроны, которые в режиме реального времени передают видеопоток и информацию от датчиков в аналитический центр: он автоматически сравнивает их с цифровой моделью транспортной сети и при нахождении критических изменений сигнализирует.
Все большую популярность в отрасли набирает концепция цифрового двойника. Это мощная цифровая среда, которая идеально отражает производственную линию, облегчая оптимизацию сложных процессов и производственных сценариев. Еще в 2017 году Gartner назвал ее одним из 10 стратегических технотрендов.
Для осуществления указанных выше подходов предприятия нефтегазового сектора должны серьезно подойти к вопросу строительства критической инфраструктуры — сети передачи данных. Львиная доля глобальных игроков уже сделала ставку на частные мобильные сети и на 4G и 5G. Они позволяют реализовать комплексный подход к решению широкого спектра задач и, конечно, они создают безопасную высоконадежную сеть с регламентированными минимальными задержками до 1 мс в сети 5G и 10 — в сети LTE.
Добывающая отрасль России следует мировым тенденциям и одна из первых стала переходить на цифру, внедряя частные мобильные 5G-ready сети. Например, совместно с компанией МТС мы строим первую коммерческую сеть 5G-ready для компании «Полиметалл» на золоторудном месторождении Нежданинское в Республике Саха (Якутия). В беспроводную сеть будут интегрированы внутренняя сеть IP-телефонии, мобильные устройства сотрудников, системы горнорудной диспетчеризации, позиционирования, удаленного и автоматизированного управления экскаваторами, буровыми станками, измерительными устройствами, автоматизированными системами пожаротушения и видеомониторинга. Запуск решений также повысит уровень промышленной безопасности.
В 2021 году в горных выработках шахты «Шерегешская» МТС развернет выделенную сеть передачи данных на оборудовании Ericsson для реализации программы цифровой трансформации, которая на первом этапе предусматривает создание системы голосовой радиосвязи, видеотрансляции, аварийного оповещения, диспетчеризации, позиционирования и автономного управления горнорудной техникой — погрузочно-разгрузочными машинами и шахтными локомотивами. Сеть с оборудованием в рудничном исполнении будет интегрирована с существующими системами связи и ИТ-инфраструктуры шахты.
Совместное исследование Ericsson, Komatsu, Epiroc и Arthur D. Little «Мобильные технологии для добывающей отрасли» (Connected Mining) говорит о том, что инвестиции в несколько сценариев применения сети, которые я упомянул ранее, сокращает срок окупаемости проекта до двух-трех лет.
Сейчас все горнорудные компании понимают, что добывающая отрасль может адаптироваться к цифровой реальности только начав применять прогрессивные методы добычи, транспортировки и переработки сырья. Добывающая отрасль только начинает использовать мобильные технологии, однако уже представлено много решений, помогающих снизить издержки, повысить эффективность и безопасность работ. Мы уверены, что мобильные технологии станут основой для развития добывающей промышленности».