«Россия сделала за последнее время практически семимильный скачок на пути цифровой трансформации. Это касается всех сфер жизни, и строительство и девелопмент не исключение. Более того, мне кажется, в России цифровизация происходит гораздо активнее, чем в других странах. Безусловно, за рубежом этот процесс также идет, но то, что происходит в этом направлении в нашей стране, каким образом мы развиваем стратегию цифровизации, насколько быстро мы меняемся — впечатляет.
Радует то, что цифровизации ради цифровизации в компаниях не наблюдается — по крайней мере сейчас. К примеру, наша компания оцифровывает только те направления, где есть цикличность процессов и где можно замерить результат. Поэтому если в начале проекта мы производим замеры и понимаем, что уже сегодня вложенные в цифровую трансформацию процесса деньги и проведенные работы дадут нам некоторый качественный или количественный результат, то данная инициатива получает продолжение и активно внедряется.
Один из важных плюсов цифровизации, на мой взгляд, это возможность анализа происходящего и минимизация потерь от человеческого фактора. Человек может забыть что-то записать, заполнить соответствующий журнал, ошибиться при анализе показателей и соответственно сделать неправильные выводы. При цифровизации подобное просто невозможно: ИТ-система думает быстрее и выдает более точный результат, чем человек.
Для нашей отрасли это особенно важно, потому что объем данных, который приходится порой обрабатывать в девелопменте, огромен — это без преувеличения Big Data. Участники строительного процесса обмениваются колоссальным количеством документов, нам приходится строить финансовые модели, в том числе для банков. Работать с Big Data в ручном режиме практически невозможно: данные нужно не только не терять, но и правильно интерпретировать.
Результаты цифровизации нашей отрасли особенно заметны во всем, что касается клиентского сервиса, управления сделками, их регистрации. Понимание необходимости оцифровать процессы было у многих, пандемия лишь подчеркнула потребности отрасли и ускорила процесс внедрения. И действительно, сейчас сложно представить компанию, намеренную конкурировать за рынок и не предлагающую онлайн-сервисов.
Однако не меньшая потребность есть и в оцифровке тех направлений, которые связаны с управлением самим проектом, финансовыми моделями, управлением капиталом. Это то, чего не видит клиент, но что не менее важно и для него, и для нашего бизнеса, но об этом говорят, увы, существенно реже.
Среди сдерживающих цифровизацию сферы недвижимости факторов выделю два, на мой взгляд, самых значимых. Первый — это непринятие сотрудниками компаний происходящих изменений. Цифровизация, действительно, заставляет несколько иначе работать, поэтому многие видят в ней как минимум раздражающий фактор, если не вселенское зло. Позже, по мере привыкания, конечно, плюсы новых инструментов и процессов перевешивают, но на первых этапах такое отношение — серьезная помеха.
Второе препятствие — это отсутствие на рынке достаточно большого пула квалифицированных ИТ-компаний и интеграторов, которые разрабатывали бы необходимые решения в соответствии со стратегией развития конкретной компании. Мы с такой проблемой столкнулись.
Есть, безусловно, и другие сдерживающие факторы — в том числе не всем доступные в текущей экономической ситуации инвестиции или отсутствие публичных кейсов с показательными результатами. Но самое главное: органической трансформации иногда мешают решения регулятора. Рассчитывать на то, что проявление активности государства в вопросах цифровизации сподвигнет весь бизнес перейти на цифру, не стоит. Вспомните: 214-ФЗ меняется так часто и настолько серьезно, переворачивая рынок с ног на голову, что подстраиваться под него крайне сложно. Так что просить от регулятора стоит разве что меньшей глубины вмешательства в ситуацию и стабильности в законодательстве. Представители государства, безусловно, должны понимать, что рынок в любом случае рано или поздно неизбежно придет к применению цифровых технологий, но принуждать нас к этому не надо».